Экспорт в Китай: как развивается азиатское направление логистики? | Лесной комплекс
Завод Meusburger Новтрак
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Модельный ряд компании Meusburger Новтрак представлен широчайшей линейкой полуприцепов и прицепов , а также надстроек на шасси.
Новтрак специализируется на изготовлении нестандартных и инновационных моделей, разработанных специально под заказчика с учетом его требований и условий грузоперевозок.

Реклама. ЗАО «НОВТРАК», ИНН 5321035445
Erid: F7NfYUJCUneP4zKag9TA

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

Экспорт в Китай: как развивается азиатское направление логистики?

Спикер
Анатолий Щербаков Директор по поставкам древесины и логистике АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники»

Логистика, логистика и ещё раз логистика — тема, которая, с одной стороны, уже, наверное, набила оскомину, а с другой — по-прежнему остаётся на вершине актуальности, и никуда от этого не деться. А потому под влиянием времени мы продолжаем обсуждать, как лесопромышленные компании решают непростые задачи с экспортом продукции, ищут новые рынки и рентабельные пути доставки.

С директором по поставкам древесины и логистике АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники» Анатолием Щербаковым мы поговорили о развитии азиатского направления.

— Анатолий Викторович, как изменилась логистика лесопродукции в условиях санкций? Интересуют все аспекты: направления перевозок и виды экспортируемой продукции.

Анатолий Щербаков, директор по поставкам древесины и логистике АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники»
Анатолий Щербаков, директор по поставкам древесины и логистике АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники»

— Логистические цепочки с вводом санкций изменились кардинально. Экспорт продукции ЛПК из европейской части России через порты Балтийского бассейна упал в разы (практически прекратился) из-за отсутствия судозаходов. Вместо традиционных отгрузок через порты Санкт-Петербурга грузопоток был перенаправлен на Восток железнодорожным транспортом — напрямую в Китай и в порты Дальнего Востока.

Однако инфраструктурные ограничения РЖД не позволяли справиться с заявляемым грузопотоком. Это привело к резкому росту стоимости логистики (в 2,5 раза) и временами к физической невозможности отправить весь объём, что в совокупности привело к снижению объёмов производства продукции ЛПК.

С апреля 2023 года объёмы экспорта из портов Балтийского бассейна стали ощутимо восстанавливаться за счёт прихода новых линий и судов, а также государственной поддержки (субсидирования) логистических затрат. При этом необходимо, чтобы меры поддержки остались не только на бумаге, а фактически были получены экспортёрами.

Отмечаем, что Постановление о субсидировании логистических затрат N° 1347 от 28.07.22 г., изданное в соответствии с поручениями президента, не было подкреплено достаточным размером бюджетного финансирования — выделено менее 30% действительной потребности денежных средств. В результате многие предприятия лесопромышленного комплекса по настоящее время не получили предусмотренной государственной поддержки.

— Расскажите, какие ресурсы вы используете для построения новой логистики в страны Африки и Азии, а также разгрузки потоков в КНР?

— Для оптимизации логистических затрат мы значительно расширили пул партнёров-экспедиторов. Мы стараемся «спрямлять» отношения и за счёт этого получать более выгодные условия перевозки. Это сейчас одна из главных задач.

— Как изменились поставки в Китай за последний год, объём и ассортимент поставляемой продукции?

— Начиная с середины 2022 года, в пакете заказов доля Китая превышает 70%. Ассортимент — пиломатериалы. Китай — приверженец сырьевых товаров, здесь предпочитают круглый лес. Но с пиломатериалом они тоже готовы поработать.

— Эксперты отмечают, что через Китай российские пиломатериалы идут на экспорт в другие страны. На руку ли это российским импортёрам?

— Китай и покупает, и поставляет продукцию по всему миру. Импорт хвойных пиломатериалов из России превышает импорт хвойных пиломатериалов из Скандинавии (Финляндии и Швеции вместе взятых) в 9 раз. В основном эта продукция в Китае применяется в строительстве. Но «распределение» продукции определяется сортовым составом. Условно говоря, высших сортов (которые ещё называются мебельными сортами) всего 10-15%, всё остальное — это средние и низкие сорта. Вот они экспортируются дальше. Уже в виде готовой продукции.

— Каким вы видите прогноз развития поставок в КНР?

— Объём поставок будет только расти. Наши китайские партнёры показывали нам график «Статистические данные по запасам продукции в порту Тайцан» — это на самом деле индикатив. У Китая всегда был определённый уровень запасов, который говорил о том, куда двигается рынок. При превышении этого уровня рынок всегда шёл вниз, цены в первую очередь.

Однако когда запасы падали, то цены росли вверх, начиналась конкуренция за сырьё. Из года в год среднегодовой объём запасов рос. И то, что в прошлый год считалось сверхнормативным запасом и оказывало давление на рынок, сейчас переходит в разряд нормального запаса. Так что рынок будет расти.

— Есть ли сложности с доставкой продукции? В чём они заключаются?

— Всё зависит от рынка. На традиционных рынках (Китай, Египет, Корея, Япония, Узбекистан) проблем с логистикой нет, транспортные цепочки оптимизированы. Что касается экзотических рынков, на которых мы раньше не присутствовали (Индия, например), логистические связи только-только начинают выстраиваться.

Потому что здесь вопрос паритетов интересов. То есть, условно говоря, мы начали разрабатывать индийский рынок, и логистика не позволяла нам сделать бизнес. Китай перебивал. Но не только мы туда пошли. Свой интерес заявили и другие крупные российские экспортёры, причём не только пилопродукции (плитной продукции, например). Потому что все понимают, что Индия по населению не уступает Китаю…

И когда потенциальные поставщики заявили свой интерес к поставкам в Индию, логистика поняла, что спрос есть, значит, можно заворачивать суда/контейнеры. Сперва появилось логистическое плечо, а потом началась оптимизация по тарифам. Поставщики подтвердили свой интерес. И медленно этот механизм начал раскручиваться с падением ставок на перевозку.

У нас бизнес с Индией уже стартовал — первую продукцию отправили этим летом.

Подготовила Елена Скуратова

Статья опубликована в журнале Лесной Комплекс №5 2023

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Читать онлайн
Новости

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.