Цепи и гусеницы противоскольжения намного облегчают работу колёсной спецтехники в лесу. Сегодня на российском рынке представлен достаточно широкий ассортимент этой продукции, и даже с учётом санкционных ограничений выбор у лесозаготовителей есть. Казалось бы, чем шире линейка продукции, тем лучше для пользователя: можно подобрать решения для любых условий работы. Но это же накладывает и дополнительную ответственность, ведь чем шире спецификация, тем сложнее запутаться в тонкостях.
Вместе с производителями выясняем, на что стоит обращать внимание при выборе гусениц и цепей противоскольжения для колёсной техники, в каких случаях стоит отдать предпочтение универсальным продуктам, а когда есть смысл приобретать специализированные модели для особых условий эксплуатации.
«Во второй половине XX века произошёл мощный толчок в развитии лесного машиностроения с использованием колёсных шасси сельскохозяйственных тракторов. И перед нашей компанией встала задача по производству гусениц для повышения проходимости такой техники как на слабых почвах, так и на склонах, и в глубоком снегу.
В принципе, аналогичную функцию гусеницы противоскольжения выполняют и в настоящее время. Основными факторами, которыми потребитель должен руководствоваться при выборе наиболее подходящей модели, являются тип машины (харвестер, форвардер или скиддер), её грузоподъёмность, тип почвы и количество абразивных частиц в ней.
Ну и конечно, обязательное условие — выбор гусениц под определённую марку и размер колеса», — рассказывает представитель по продажам продукции «Лес» и «Сталь» ООО «Олофсфорс» Антон Бусыгин.
Руководитель отдела продаж и бренд-менеджер компании «РУТРАК» Дмитрий Гарнага также напоминает, что в первую очередь покупатель должен знать производителя резины, модель шин и размер колёс.
«Это очень важно, поскольку протекторы разных производителей даже одного размера могут различаться. А гусеница, как известно, производится под конкретный протектор конкретного производителя. В частности, наш склад сформирован под наиболее популярные модели: Nokian, Trelleborg, Nordman, Alliance и «Белшина» (Бел-194)», — отмечает представитель «РУТРАКА».
Что касается цепей противоскольжения, то их подбирают в соответствии с размером колёс и весом машины. Причём плотное сечение рабочего полотна не всегда будет давать преимущества при движении в лесу. Например, если ячейки слишком маленькие, то они будут забиваться грязью, и машина начнёт буксовать. Так что для тяжёлой спецтехники необходимы цепи с более толстыми звеньями.
Существует широкий диапазон цепей и гусениц, которые предназначены для работы лесных машин в различных условиях, они обеспечивают хорошее сцепление с поверхностью и одновременно защищают шины от повреждений. Универсальные подходят для использования на равнинной, слабопересечённой или слабозаболоченной местности.
Применение гусениц значительно повышает эффективность работы: например, средний расход топлива восьмиколёсного форвардера грузоподъёмностью 14 тонн составляет 14 литров в час, а с гусеницами — 13 литров (даже при том, что прибавка в весе за счёт гусениц составит 2 тонны).
Таким образом, за 5 тыс. моточасов экономия достигает 5 тыс. литров. Увеличивается и производительность форвардера, поскольку он реже застревает, так что машину не нужно то и дело вытаскивать с помощью трактора (прибавим экономию на его содержание и эксплуатацию).
«Универсальные гусеницы являются, конечно же, наиболее востребованной продукцией. Их можно эксплуатировать круглый год практически на любом типе почв. Но когда у наших клиентов возникает потребность производить работы в специфических условиях: на крутых склонах, по глубокому снегу или в болотистой местности, — необходимо обратить внимание на специализированные гусеницы как наиболее предпочтительный вариант», —
считает Антон Бусыгин.
К их числу относятся горные и болотоходные модели. Первые предназначены для передвижения в горах и по сильнопересечённой местности. Характеризуются узкими траками и большим расстоянием между ними для улучшения сцепления и само-очистки (именно поэтому горные гусеницы предпочтительны и при работе в снегу).
Вторые разработаны для движения по болотам и сильно заводнённым грунтам. Конструктивно это полная противоположность горным гусеницам: очень широкие и максимально плоские траки с минимальным расстоянием между ними для наибольшего снижения давления на грунт.
Дмитрий Гарнага отмечает: для одной машины приобретать два разных комплекта специализированных гусениц нет смысла. Вряд ли условия работы в одном регионе будут столь сильно разниться. А вот приобрести один специализированный комплекс в дополнение к универсальному, исходя из базовых условий работы, пожалуй, стоит. В частности, это достаточно распространённая практика при работе на болотистой местности.
«Как вы понимаете, на таких почвах в летний период нужно максимально снизить давление машины на грунт. Поэтому на заднюю ось форвардера, где находится грузовая площадка, устанавливают болотоходные гусеницы, а на переднюю — универсальные.
В зимний период, когда земля промерзает и не требуется снижения давления на грунт, возникает другая проблема: нужно увеличить сцепление колёс с почвой. В таком случае универсальную гусеницу с передней оси переставляют на заднюю, а болотоходные гусеницы откладывают на склад до следующего летнего сезона», — поясняет представитель Антон Бусыгин.
