Модельный ряд компании Meusburger Новтрак представлен широчайшей линейкой полуприцепов и прицепов, а также надстроек на шасси.
Новтрак специализируется на изготовлении нестандартных и инновационных моделей, разработанных специально под заказчика с учетом его требований и условий грузоперевозок.
Реклама. ЗАО «НОВТРАК», ИНН 5321035445
Erid: F7NfYUJCUneLuWRntvy6
В 2022 году российский леспром столкнулся с небывалым давлением. И дело не только в том, что из-за санкционных ограничений оказались перекрыты пути экспорта лесопродукции в Европу, которая прежде являлась одним из основных рынков сбыта для предприятий СЗФО. Также в результате санкционной политики Запада рухнули объёмы продаж лесопродукции, снизились цены на внутреннем и внешних рынках, случился транспортный коллапс и т. д.
Особенно тяжёлая ситуация сложилась в моногородах, экономика которых напрямую связана с деятельностью лесопромышленного комплекса. Эту проблему обсудили эксперты в рамках прошедшего в начале марта XIX Красноярского экономического форума. На круглом столе «Развитие лесного комплекса Сибири. Логистика в новых экономических реалиях» Александр Коробкин, заместитель министра лесного хозяйства Красноярского края, отметил, что непростая ситуация в экономике и мире оказала влияние и на сибирский ЛПК, хотя он и до введения ограничений поставлял свою продукцию преимущественно на китайский рынок. В частности, в крае сегодня наблюдается серьёзный спад по объёмам лесозаготовки (на 17%) и лесопереработки (на 27%).
Приостановка лесозаготовительных работ тут же негативно сказалась на экономике таких сибирских моногородов, как Лесосибирск, Канск, Карабула, Богучаны — они являются основными отправителями лесных грузов в регионе.
Эксперты считают, что куда более серьёзного спада в отрасли следует ожидать как раз в 2023 году. Удержать российский ЛПК на плаву власти пытаются за счёт таких мер поддержки, как перевод котельных на биотопливо, стимулирование развития деревянного домостроения, введение льгот для промышленных кластеров и экспортных субсидий и т. д. Однако этого, считают сами игроки рынка, явно недостаточно.
Всё это плавно подвело отраслевых экспертов к мысли о том, что отечественный ЛПК в сегодняшних непростых реалиях нуждается в новой стратегии развития до 2030 года, которая будет содержать взаимосвязанные, взаимодополняющие и чётко продуманные меры, а также решать актуальные задачи и обеспечить российские предприятия конкурентными преимуществами уже на этапе обеспечения их лесными ресурсами.
В списке поручений президента России, опубликованном на сайте Кремля, Правительству во главе с премьер-министром Михаилом Мишустиным была поставлена задача актуализировать этот важный для отрасли документ:
«Обеспечить актуализацию Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, обратив внимание на необходимость:
1) уточнения целевых показателей, определяющих параметры развития лесной промышленности в долгосрочной перспективе (с учётом увеличения доли данного сектора экономики в валовом внутреннем продукте);
2) повышения уровня обработки и переработки древесины, а также масштабирования технологических цепочек получения продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости;
3) импортозамещения в сфере лесной промышленности с учетом текущих и перспективных потребностей».
Поможет ли «актуализация» стратегии лесной отрасли, вопрос, ответ на который в ближайшее время узнать не выйдет. Согласно информации на сайте Кремля, доклад о проделанной работе Михаил Мишустин должен будет представить лишь 31 марта 2024 года.
«Лесной комплекс» также провёл среди своих читателей опрос на эту тему в телеграм-канале, и более 50% респондентов оказались уверены в том, что Стратегию необходимо не просто актуализировать, а создать заново.
Высказались на эту тему и природозащитники: они отметили, что Правительство занимается разработкой этой стратегии на протяжении многих лет, однако ничего по-настоящему «дельного и практически применимого» ему добиться в этом направлении так и не удалось. В успех актуализированного документа экологам пока не верится.
