КЭФ-2023: логистика в центре внимания | Лесной комплекс
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях

С 1 по 3 марта в Красноярске проходил XIX Красноярский экономический форум, в рамках которого состоялось заседание Экспертно-консультативного Совета по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Участники круглого стола «Развитие лесного комплекса Сибири. Логистика в новых экономических реалиях» обсудили состояние и перспективы отрасли, а также обратили внимание на такие проблемы, как перераспределение логистических потоков и переориентация ЛПК на новые рынки сбыта, поддержка леспрома в условиях кризиса и т. д. 

Модератором круглого стола выступила Татьяна Гигель, сенатор РФ и председатель Экспертно-консультативного Совета по лесному комплексу при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Вопросы экспорта и логистики

Григорий Гусев, заместитель директора Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли РФ, в своём докладе рассказал о возможностях решения логистических проблем предприятий ЛПК с использованием механизма оперативного штаба Минпромторга. В частности, эксперт отметил, что власти «перемудрили» с таможенной политикой. Сегодня Минпромторг работает над тем, чтобы изъять деревянные столбы из списка продукции, запрещённой к экспорту. 

По словам Гусева, главным инструментом поддержки экспорта и логистики на сегодняшний день остаётся Постановление Правительства РФ № 1347 «О государственной поддержке российских организаций промышленности в целях компенсации затрат на транспортировку промышленной продукции». Речь идёт об экспортных субсидиях. 

«Размер субсидии увеличен с 7 февраля с 300 миллионов рублей на одну компанию до 500 миллионов рублей. Мы ожидаем начало приёма заявок, в лучшем случае, в середине марта, в худшем случае, в середине апреля. Это связано с тем, что Минфин внёс постановление, которое определяет все субсидиарные меры поддержки через электронный бюджет. <…>

Лесопромышленный комплекс всегда был главным получателем транспортных субсидий. 50% и больше этих денег выбирают лесники, лесопромышленники. За прошлый год сумма полученной субсидии только на лесопромышленный комплекс составила 7,9 миллиарда рублей. Как правило, на вторую категорию отраслей, где базовые отрасли промышленности — химия, металлургия и лес, планируется 30% кассы. После того, как проходят конкурсы, и машиностроители не выбирают всю субсидию, она докассируется, и лесники с удовольствием её используют», — рассказал эксперт. 

Владимир Читоркин, заместитель председателя Правительства Иркутской области, в свою очередь, прокомментировал эту меру поддержки, подчеркнув, что субсидии не могут быть «панацеей». 2023 год, считает он, должен стать неким переломным периодом для ЛПК, который будет перераспределять логистические потоки. Отрасль уже выходит на новые рынки, включая, конечно же, азиатский. 

Также Минпромторг, по поручению Виктории Абрамченко и президента РФ, проработал изменения во временные правила, согласно которым лесные грузы получили приоритет при перевозках по железным дорогам: 

«Мы прописали изменения во временные правила, в которых определили, что приоритетом на получение ГУ должны быть компании, которые: а) обладают арендой;

б) производственными мощностями, чтобы минимизировать доступ этих грузов к этим ГУшкам коммерсантов и посредников». 

В ОАО «РЖД», к слову, внесли встречное предложение, которое заключается в том, чтобы дать приоритет только продукции ЛПК, следующей в составе контейнерных поездов в экспортном направлении, и грузоотправителям, обладающим собственными производственными мощностями по переработке древесины или лесосырьевой базой.

Также было принято постановление по открытию трёх пунктов пропуска для пиломатериалов на российско-казахстанской границе и одного пункта пропуска на границе России и Республики Беларусь. Гусев сообщил, что правительство рассматривает возможность расширения этих пунктов.

Фото: pxhere.com

Эксперт подчеркнул, что по-прежнему актуальной проблемой остаётся загруженность казахстанских железных дорог, которые не справляются с объёмами перевозимой продукции. Этот вопрос, отметил Гусев, находится «на высокой повестке».  

Моногорода в зоне риска

Александр Коробкин, заместитель министра лесного хозяйства Красноярского края, отметил, что регион, как и соседствующая с ним Иркутская область, ориентированы в основном на Китай. Однако непростая ситуация в экономике и мире оказала влияние и на сибирский ЛПК. В частности, в крае наблюдается серьёзный спад по объёмам лесозаготовки (на 17%) и лесопереработки (на 27%). У этого снижения есть несколько причин: 

  • введение моратория со стороны КНР по причине эпидемии;
  • снижение пропускной способности на погранпереходах из-за высокого потока грузов из-за других регионов;
  • запреты со стороны Казахстана по транзиту;
  • недостаточное согласование заявок формы ГУ-12.

Заместитель министра лесного хозяйства Красноярского края подчеркнул, что образовавшееся в итоге затоваривание складов готовой продукцией повлекло за собой приостановку лесозаготовительных работ. Особенно серьёзной оказалась ситуация в моногородах, экономика которых напрямую зависит от эффективности работы ЛПК. Лесосибирск, Канск, Карабула, Богучаны — эти города являются основными отправителями лесных грузов в регионе.

Читайте также: «Санкции больно бьют по ЛПК: экономика моногородов под угрозой».  

