Грузим лес, выбираем погрузчик - Лесной комплекс

Грузим лес, выбираем погрузчик

Выбирая погрузчик для работы на деляне, каждый лесодобытчик исходит из возможностей собственного кармана, транспортной инфраструктуры и рельефа местности на той лесосеке, где ему предстоит работать. Одни могут себе позволить проверенную и комфортабельную технику ведущих мировых производителей за большие деньги. Другие, стремясь сэкономить, покупают технику российских, китайских или корейских производителей или бэушные варианты. Однако и во втором случае легко «попасть на деньги», поскольку на этом довольно хаотичном пока рынке немало фирм-перекупщиков, накручивающих цены на относительно недорогую технику и запчасти к ней.

В России наметилась устойчивая тенденция к росту объёмов импорта лесозаготовительной техники (до 75% от всех приобретаемых машин. А сама структура рынка менялась в сторону увеличения доли колёсной техники (около 65%). Только в США выпускают не менее 180 моделей погрузчиков грузоподъёмностью от 7 до 540 кН (около 70% из них — на пневмоколёсном ходу). Всего же за рубежом в настоящее время производят более 250 моделей погрузчиков, большинство из них — на колёсной базе. Они потребляют меньше горючего, обеспечивает больший комфорт при передвижении и проще в ремонте.

На российском рынке колёсная техника тоже получила широкое распространение. И это несмотря на то, что большая часть площадей, отведённых под добычу леса, находится в труднодоступных районах со сложными климатическими условиями, плохими дорогами и слабой сетью лесовозных подъездов — там, где гусеничная техника обладает существенными преимуществами. Достаточно отметить, что гусеничные погрузчики, сконструированные на базе трелёвочных тракторов ещё советской разработки, создают значительно меньшее удельное давление на грунт (до 50–80 кПа), чем погрузчики фирм Caterpillar, John Deere, Tigercat и Valmet (от 110 до 700 кПа). Соответственно, они обладают большей проходимостью и надёжностью при эксплуатации в сложных условиях. По этому показателю к ним приближаются разве что некоторые образцы колёсной продукции японской компании Komatsu.

Остатки «былой роскоши»

Казалось бы, в России замена гусеничной техники колёсной в условиях затруднённых подъездов ко многим лесосекам как минимум нежелательна, однако повсеместный переход на сортиментную заготовку древесины и мода на импортную колёсную технику берут своё. Тем не менее производство и модернизация гусеничных лесопогрузчиков в нашей стране не затухли даже с прекращением деятельности таких мощных заводов — производителей лесной техники, как Красноярский, Алтайский и Онежский (последний вошёл в состав белорусско-российского холдинга «АМКОДОР», производящего лесопогрузчики на колёсном ходу, а также освоившего производство современных харвестеров и форвардеров).

В нашей стране наиболее широкое распространение получили в своё время лесопогрузчики гусеничные перекидного типа грузоподъёмностью 25–40 кН, создаваемые на базе трелёвочных тракторов ТДТ-55А и ТТ-4 (ТТ-4М) производства Алтайского тракторного завода.

В настоящее время на Алтайском заводе самоходных машин (АЗСМ «Прогресс») и ряде других производств, возникших после ликвидации Алтайского тракторного завода на базе его производственных и ремонтных мощностей, ведётся сборка ЛТ-188 — лесопогрузчика челюстного, перекидного типа. Он изготавливается на шасси лесопромышленного трактора МСН-10 (модернизированный аналог ТТ-4М) и предназначен для погрузки леса на лесовозный транспорт, штабелёвки и прочих погрузочно-разгрузочных работ не только на лесосеке, но и на лесных складах и перевалочных базах лесозаготовительных предприятий.

АЗСМ «Прогресс» имеет в своей биографии даже такой факт, как экспорт лесной техники в Японию. На международной лесной выставке, проходившей в 2017 в городе Нагано, алтайский завод представил бесчокерную трелёвочную машину с гидроманипулятором. Японские специалисты проявили к российской гусеничной технике большой интерес, и по итогам выставки был заключён контракт на поставку трёх единиц японским заказчикам с перспективой дальнейшего сотрудничества.

