На этапе валки леса максимально эффективными, по словам специалистов, сегодня считаются комплексные специализированные машины зарубежного производства — харвестеры. Это настоящие лесные комбайны, заменяющие нескольких лесорубов с бензопилами, а также погрузчик. В среднем они способны рубить по десять кубометров леса в час. База у таких машин — колесная, гусеничная или полугусеничная.
Процесс валки полностью автоматизирован и управляется всего одним человеком — оператором. Машина сама захватывает ствол дерева, за несколько секунд спиливает его (большие деревья — по частям), обрезает сучья с помощью ножниц-сучкорезов, выполняет раскряжевку и укладывает отдельные отрезки по сортиментам. Все операции выполняются харвестерной головкой, которая представляет собой металлическую раму со встроенными захватывающими рычагами.
Западный состав
В России сегодня работает довольно много таких «умных» машин известных зарубежных марок: John Deere, Ponsse, Caterpillar и Valmet. Наиболее популярны харвестеры тяжелой и сверхтяжелых категорий. В большинстве своем это подержанное оборудование: цена новой импортной техники сильно «кусается».
Российские производители стараются не отставать и создавать собственные лесные «комбайны». Первый отечественный харвестер Silvatec был презентован в 2009 году Онежским тракторным заводом. Правда, часть комплектующих была импортной.
По сути, все российские харвестеры для сортиментной заготовки леса сегодня — это привычные проверенные временем и отечественным лесом гусеничные валочно-пакетирующие машины, оснащенные харвестерными головками зарубежного производства. Так, Йошкар-Олинский завод «Лестехком» устанавливает на свои ВПМ ЛП-19 харвестерные головки ведущих мировых марок: Waratah, Lako и других.
Решает экономика
Лесопользователи признаются: специализированная зарубежная техника для валки леса работает лучше и эффективнее. И продолжают покупать отечественные машины. Или довольствуются приобретением навесного оборудования, которые устанавливают на российские трактора, хорошо известные и доказавшие свою надежность.
Главный аргумент в пользу такого выбора — цена. «Конструктор», собранный из различных комплектующих, обходится в несколько раз дешевле «умного» харвестера, сделанного за рубежом.
«Конечно, специализированные лесозаготовительные машины работают эффективнее. В случае, когда на колесную или гусеничную базу устанавливается навесное оборудование, надежность и производительность техники снижается. Однако приобретать харвестеры, особенно зарубежных марок, не только дорого, но и в некоторых ситуациях невыгодно. Все зависит от того, на какой объем лесозаготовки рассчитывает покупатель. Если предполагается рубить лес в небольших объемах, то дорогостоящая техника не оправдает потраченных на нее денег. Тогда предпочтение отдается более экономичным тракторам отечественного производства с «навесками» — российскими или импортными. При масштабной лесозаготовке себестоимость древесины снижается, соответственно, покупка харвестеров будет логичным шагом, и техника быстро окупится. В любом случае, все решает экономика», — говорит кандидат технических наук, доцент Сибирского государственного технологического университета Александр Баранов.
Ограниченные возможности
По словам Александра Баранова, грамотные лесопользователи «пляшут» от прибыли, которую они смогут получить, заготовив и продав тот или иной объем древесины. Именно эта цифра определяет, сколько денег можно потратить на оборудование. И поскольку в России сегодня в основном лесозаготовкой занимаются небольшие и средние предприятия, выбор чаще делается в пользу «конструктора» на отечественной базе. А «умные» и высокопроизводительные импортные харвестеры, в основном, можно встретить в технопарках крупных лесных компаний.
«Современная лесозаготовка предъявляет особые требования к производительности и надежности используемого оборудования. Доработанные сельскохозяйственные или строительные машины позволяют снизить затраты на приобретение оборудования, но имеют меньший уровень производительности, надежности и долговечности, по сравнению со специальными машинами, такими как харвестеры и форвардеры, разработанными с учетом условий эксплуатации и нагрузок, характерных для работы на делянке. Сортиментная цепочка, состоящая из харвестера и форвардера, позволяет заготавливать до 100 000 м3 деловой древесины в год силами нескольких операторов», — уверен специалист по продуктовому маркетингу (лесозаготовительная техника) John Deere Никита Назаров.
Если смотреть не на цену машины, а просчитывать затраты на ее эксплуатацию, то машина с навесным оборудованием может в результате обойтись дороже специализированного харвестера.
«Но это отдаленная перспектива, а лесозаготовителям, как правило, важнее, сколько денег они могут себе позволить потратить на технику именно сейчас, в настоящий момент», — добавляет ученый из СибГТУ.
Совместный продукт
Впрочем, как говорят специалисты, политика импортозамещения, на путь которой Россию подтолкнули западные санкции и рост курса доллара и евро, заставляет некоторых зарубежных производителей искать компромиссные варианты. Упускать российский лесной рынок с его громадными лесными запасами и перспективами им не хочется.
Поэтому уже сейчас предпринимаются шаги по реализации в нашей стране совместных проектов, когда из российских и импортных комплектующих создаются новые машины. Стоят они дешевле зарубежных аналогов на 20-30% и более: разница зависит от доли «импорта» в готовых изделиях.
Вывезти с делянки
После того, как лес срублен и, при использовании харвестера рассортирован, лесозаготовка переходит на следующий этап — вывоза древесины с лесосеки и ее доставки на склад или перегрузочный узел.
