Оборудование для ЛПК замещаем с умом | Лесной комплекс
Завод Meusburger Новтрак
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Модельный ряд компании Meusburger Новтрак представлен широчайшей линейкой полуприцепов и прицепов , а также надстроек на шасси.
Новтрак специализируется на изготовлении нестандартных и инновационных моделей, разработанных специально под заказчика с учетом его требований и условий грузоперевозок.

Реклама. ЗАО «НОВТРАК», ИНН 5321035445
Erid: F7NfYUJCUneP4zKag9TA

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях

Сложности с поставками и обслуживанием импортного оборудования вынуждают лесопромышленников использовать все доступные средства для того, чтобы поддерживать работу предприятий. Поиск альтернативных путей поставок, партнёрство с компаниями из «дружественных» стран, налаживание собственного производства комплектующих и разработка оригинального программного обеспечения для задач предприятия — лишь немногие из возможных способов преодоления кризисной ситуации.

В ответ на введение санкций со стороны «недружественных» стран в ГК «УЛК» создали новое предприятие — Устьянский машиностроительный завод (УМЗ). В его задачи входит ремонт и изготовление деталей, узлов и агрегатов для спецтехники и лесоперерабатывающего оборудования, которые эксплуатируют в подразделениях холдинга. Идея создания такого предприятия у генерального директора УЛК Владимира Буторина появилась давно, но именно санкционные ограничения стали стимулом для реализации проекта.

Партнёрские отношения

Совместно с инженерами завода сотрудники Вельского ЛПК оптимизировали работу рубительной машины Vecoplan. Специалисты ремонтно-технической службы (РТС) разработали чертежи, а работники УМЗ по ним восстановили и частично создали с нуля комплектующие к основным движущим механизмам рубительного устройства. Как сообщает пресс-служба УЛК, обновлённые узлы уже прошли испытания и работают в штатном режиме.

Анонсируя создание машиностроительного завода, руководитель УЛК заявил, что одной из его задач станет производство котельного оборудования, работающего на древесном биотопливе. Пока инженеры завода набираются опыта в создании отдельных узлов этого оборудования. Например, совместно с сотрудниками того же Вельского ЛПК они изготовили для производственной котельной гидравлический цилиндр колосниковой решётки, отвечающий за своевременную и бесперебойную подачу биотоплива в котёл.

В перспективе руководство холдинга рассчитывает, что мощности завода позволят заместить изделиями собственного производства все запчасти, необходимые для безостановочного функционирования техники УЛК, от болтиков до валов. А пока этого не произошло, от сотрудничества со сторонними организациями в компании не отказываются.

Например, в Устьянском ЛПК некоторые узлы иностранного котельного оборудования заменили на аналоги отечественного производства. По чертежам, предоставленным специалистами РТС, партнёры изготовили усиленные подшипниковые узлы, более прочные, чем импортные.

С отечественным производителем запчастей для окорочных станков Устьянский ЛПК заключил договор о сотрудничестве, в рамках которого получил тестовые образцы продукции — комплект держателей режущей пластины для крепления деревообрабатывающего инструмента. Как пояснили на предприятии, эти узлы наиболее подвержены износу при интенсивной работе, поэтому очень важно иметь возможность оперативно их заменять.

Платформа для погрузки пакетов пиломатериалов
Платформа для погрузки пакетов пиломатериалов. Фото: BM group

А партнёры из Беларуси предоставили устьянским лесопромышленникам матрицы и ролики для пресс-грануляторов пеллетного цеха. После их успешного тестирования в компании приняли решение продолжать сотрудничество с белорусскими коллегами.

Автопарки многих лесопромышленных предприятий укомплектованы импортной техникой, обслуживать которую в нынешней ситуации непросто. Владельцы начинают задумываться о том, чтобы самостоятельно обслуживать свою технику и не зависеть от сторонних фирм. Например, механики Пинежского ЛПХ (входит в ГК «УЛК») учатся проводить диагностику лесных и дорожно-строительных машин без привлечения сервисных компаний или дилерских организаций.