При выборе цепей противоскольжения также учитываются условия эксплуатации: по опыту компании-производителя, которая в связи с санкционной политикой ушла с российского рынка, в Северо-Западном регионе лучше всего продаются модели с диаметром звена 16 мм, предназначенные для узких колёс, которые обеспечивают хорошее сцепление с грунтом и защиту шин даже при суровых условиях эксплуатации. А вот в Сибири и на Дальнем Востоке спросом пользуются цепи с диаметром звена 19 мм для более широких и устойчивых колёс.
Есть ли разница в длительности эксплуатации универсальных и специализированных гусениц? По логике должна быть, ведь последние работают в более жёстких условиях, а значит, должны изнашиваться активнее. На практике это не всегда так.
«На срок эксплуатации гусениц влияют многие факторы: тип и вес машины, сезонность их использования, расстояние и скорость передвижения машин, тип почвы, её абразивность и влагонасыщенность. Например, среди наших клиентов есть лесозаготовители, которые работают на лёгких машинах и только в зимний период, когда снег выступает в роли смазочного материала в соединительной системе гусениц.
Конечно, у него гусеницы прослужат очень долго. Есть и противоположные примеры: круглогодичная эксплуатация тяжёлых форвардеров на влагонасыщенных почвах с большим содержанием кварцевого песка и с большими расстояниями трелёвки. Износ будет происходить, без сомнения, с большей интенсивностью», — объясняет представитель компании «Олофсфорс».
Руководитель отдела продаж и бренд-менеджер компании «РУТРАК», напротив, убеждён, что продукция его компании имеет одинаковый период службы в рамках гарантийного срока, поскольку звеньевая система у всех гусениц одинаковая.
Что касается цепей, то за счёт сварной конструкции без соединительных звеньев их рабочий ресурс достаточно высок, и, как правило, служат они значительно дольше гарантийного срока эксплуатации. На продолжительность их работы влияет в первую очередь натяжение. Иногда операторы лесозаготовительных машин перетягивают цепи, что приводит к их преждевременному износу.
Правильной считается натяжка, при которой внизу остаётся небольшое провисание — «мешок». В этом случае звенья свободно ходят между собой и цепь хорошо очищается. Однако если цепь натянута слишком свободно и болтается, то это может привести к её слетанию и повреждению тандемов, а конечном счёте к выходу её из строя.
Есть мнение, что привычка ремонтировать вышедшую из строя деталь — чисто русская особенность, европейцы просто заменяют её на новую. Во всяком случае, представители зарубежных брендов в начале освоения российского рынка удивлялись, когда заказчики обращались к ним с просьбами вернуть в строй износившиеся или повреждённые изделия. Теперь такая практика уже никого не удивляет, и о ремонтопригодности гусениц и цепей производители говорят как о достоинстве.
«Насколько целесообразно проводить ремонтные работы — этот вопрос решается по-разному в каждом случае в зависимости от того, какой износ характерен для конкретного места эксплуатации. Если это твёрдый плотный верхний слой почвы (например, сопки Дальнего Востока), то наибольшему износу подвержен трак.
В этом случае мы рекомендуем контролировать состояние шипов и при износе хотя бы на 50% производить их замену. Цена вопроса — около 10% от стоимости гусениц. Срок эксплуатации в таком случае будет определяться, скорее всего, появлением трещин в зоне сварки шипов, поэтому мы рекомендуем производить такие работы оригинальными качественными материалами и с соблюдением технологии сварки.
А вот в Архангельской области основному износу подвержена соединительная система. При необходимости её можно заменить, стоимость такого ремонта составляет около 40-50% от стоимости новых гусениц. Есть клиенты, которые ремонтировали гусеницы по четыре раза.
Ну а если начали лопаться траки (в силу повышенного износа, появления трещин в зоне сварки шипов/петель или усталостных трещин в центре трака), то их замена соизмерима с покупкой новых гусениц», — приводит примеры из практики работы компании Антон Бусыгин.
Производители российских шин не подвергают сомнениям целесообразность проведения ремонтных работ.
«Мы сами постоянно выполняем эти работы на заводе, а наши дилеры — в своих ремзонах. На какой срок ремонт продляет их эксплуатационный период? Как минимум ещё на одну «жизнь». Но это при условии, что ремонт выполнен качественно. А такое возможно только в условиях цеха или ремзоны. На делянках отремонтировать гусеницы грамотно и качественно не получится», — убеждён Дмитрий Гарнага.
Коллега из «Олофсфорс» с ним солидарен: по мнению Антона Бусыгина, в условиях делянки проводить ремонтные работы не стоит.
«Есть специальные технологические карты для ремонта, которые мы готовы предоставить любому заинтересованному клиенту. Например, нельзя выполнять ремонт зимой на улице: гусеницы необходимо отогревать сутки в теплом помещении, чтобы выровнять температуру во всем объёме металла до +18 °С, провести ряд подготовительных мероприятий перед сваркой.
Без учёта таких особенностей можно окончательно испортить гусеницы. Именно поэтому мы и рекомендуем обращаться в специализированные мастерские и сервисные центры.
Там специалисты помогут определить целесообразность проведения ремонта, а также будут использовать оригинальные материалы и учтут рекомендации производителя», — поясняет г-н Бусыгин.
Текст: Мария Кармакова
Фото: Евгений Ошкин
Удержаться на плаву: господдержка ЛПК в условиях санкций
Согласно последним данным Росстата, в январе — апреле производство пиломатериалов в стране увеличилось на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 9,7 млн кубометров. Производство фанеры при этом возросло на 14,5%, составив...
Читать далее...
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.