Однако одной лишь актуализацией Стратегии развития лесной отрасли до 2030 года в этот раз дело не обошлось. Всего представленный на сайте Кремля перечень включает 38 поручений, которые, как отметил председатель комитета Архангельского областного Собрания по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии Александр Дятлов, были составлены на основе предложений, которые ранее выдвигал комитет области.
В колонке для Федерального агентства новостей Александр Дятлов выразил мнение, что поручения — это, по сути, «реформа лесной отрасли». Заключается данная «реформа», по его мнению, в том, что она внедряет кардинально новые подходы, чрезвычайно важные в условиях сложившейся непростой экономической ситуации.
«В документе учтены многие наши предложения, выработанные с участием губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, депутатского корпуса, лесопромышленников региона. Мы предлагали поддержать: производителей пеллет, поскольку сейчас лесопромышленники ищут пути выхода из сложившейся ситуации во избежание сокращения трудовых ресурсов, образования свалок древесных отходов; строительство деревянных жилых зданий; предприятия лесного комплекса, пострадавшие в результате отказа поставщиков из недружественных государств от исполнения договоров поставки приобретённого данными организациями оборудования. Все эти наши предложения нашли свое отражение», — отметил Александр Дятлов.
Например, одно из поручений, действительно, касается предоставления в ближайшие два года дополнительных кредитов на модернизацию действующих котельных, работающих на угле и мазуте, при их переводе на биотопливо (в том числе пеллеты) и строительство новых котельных, работающих на биотопливе. Сумма кредитов, согласно документу, не должна составлять менее 15 миллиардов рублей.
Эта мера, как и объём казначейских кредитов, вызвала вопросы у представителей природозащитных организация. В частности, поддержка отчего-то распространяется лишь на два федеральных округа: СЗФО и ДФО. Природозащитники подчёркивают, что в подобных мерах нуждаются также и остальные округа, а суммы в 15 миллиардов рублей явно не хватит для того, чтобы обеспечить и перевод старых котельных на биотопливо, и строительство новых:
«Это даже в масштабах двух округов не очень много. Просто для иллюстрации масштабов проблемы: в 2021 году из России было экспортировано одних только пеллет примерно на 24 млрд рублей, и этот рынок в основном умер. Кстати, применительно именно к СЗФО и ДФО в долгосрочной перспективе для муниципальных котельных более перспективны щепа или кусковые отходы, чем пеллеты».
Стоит отметить, что возможность перевода котельных на пеллеты активно обсуждалась пару лет назад. В частности, эксперт в области электроэнергетики Сергей Сизиков в 2021 году в разговоре с редакцией «Лесного комплекса» отметил, что применение биотоплива выгодно только в объектах малой энергетики, для частных нужд, малых предприятий и труднодоступных мест. А вот в случае с крупной городской ТЭЦ использование пеллет представляется маловозможным.
Также уже в текущем году своим мнением относительно возможностей перевода котельных и ТЭЦ на биотопливо с «Лесным комплексом» поделились ведущий научный сотрудник кафедры ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета Юлия Грызенкова и Ольга Калюжная, президент Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес».
Юрия Грызенкова считает выделение средств на перевод муниципальных котельных на пеллеты разумной мерой, которая может принести позитивный результат в России. Основной проблемой использования пеллет в нашей стране является необходимость замены оборудования, которое стоит дороже обычных котлов на мазуте и газе.
Ольга Калюжная, в свою очередь, отмечает, что важно учитывать особенности отдельных котельных с точки зрения эффективности перевода. В каких-то случаях эффективнее переводить на газ, в каких-то — на щепу, а где-то — на пеллеты.
Также на повестке у Правительства стоит и популяризация деревянного домостроения среди населения. Властям было поручено обеспечить «развитие производства деревянных домокомплектов заводского изготовления» за счёт развития ИЖС. Также переселить в деревянные дома планируют граждан из аварийного жилья:
«Правительству Российской Федерации — обеспечить выделение в 2023 и 2024 годах из федерального бюджета средств в объеме до 10 миллиардов рублей ежегодно на строительство деревянных малоэтажных жилых зданий с использованием отечественных деревянных домокомплектов заводского изготовления в целях осуществления мероприятий по переселению граждан из аварийных домов (в том числе за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете в 2024 и 2025 годах, на финансирование таких мероприятий)», — сказано в поручениях главы государства.
