Стоит ли упоминать, что лесная отрасль переживает сейчас не лучшие времена. Но кризис, как известно, — время контрастов. Пока некоторые предприятия вынуждены сокращать штат и закрывать часть подразделений, другие, напротив, приобретают активы и открывают новые производства. О том, получилось ли адаптироваться к переменам и что ждёт рынок в будущем, мы поговорили с руководителем направления «Дерево» ООО «ТЕХНОНИКОЛЬ – Строительные системы» Евгением Авдеевым.
— Как ваша компания адаптировалась к санкциям, закрытию европейских рынков и отсутствию прямых поставок импортного оборудования и запчастей?
— В отличие от других крупных лесопромышленных компаний России, мы и не концентрировались на европейских поставках, поэтому и адаптироваться нам не приходилось. Мы изначально сосредоточены на российском рынке, и наша стратегия состоит в том, чтобы наращивать объёмы именно здесь, в тесной кооперации с продуктами и материалам компании.
Экспорт мы тоже развиваем, но наше внимание направлено на восточные регионы. Часть продукции поставляем в азиатские государства. Очень тесно взаимодействуем со странами СНГ, включая Узбекистан, Таджикистан и Казахстан.
В будущем планируем экспортировать около 20–30%, а остальной объём продукции поставлять на внутренние рынки. Для этих целей расширяем и модернизируем существующее производство. У нас разработана долгосрочная инвестиционная программа по строительству дополнительных цехов и расширению ассортимента выпускаемой продукции. Приобретаем новое оборудование, ведём переговоры с азиатскими партнёрами. Безусловно, есть логистические сложности, но они решаемы.
При этом модернизацию существующих производств мы проводим силами российских компаний, специалисты которых имеют большой опыт работы с оборудованием в сфере ЛПК. Есть и комплектующие, и профессиональные инженеры.
— Какие, по вашему мнению, самые сложные задачи сейчас стоят перед ЛПК России?
— В первую очередь мы видим рост интереса к сегменту ИЖС. Настоящим подспорьем для отрасли является стимулирование спроса со стороны государства — это и национальные программы, и льготная ипотека. А учитывая, что большую долю строительства в ИЖС занимает именно деревянное домостроение, ЛПК также будет развиваться усиленными темпами.
В России для этого созданы все условия: огромные запасы леса и сильные традиции строительства из дерева.
Конечно, многое предстоит ещё сделать в части доработки нормативной базы. Пока частное домостроение существует чуть ли не вне закона. Контроль за качеством строительства и профессионализмом подрядчиков ложится на плечи заказчиков. Принципиально новый этап отрасль ИЖС начнет переживать тогда, когда подрядчики будут нести ответственность за свою работу.
Если говорить о сложностях в отрасли, то к ним, без сомнения, стоит отнести логистику. Мы переживаем сокращение автомобильных перевозок, связанное в том числе и с уходом ряда компаний. Автомобильная и железнодорожная логистика пытается адаптироваться к новым условиям — меняются логистические пути. Понадобится время, как минимум до конца этого года, возможно, и начала следующего, чтобы структура логистического рынка сформировалась заново. Как только рынок стабилизируется, можно ожидать хоть и небольшого, но все-таки снижения цен.
— Изменился ли за последние два года объём лесозаготовки и ассортимент выпускаемой продукции?
— Сезон 2022–2023 стал непростым для ЛПК. Некоторые компании сократили лесозаготовку, и теперь, в период высокого сезона, на рынке есть дефицит пиломатериалов. Что касается нашей компании, то мы не сокращали объёмы, что даёт нам возможность стабильно обеспечивать сырьём свои пред-приятия в Красноярске и Нижнем Тагиле, а также часть лесоматериалов поставлять другим компаниям.
В следующем году планируем нарастить объёмы, поскольку серьёзно модернизировали предприятия: установили новые линии и оборудование по производству погонажной продукции. Сейчас сосредоточены на расширении ассортимента.
Свои логистические задачи решаем за счёт внутреннего отдела логистики, который создан в компании много лет назад. У нас сформирован пул перевозчиков, этот перечень ранжирован в соответствии с комплексом наших внутренних критериев. Поэтому в Красноярске и Нижнем Тагиле перевозчики быстро подхватывают решение задач по транспортировке, и мы не тратим время на поиски.
— Какие задачи ставит компания на ближайшие год-два?
— В ближайшие два года должна закончиться модернизация линий на всех предприятиях. Как я уже сказал, планируем увеличить лесозаготовку и производство погонажных изделий на заводах в Красноярске и Нижнем Тагиле. Также в планах реализация инвестиционной программы на белорусском заводе в Борисове. Здесь запланировано строительство второго цеха для производства погонажной продукции и клеёной балки.
Сейчас наш основной ассортимент сформирован из материалов для отделочных работ из сосны, ели и лиственницы. Планируем расширять свое присутствие и на профессиональном строительном рынке: начнём поставки строительной доски, антисептированной строительной доски и клеёной деревянной балки.
Таким образом, мы сможем обеспечить строительство домов целиком, от фундамента до крыши, из собственных материалов.
Подготовила Елена Скуратова
Как прошёл «Лесдревмаш-2024»
Импортозамещение, автоматизация и работа в условиях ограничений стали, пожалуй, самыми популярными темами для разговоров на 20-й юбилейной Международной выставке «Лесдревмаш». Это неудивительно, ведь отрасль, пострадавшая от санкций в 2022 году,...
Читать далее...
Лесовозная техника от «Meusburger Новтрак»: перевозить лес легко
В последние месяцы наметился рост производства по некоторым видам лесной продукции. Подтверждением тому служит предоставленная Росстатом статистика: предприятия отрасли продолжают работать в условиях беспрецедентных ограничений со стороны бывших...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.