«В год мы выпускаем около 100 единиц гусеничной техники на шасси МСН-10 с одноместной и трёхместной кабиной оператора, в частности погрузчиков леса с челюстным захватом и форвардеров, оснащённых гидроманипулятором. Но производство гибкое, и в случае подъёма спроса относительно легко можем его нарастить. Техника относительно зарубежных колёсных аналогов недорогая, надёжная, ремонтопригодная и по комфорту далеко уже не советская. Наш ЛТ-188 оборудован современной модульной кабиной повышенной комфортности, встроенным каркасом безопасности и высокопрочными стёклами, защищёнными решётками. Кабина герметизирована, термошумовиброизолирована, оборудована поворотным сидением для удобства оператора, дополнительным задним постом управления. Она оснащена эффективной системой обогрева и вентиляции. Световые приборы обеспечивают повышенную освещённость рабочей зоны. Кроме того, по желанию заказчика возможно оборудование базового трактора МСН-10 гидромеханической трансмиссией и управлением с помощью джойстика», — рассказывает директор по маркетингу и сбыту ООО «АЗСМ «Прогресс» Роман Балабаев.

Как отмечают специалисты, челюстные лесопогрузчики перекидного типа (работающие по принципу переноса груза над кабиной оператора) имеют более высокую продольную устойчивость по сравнению с фронтальными, могут преодолевать большие подъёмы и спуски, выполнять погрузку леса без разворота трактора. Этот способ погрузки, называемый челночным, сокращает размеры погрузочной площадки, трудозатраты по подготовке и обустройству места для погрузки лесоматериалов.

Однако такие погрузчики имеют свои недостатки. В частности, для их работы требуется соблюдение ряда правил. Штабеля древесины должны быть расположены параллельно дороге, по которой идёт вывозка лесовозами, и однородны по породному составу и другим характеристикам древесины, так как перекидные лесопогрузчики не могут осуществлять подсортировку. Кроме того, комли хлыстов или сортиментов должны быть выровнены. В более сложных условиях находится и оператор, так как во время работы ему необходимо поворачиваться внутри кабины на 180 градусов.

На колёсной базе

Цикл погрузки или штабелёвки древесины фронтальными погрузчиками включает в себя следующие операции: захват пачки, подъём в транспортное положение, разворот погрузчика при движении задним ходом, подъезд к месту выгрузки, освобождение захвата от пачки и возврат к месту набора. Недостатком такой схемы работы является необходимость разворотов с грузом в захвате, что вызывает значительные динамические нагрузки на рабочее оборудование лесопогрузчика.

Неплохо справляется с этими проблемами мощный погрузчик леса ПЛК-6-1 (на базе трактора «Кировец») производства завода «Техстроймаш» грузоподъёмностью до 7 тонн. Он оснащён адаптером для быстрой замены рабочего органа, что позволяет всего за 30 секунд сменить захват для круглых лесоматериалов на ковш для погрузки щепы или вилы для поддонов. Наличие быстросменных рабочих органов позволяет использовать погрузчик на различных работах, увеличивая его загрузку и снижая расходы на содержание парка вспомогательной лесозаготовительной техники.

Погрузчик леса ПЛК-6 оснащён несменным рабочим органом: челюстным захватом общего назначения или захватом для разгрузки лесовозов (по желанию заказчика). Машины этой линейки оснащаются объёмным гидроприводом поворота на базе комплектующих немецкой компании Danfoss. Это обеспечивает точность и плавность поворота, а также более эффективную работу погрузочно-разгрузочного оборудования при неподвижном рулевом колесе.

Если же объёмы работ не столь масштабны, финансы ограничены и устроит грузоподъёмность до 700 кг, то отечественные производители предложат и здесь «проверенный в боях» и один из самых бюджетных, пожалуй, вариантов — погрузчик фронтальный навесной ПЛ-02 для трактора МТЗ-82.1, который называют ещё «вилами для леса».

Собственно, сам ПЛ-02 — это сменное оборудование для универсального погрузчика ПФ-08, или «КУНа», позволяющее расширить область применения и производительность популярного белорусского трактора. При этом данный погрузчик практически не утяжеляет конструкцию транспортного средства, так как весит всего 140 кг.