К слову, министр лесного хозяйства Красноярского края Алексей Панов также в рамках КЭФ-2023 предложил для устойчивого развития лесопромышленного комплекса разработать дополнительные меры господдержки предприятий лесной отрасли. Это касается предоставления субсидий и льготного кредитования компаниям как на федеральном, так и на региональном уровнях.

«В настоящее время мы готовим пакет документов для рассмотрения на сессии Законодательного собрания Красноярского края о внесении изменений в действующий краевой закон о предоставлении отсрочки компаниям по уплате арендных платежей за лесные участки. Предприятия, которые воспользовались данной мерой поддержки в 2022 году, должны внести отсроченные платежи до конца марта этого года. Мы предлагаем срок оплаты перенести до 31 декабря 2023 года. Второе предложение касается отмены начислений за аренду лесных участков компаниям в 2023 году», — сказал министр.

Павел Билибин, вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортёров России, в своём докладе подчеркнул, что цифры 2022 года не являются фатальными. Куда более серьёзного спада в отрасли, по его словам, следует ожидать в текущем году: 

«Сейчас мы уже видим, что объёмы переработки снижаются. Заготовки снизились кратно — до 30%. Думаю, что падение будет больше в следующем году. Естественно, сокращение объёмов продаж и переработки привело к снижению рентабельности лесоперерабатывающей отрасли. В меньшей степени это, конечно, коснулось ЦБП. В первую очередь потому, что рынки ЦБП не закрылись, а ещё потому что ЦБП — всё-таки самая высокомаржинальная отрасль в ЛПК».  

Пеллеты поставлять некуда

Сегодня, по словам Павла Билибина, структура логистики значительно изменилась. В настоящее время действует фактически полный запрет продажи Российской продукции в страны Евросоюза. При этом, отметил эксперт, российские компании перешли на навалочную погрузку лесоматериалов на палубу для транспортировки на рынки стран MENA. Также появились и мультимодальные прямые маршруты (формата «река — море») из СЗФО, были запущены прямые автомобильные маршруты в Турцию, Ирак и Иран, а также появились новые перевозчики и маршруты.

«Хочется отметить, что мы всё-таки продолжаем продажу в США, Японию и Южную Корею — эти страны запрета не ввели. Япония и Южная Корея на текущий момент являются, по сути, единственными импортёрами наших пеллет. Пеллеты больше нам продавать некуда», — рассказал Билибин.

Он также подчеркнул, что обвал рынка пеллет в большей степени сказался на компаниях Северо-Запада, которые не могут везти свою продукцию в Японию, Южную Корею. Недоступен для них и рынок Китая, на который они исторически не ездили.

русский лес экономика замкнутого цикла
Фото: https://www.vecteezy.com

Аналитическое агентство WhatWood в рамках VIII Биотопливного конгресса также сообщило о том, что основным рынком сбыта российских пеллет стала Южная Корея. За год поставки в эту страны выросли в 3,5 раза, до 555 тыс. т. Однако в 4 квартале 2022 года в стране наблюдался достаточный объём запасов и сниженный уровень спроса, что сказалось на уровне экспортных цен. 

Руслан Юдин, начальник Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ООО «РЖД», также отметил, что поставки топливных гранул в Южную Корею выросли. 

Рекомендации приняты 

По итогам заседания Экспертно-консультативного совета по лесному комплексу была принята резолюция, в которую вошли рекомендации, разработанные в рамках КЭФ-2023. Результаты не заставили себя долго ждать. 

Правительству РФ Совет Федерации рекомендовал рассмотреть возможность открытия пограничных переходов для перевозки продукции ЛПК автотранспортом на территории Сибирского федерального округа. Также предлагается обратить внимание на возможность использования Северного морского пути для перевозки лесных грузов из СФО. 

А ещё Правительству рекомендовано совместно с Минтрансом России поработать над увеличением допустимой массы шестиосного и более автопоезда с 44 до 55 тонн в период перевозки продукции ЛПК.

Не остался в стороне и Минпромторг. Совет Федерации рекомендовал ведомству сформировать список приоритетных грузоотправителей, в котором будут учтены интересы крупных лесопереработчиков и лесоперерабатывающих предприятий малого и среднего бизнеса, а также проработать вопрос открытия пограничных переходов на территории СФО для перевозок лесных грузов автотранспортом на территории соседних государств. 

Дополнительно Минпромторгу рекомендовали проработать вопрос дифференциации размера субсидий на компенсацию части затрат на транспортировку продукции ЛПК.

Читайте также: «Китайский рынок и российский экспорт: а есть ли переориентация?». 

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Hausmesse-2023
Meusburger Новтрак вновь собирает гостей со всей России на... 16-18 июня в Великом Новгороде пройдет домашняя выставка...
Читать онлайн
Новости

Лесная промышленность: во что инвестировать в 2024 году?

Стоит ли инвестировать в ЛПК в 2024 году? На этот вопрос игроки рынка отвечают по-разному: кто-то настаивает на том, что делать это при нынешней ставке Центрального банка затруднительно; другие считают, что в нестабильной ситуации и вовсе стоит...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.