Дефицит сырья для мебельных производств | Лесной комплекс
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях

Дефицит сырья для мебельных производств

О том, что мебельщикам и производителям различных бытовых изделий не хватает сырья, узнали, кажется, даже те, кто раньше был далёк от плитной промышленности. О проблеме нехватки древесностружечных плит (ДСП, ЛДСП и MDF) начали говорить ещё в середине лета 2020 года и, несмотря на все ожидания, этот больной вопрос по-прежнему стоит на повестке. Что привело к такой ситуации: естественные экономические процессы или некий отраслевой заговор? Попробуем разобраться. 

Суть проблемы и пострадавшие стороны

После весеннего карантинного периода в отраслевой прессе стали появляться жалобы представителей деревообрабатывающего сектора.

Производители мебели, которые только-только «восстановили равновесие» после массового закрытия мебельных магазинов и торговых центров и остановки производств, стали жаловаться на тотальную нехватку сырья. Особенно тяжело в этой нише стало с древесностружечными плитами, то есть, по сути, с самым необходимым типом комплектующих.

Производители и поставщики плит не могли предоставить мебельщикам необходимых объёмов. Как отметили в ООО «Ластра» в отчёте коммуникационного агентства «FCProject», уже не получалось просто заказать целую фуру плиты. Можно было обзвонить множество поставщиков, но не получить заказ в полном объёме ― только частями. Или же приходилось ждать поставки месяц-полтора.

Разбираться с этим вопросом начала Ассоциация мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР). Тем более, что производителям плиты такая ситуация тоже не нравилась.

«Плиточники забили тревогу в конце июня 2020 года. В Ассоциацию стал поступать шквал обращений с вопросами, почему такой ажиотажный спрос, и как такая обстановка будет развиваться дальше.

Естественно, давать какие-либо прогнозы тогда момент было невозможно», ― заметил в своём докладе в рамках деловой онлайн-программы «Мебель-2020» генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов.

Закономерно, что сразу после резко поднявшегося спроса подскочила стоимость плиты. По оценкам многих крупных мебельщиков, цены на эти основополагающие комплектующие увеличились на 10%. Однако это минимальная цифра. Средние и мелкие предприятия часто оценивали рост плиты в 50% и даже 70%.

На онлайн-конференции Woodindex «Российский ЛПК: итоги 2020 г. и прогноз на 2021 г.», которую транслировали с 16 по 18 февраля 2021 года, эксперты подытожили, что рост цен на плиту к концу 2020 года составил практически 40% по сравнению с предыдущим годом.

Тема стала настолько острой, что её стали обсуждать практически на всех отраслевых мероприятиях, связанных с проблематикой ЛПК. Осложняло ситуацию и то, что значительную часть плиты отбирал «теневой» мебельный рынок.

Подробнее об этом читайте по ссылке.

Причин, которые привели к такому исходу, оказалось несколько.

Причина 1 ― остановка производств в период пандемии

Как отметили эксперты на профессиональных собраниях, основная причина была в массовой остановке и мебельных, и плиточных производств во время первой волны пандемии.

Как отметил Тимур Иртуганов, в рамках февральской онлайн-конференции, 2020 год в обоих нишах начинался с положительной динамики: рост объёмов мебели и плиты превышал показатели того же периода прошлого года.

Первым отрицательным фактором стала остановка заводов «Русского Ламината» ― одного из лидеров рынка с 20-летним опытом.

«Естественно, когда с рынка одномоментно уходит 5-6% от общих объёмов производства, это не может остаться незамеченным», ― пояснил Тимур Равильевич.

«Из-за остановки предприятий этой компании рынок потерял 500 000 кубометров плиты», ― ещё осенью прошлого года такую цифру приводил генеральный директор «Первой мебельной фабрики» и президент АМДПР Александр Шестаков в рамках программы «Мебель-2020».

Этот эксперт тогда добавил к упомянутой проблеме задержку работы промышленной группы «Союз», которая была связана со сменой собственника. 

В тот же момент остановилось большинство мебельных производств.

Причина 2 ― на остановку наслоилась сезонность

Мебельный рынок всегда отличала довольно выраженная сезонность. Спад у мебельщиков всегда начинался с января и продолжался до начала лета. В этот период объём заказов у плиточных производств традиционно снижался, но в прошлом году это вроде бы привычное явление достигло небывалых масштабов.

С середины марта 2020 г. оставшиеся работать плитные предприятия перестали получать заказы. Объём покупки плиты на внутреннем рынке сократился почти на треть.

«Выпуск плиты в натуральном выражении (тыс. м2) в апреле, мае и начале июня в среднем упал на 30% по сравнению с прошлым годом», ― уточнил г-н Иртуганов.

Причина 3 ― тёплая зима конца 2019-начала 2020

Многие специалисты также отметили ещё один фактор, негативно повлиявший на негативное положение дел ― сложные климатические условия зимой.

Эта пора считается самой благоприятной для лесозаготовки. В конце зимы-начале весны увеличивается световой день, но почва при этом по-прежнему остаётся твёрдой, благодаря чему техника перемещается легче. Также в зимний сезон куда ниже потери по качеству сортиментов. У многих лесопромышленников максимальный объём заготовки приходится именно на этот период.

Однако зима конца 2019-начала 2020 была довольно тёплой, что привело к вязкости почвы и усложнило работу техники. Плюс древесина начинает напитываться влагой, и спилить такое дерево становится сложнее, в отличие от «хрупкого», ненасыщенного водой зимнего.

То есть заготовка сырья оказалось проблемной, что «аукнулось» и в период пандемии.