В России для этого в основном применяются трелевочные трактора отечественного производства. Самая часто встречающаяся модель на лесосеках — ТТ 4 производства Алтайского тракторного завода. Он хорошо «вписывается» в хлыстовую технологию заготовки леса, которая традиционно используется в нашей стране: древесина вывозится с делянок в хлыстах — поваленных стволах, очищенных от веток. Раскряжевка и нарезка выполняются уже на пунктах переработки.
В Европе, где главенствует сортиментная технология, когда спиленные деревья очищаются от сучьев и распиливаются на части по толщине прямо на лесосеке, повсеместно используются форвардеры.
Они начинают набирать популярность и в России. И отечественные предприятия периодически объявляют о выпуске собственных моделей форвардеров. Как и в случае с харвестерами, обычно они создаются на основе зарубежных технологий с использованием импортных комплектующих.
«Эффективность транспортировки древесины зависит от множества переменчивых факторов: качества дорог, климатических и погодных условий и пр. Форвардеры и сортиментовозы должны обладать хорошей проходимостью, безотказностью и высокой экономичностью. Совокупность этих качеств может гарантировать снижение издержек при перевозке леса», — рассуждает генеральный директор ООО «Ивеко Руссия» Альфредо Дэррико.
В 2009 году свой первый форвардер, собранный по технологии датской компании Silvatec, презентовал красноярский завод «Краслесмаш». Спрос на машину прогнозировался большой, однако вскоре завод закрылся, а производство было перенесено на Онежский завод.
Работа с комфортом
Сегодня в России форвардеры производит итальянская компания Iveco — на предприятии полного цикла «ИВЕКО-АМТ» в Челябинской области.
«Они адаптированы к интенсивной эксплуатации в сложных условиях и включают целый ряд конструктивных доработок в соответствии с требованиями российских заказчиков. Пример такой техники — полноприводный сортиментовоз IVECO-AMT 633920 с колесной формулой 6х6, построенный на базе шасси тяжелого грузовика Trakker и предназначенный для перевозки лесного сортимента длиной до восьми метров.
Его можно эксплуатировать с двух-, трех- и четырехосными прицепами. Уже в стандартной комплектации доступны такие опции, как блокировка дифференциалов, дополнительная защита наиболее уязвимых узлов, автономный отопитель кабины и моторного отсека, осушитель тормозной системы с обогревом и утеплитель радиатора. Опционально — кондиционер, дополнительная спальная полка, ветровое стекло с обогревом и холодильник. Также компания Iveco является разработчиком и поставщиком уникального оборудования для вывоза леса на базе шарнирно-сочлененных шасси Astra ADT30: перевозки сортимента длиной до 6 м и объемом до 26 м3», — рассказывает Альфредо Дэррико.
Российский экстрим
Лесозаготовительная техника постоянно совершенствуется, однако не все западные новшества приживаются в России одинаково хорошо. Условия лесозаготовки у нас слишком отличаются от европейских и американских. Там, где сосредоточены основные запасы российского леса — в Сибири и на Дальнем Востоке — температура нередко опускается ниже -30 °С, а то и -40 °С. Вдобавок, лесозаготовка часто ведется на холмистой пересеченной местности и в непроходимой тайге. Выдержать такой экстрим способны не все «импортные» технологические решения.
«Периодически со стороны лесозаготовительных предприятий звучал вопрос о возможности изготовления нашим заводом трелевочных тракторов с гидравлической трансмиссией. В 2013 году была проведена большая работа в этом направлении, произведены расчеты, изготовлены и испытаны опытные образцы техники. Результаты испытаний показали высокую надежность, простоту управления с помощью джойстика, плавность хода, удобство работы и отсутствие необходимости периодических регулировок. В 2014 году лесозаготовителям была предложена модификация гусеничного трелевочного трактора МСН-10 с гидравлической трансмиссией», — рассказывает заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту АЗСМ «Прогресс» Игорь Присяжнюк (г. Барнаул).
Приверженцы традиций
По словам лесозаготовителей, новшество не приживается потому, что гидравлическая трансмиссия кажется им очень сложной конструктивно, неремонтопригодной в суровых условиях эксплуатации, капризной при работе на сильном морозе. Хотя, как говорит производитель, на самом деле обслуживание требуется элементарное, надежность узлов и комплектующих системы очень высокая — при условии соблюдения простых правил эксплуатации. И заменить сломавшийся узел достаточно просто.
Но потребитель продолжает покупать трелевочники с проверенной десятилетиями и ставшей уже классической механической трансмиссией. Подобная приверженность традициям прослеживается и в других сегментах отечественного рынка лесозаготовительной техники.
«Сегодня в России выбор лесной техники зависит от вида заготавливаемой древесины (сортимент или хлысты), объема и способа заготовки, а главное — от условий работы. Российская лесозаготовительная техника достаточно надежна в работе, проста и недорога в обслуживании. В условиях бездорожья она показывает очень высокую проходимость и производительность. И, что очень важно, — полностью ремонтопригодна в суровых условиях лесозаготовки бескрайней России. Этого нельзя сказать о какой бы то ни было импортной лесотехнике, для ремонта и обслуживания которой нужны специальные условия, навык и оборудование. Что касается стоимости оборудования, его обслуживания и эксплуатации, то трелевочные трактора, изготовленные, например, нашим заводом, безусловно в несколько раз дешевле, иногда до 10 раз», — резюмирует Игорь Присяжнюк.
Текст: Наталья Демшина
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...
Читать далее...
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.