Природозащитники эту меру одобрили, но всё же отметили, что выделения средств в объёме до 10 млрд рублей явно не достаточно для полноценной поддержки производителей:
«Развитие деревянного домостроения — это мера поддержки российских деревообработчиков, год назад потерявших основную часть традиционных и наиболее выгодных внешних рынков. Для иллюстрации масштаба проблемы: в 2021 году из России было экспортировано пиломатериалов (код 4407) примерно на 450 миллиардов рублей, так что потери от утраты части внешних рынков исчисляются первыми сотнями миллиардов рублей в год. Ежегодная поддержка в 10 млрд рублей, конечно, смягчит эту утрату, но не сильно. Заметно облегчить своё положение смогут разве что отдельные предприятия, способные протоптать дорожку к бюджетной кормушке».
Также президент поручил Правительству РФ расширить применение отечественных деревянных домокомплектов в целях модернизации отделений почтовой связи. Так что скоро работники «Почты России» смогут «переехать» в уютные деревянные офисы.
Ещё одно поручение касается вопроса предоставления до 1 января 2024 года юрлицам и ИП, осуществляющим лесозаготовку, отсрочки от уплаты арендной платы по договорам аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с уменьшением объёма древесины, заготавливаемой в 2023 году на территориях субъектов РФ, не входящих в состав СЗФО. Важным условием является сохранение численность рабочих мест.
Также при разговоре о финансах нельзя не упомянуть и вопросы логистики. Особое внимание президент поручил уделить перевозке леса железнодорожным транспортом, на чём особенно настаивали лесопромышленники в последние месяцы.
Таким образом, до 31 марта 2023 года Правительство России совместно с ОАО «РЖД» должны рассмотреть вопрос очерёдности перевозок лесопродукции ж/д транспортом. В частности, им надлежит определить перевозки продукции ЛПК как приоритетные при условии наличия у экспортёра такой продукции производственных мощностей и подтверждённой грузовой базы лесных грузов.
А ещё Правительству и Госдуме Федерального Собрания Российской Федерации поручено принять меры, направленные на совершенствование правового регулирования вопросов создания лесных дорог.
Лесному хозяйству в поручениях президента отведена не самая большая роль. Значительная часть мер направлена на поддержку лесной промышленности. К лесному хозяйству относится лишь одна из них, касающаяся восстановления леса в границах Байкальской природной территории и выращивания посадочного материала:
«Минприроды России совместно с Правительством Республики Бурятия, Правительством Забайкальского края и Правительством Иркутской области рассмотреть вопрос обеспечения лесовосстановления в границах Байкальской природной территории и выращивания саженцев, сеянцев лесных хвойных древесных пород».
Природозащитники считают, что это поручение большого практического смысла не имеет, так как действующее лесное законодательство РФ представляет лесовосстановление лишь как начальную стадию воспроизводства лесов. Дальнейшие стадии, такие как качественные рубки ухода в «молодняках», чаще всего игнорируются, из-за чего процесс воспроизводства лесов оказывается безрезультатным: абсолютное большинство сеянцев после посадки погибает из-за отсутствия полного цикла последующих уходов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в отраслевой среде опубликованные поручения вызвали диаметрально противоположную реакцию. В то время как некоторые игроки рынка встретили предложенные меры с воодушевлением, часть их коллег смотрит на происходящее с изрядной долей скептицизма.
«Перечень больше похож на мешанину из предложений разных групп лоббистов, чем на системный и хорошо проработанный план поддержки лесного комплекса», — резюмировали природозащитники.
Однако в сегодняшней ситуации, как уже не раз отмечали эксперты и аналитики, сложно что-либо загадывать наперёд. Первые доклады о выполнении части данных поручений будут представлены уже завтра, 31 марта 2023 года.
Удержаться на плаву: господдержка ЛПК в условиях санкций
Согласно последним данным Росстата, в январе — апреле производство пиломатериалов в стране увеличилось на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 9,7 млн кубометров. Производство фанеры при этом возросло на 14,5%, составив...
Читать далее...
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.