Причина 4 ― отложенный спрос

Его специалисты предрекали ещё в самом начале карантинного периода. После выхода из самоизоляции люди стали активнее приобретать мебель, а значительная часть продаж ушла в бесконтактный онлайн-формат. Предприятия, естественно, запустили производство на полную мощность.

«Если ещё в апреле 2020 мы спрашивали, сколько мебельных производств доживёт до конца года, то уже в июле многие мебельщики вообще забыли о том, что была пандемия. Прирост спроса в сентябре 2020 года составил 46%, что практически в полтора раза выше, чем в тот же период 2019 года. Этот показатель сохранялся на уровне 30% вплоть до декабря», ― заметил Тимур Иртуганов.

Отложенный покупательский спрос по иронии судьбы соединился со спросом сезонным (середина лета и осень). Разумеется, мебельщикам потребовались соответственные объёмы комплектующих, которых плиточники не могли предоставить по причине остановки заводов и отсутствия заказов.

Дефицит сохраняется до сих пор, несмотря на то, что с конца декабря объёмы продаж и количество заказов у мебельных предприятий стали серьёзно сокращаться.

Рост цен на плиту также был закономерен.

Правда ли, что плиту вывозили на экспорт?

В тоже время стали появляться данные о том, что экспорт древесностружечных плит в 2020 году показал 15% роста к 2019 году. У многих сразу возникла мысль, что комплектующие на внутреннем рынке исчезли исключительно потому, что их вывезли за границу.

АМДПР сразу отмечает, что строить теории заговоров не стоит.

«Я бы не стал обвинять производителей ДСП в некоем заговоре против российских мебельщиков. Напомню, что экспортные контракты возникали в первое полугодие, когда полностью отсутствовали заказы на внутреннем рынке.

Эти данные сейчас проверяет Федеральная антимонопольная служба, и я уверен, что они подтвердятся. И уточню, что эти 15% это не изменение долей продаж на внутреннем рынке и на экспорт. Это именно прирост экспорта, который был не очень высок в целом и значительно уступал продажам», ― разъяснил Тимур Иртуганов.

Какие предлагались варианты решения проблемы?

Довольно радикальное решение предложил Минпромторг: включить необходимые для мебельного производства плиты в перечень товаров, важных для внутреннего рынка России. На такой тип при необходимости можно будет установить временные ограничения или запрет экспорта.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров отметил в различных СМИ, что такая мера может дать возможность реагирования в случае возникновения дисбаланса на рынке.

Однако АМДПР не особенно согласна с этим мнением.

«Эту меру, на наш взгляд, даже нельзя назвать паллиативом. На какое-то время она позволит временно насытить внутренний рынок. Только не будем забывать, что традиционно в России уже много лет производят значительно больше плиты (почти на 20%), чем внутренний рынок потребляет.

2020 год стал исключением по целому ряду не зависящих от отраслевиков причин. Соответственно, вопрос о том, куда мы потом будем девать излишки, становится крайне актуальным. Заставлять производство сокращать объёмы выпуска? Это, пожалуй, не очень разумно. Будем надеяться, что до этого не дойдёт», ― высказался генеральный директор АМДПР.

Куда более действенной деревообработчикам кажется мера по субсидированию создания межсезонных запасов.

«На первом заседании в ноябре 2020, которое проводил Виктор Евтухов, эта мера рассматривалась, скорее, в шутку. Мы тогда вспоминали инструмент, который хорошо проявил себя на других отраслях ЛПК, ― создание межсезонных запасов древесины.

Однако сейчас, если государство намерено всерьёз поддерживать мебельную отрасль (а мы надеемся, что это так), введение этой меры может стать вполне действенным.  

У значительного числа предприятий (а я напомню, что отечественное мебельное производство почти на 95% состоит из субъектов МСП) отсутствуют не только технические возможности, но и места для складирования сырьевых запасов. Соответственно, аренда складов и закупка сырья в «низкий сезон» по выгодной для производителей цене обусловлены в том числе и финансовыми возможностями.

Если такой инструмент всё же введут, то думаю, им будут пользоваться многие мебельщики. Более того, эта мера вполне может помочь выровнять историю с сезонностью закупок плиты на рынке РФ», ― заметил эксперт.

Также специалисты предположили, что улучшить положение смог бы вывод на рынок как старых, так и новых мощностей по производству ДСП.

Приблизительные прогнозы

В Ассоциации отмечают, что дефицит плиты сохраняется до сих пор, несмотря на сокращение с декабря 2021 года числа заказов и объёмов продаж у мебельных предприятий.

Специалисты выражают надежду на то, что ситуация может стабилизироваться самостоятельно за счёт традиционных особенностей обеих ниш.

«Мы приближаемся к марту, когда у мебельщиков будет традиционный сезонный спад. Несмотря на это, чтобы не усугублять положение, предприятия по производству плиты не собираются останавливаться этой весной и делать перерыв в производстве на традиционный профилактический ремонт.

За счёт этих моментов есть надежда, что ситуация стабилизируется ближе к апрелю и что осеннего провала удастся избежать», ― прокомментировал Тимур Иртуганов.

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

«Экстру-Тех»: гарантия качества и обширный сервис Современные потребители практически не ограничены в выборе...
Читать онлайн
Новости

Бренд ARMOS на «Мебель-2023»: надёжность мебели для покупателей и бизнеса для партнёров

Два последних года для рынка франчайзинга были очень успешными. Кризис показал, что работать вместе с крупным и устойчивым партнёром куда безопаснее. К тому же, как рассказали нам эксперты ниши в отдельном материале, сложные события дали старт...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.