Длинные руки манипуляторов

Понятно, что покупка и колёсного, и гусеничного трактора специально под погрузку леса — дело затратное. Даже в том случае, если трактор использует сменное навесное оборудование (помимо лесозахвата) и имеет многофункциональное назначение, всё равно это большие расходы, в том числе на горючее, ремонт, доставку на лесосеку или другое место работ.

Конкурентным направлением здесь является установка на лесовозные автомобили, автопоезда и другую уже имеющуюся в наличии технику (в том числе форвардеры и трелёвочные трактора) лесопогрузчиков манипуляторного типа. Особенно актуально такое решение вопроса там, где ситуация на лесосеке позволяет подъезжать лесовозам непосредственно к подготовленным штабелям брёвен или других лесоматериалов. Значительно способствовало развитию этого направления в лесопогрузке применение высокопрочных сталей, других современных материалов и надёжной гидравлики, что позволило увеличить максимальный вылет стрелы манипулятора, максимальную грузоподъёмность и скорость работы при одновременном уменьшении собственной массы и относительном удешевлении.

«Наши гидроманипуляторы монтируются как за кабиной, так и на заднем свесе надрамника автомобиля, в том числе в составе автопоезда, оснащены постом управления на колонне или в кабине, обеспечивающим максимальное удобство для оператора. Выпускаем автомобильные, тракторные и стационарные манипуляторы разных типов с различными характеристиками, оптимальные по соотношению цена — качество, что позволяет заводу довольно уверенно чувствовать себя на этом рынке, несмотря на серьёзную конкуренцию», — отмечает главный инженер Майкопского машиностроительного завода Александр Татаренко.

Майкопский завод едва ли не единственный в России, который развивает направление по производству лесопогрузочных манипуляторов за счёт собственных ресурсов, а не влился в какой-либо зарубежный холдинг, как заводы в Великих Луках и Архангельске (с 2014 года ООО «Велмаш-С» и Соломбальский машиностроительный завод входят в состав австрийской компании Palfinger).

На ММЗ полагают, что контролируют не менее 25% российского рынка гидроманипуляторов, на котором особого роста в последние годы не наблюдается, и потому необходимо внимательно следить за конъюнктурой, чтобы не потерять и те позиции, которые завоёваны. С одной стороны (из более низкого ценового сегмента) в имеющейся нише наступление ведёт Златоустовский завод со своей линейкой гидроманипуляторов «Синегорец», а с другой, из более высокого ценового сегмента, пытаются проникнуть на рынок зарубежные производители. Так, активно ведёт кампанию на рекламном интернет-пространстве РФ словенская компания Tajfun, предлагая цены «в два раза в среднем ниже европейских», а качество «выше российского».

Александр Черевко, технический специалист дочерней компании словенского завода, занимающейся в России продажей гидроманипуляторов Tajfun Liv, отмечает в текущем году существенный спад на рынке, что выражается в падении спроса на продукцию практически всех производителей. В результате чего на «Велмаше», например, перешли на четырёхдневную рабочую неделю.

«Наша продукция очень конкурентоспособна, но компания не собирается занимать какую-то существенную нишу на российском рынке и серьёзно конкурировать с производителями из Великих Лук, Майкопа и Златоуста. Хотя бы потому, что мощности завода относительно невелики и ему непросто нарастить большие объёмы», — считает технический специалист Tajfun Liv Александр Черевко.

Ряд специалистов считают, что текущее снижение спроса на лесные гидроманипуляторы не имеет характера долговременной тенденции, а всего лишь отражает сложившуюся закономерность: пики спроса, которые возникали на заре бума манипуляторов в лесной отрасли в определённые годы, повторяются с завидным постоянством раз в восемь лет и длятся примерно два года, постепенно затухая и сменяясь последующим спадом. Объяснение этому простое, полагают эксперты: рабочий ресурс среднестатистического манипулятора как раз и составляет в среднем 8–10 лет.

Текст: Виктор Николаев

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №6 2019

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Новости
система безопасности ограничения грузового момента

Метаморфозы: как превратить экскаватор в кран

Компания «Техстройконтракт» представила инновационную разработку, которая способна превратить экскаватор в полноценный кран...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.