Обучающие курсы для механиков проводят инженеры Устьянского машиностроительного завода.
Механики Вельского ЛПК и УМЗ сообща капитально отремонтировали шведский фронтальный погрузчик Volvo.

Без привлечения сервисных организаций они провели один из самых сложных видов работ — замену поршневой группы двигателя. А грамотный подбор аналогов запчастей позволил оперативно восстановить цилиндры подъёмных механизмов, пальцы захвата и другие узлы импортной
машины.

Оптимизация в действии

В нынешних условиях многие лесопромышленные компании делают ставку на возможности собственных ремонтных подразделений, пусть и не в таком масштабе, как в Архангельской области. Например, в хабаровском холдинге BM group специалисты механической службы своими силами оптимизировали пакетоформирующую машину немецкого производителя. Инженеры-механики переделали станок таким образом, чтобы он мог обрабатывать большее количество досок и формировать более широкие и объёмные пакеты. Теперь предприятие может дополнительно сушить до 600 кубометров в месяц.

Также специалисты BM group предложили оригинальное технологическое решение, которое способствовало значительному сокращению времени погрузки пиломатериалов в контейнеровоз. В телеграм-канале компании они рассказали, что приобрели недорогую платформу, для работы которой требовалась специальная большая эстакада и погрузчик.

Главный механик предприятия Сергей Корниенко предложил способ, позволивший обходиться при погрузке только самой платформой. Для этого изготовили металлическую конструкцию, которая работает с помощью лебёдки, так что готовая к отправке упакованная продукция заезжает прямо в контейнер. Весь процесс занимает две минуты, тогда как ранее на это уходило около часа, к тому же приходилось привлекать к погрузке двух погрузчиков или использовать экскаватор.

«Свеза» использует аддитивные технологии для производства недостающих компонентов и запчастей
«Свеза» использует аддитивные технологии для производства недостающих компонентов и запчастей

На помощь лесопромышленникам приходят аддитивные технологии. Например, на комбинатах «Свеза» уже не один год применяют 3D-принтеры, с помощью которых из пластика печатают недостающие компоненты. Также в планах компании приобрести оборудование, позволяющее изготавливать детали на эластичной основе, и установить 3D-сканер для создания и переработки моделей.

Как пояснили в пресс-службе компании, аддитивные технологии позволяют в самые короткие сроки изготовить полностью соответствующий чертежам опытный образец, который потом легко протестировать и запустить в серийное производство в России или дружественных странах. Так, в прошлом году инженеры «Свезы» сначала смоделировали, а затем испытали и наладили выпуск расходных материалов, поставки которых в Россию прекратились.

С «цифрой» на ты

С введением санкций игроки российского ЛПК больше опасались не ухода производителей «железа», а перекрытия доступа к рынку программных продуктов. Отчасти ожидания оправдались, однако это же стало стимулом для создания собственных высокотехнологичных решений.

В апреле в Устьянском ЛПК провели тестовые испытания нового отечественного программного обеспечения для сушильных комплексов. Специалисты подразделения УЛК вместе с представителями компании-производителя проверили возможности ПО в реальных условиях на нескольких сушильных камерах. Такая совместная работа позволила адаптировать решение к потребностям конкретного производства.

Замену импортной «цифре» нашли и в BM group: в лесопильном цехе оптимизировали кромкообрезной станок шведской фирмы, который используется для выпуска обрезной доски. Оборудованию уже 15 лет, запчасти к нему не выпускают, да и программное обеспечение требовало замены.

Линия лесопиления на заводе BM group
Линия лесопиления на заводе BM group

По договору с поставщиком была запланирована модернизация линии, но санкционные ограничения и высокая стоимость не позволили реализовать этот план. На помощь пришли специалисты ООО «Автоматика-Вектор», с которыми у BM group уже есть опыт успешного сотрудничества.

«В кромкообрезном станке в итоге заменили всю шведскую электроавтоматику на оборудование, которое в настоящий момент не сложно достать в случае, если потребуется замена. Были установлены современная операционная система и новый сканер, который более точно замеряет ширину и толщину поступающей доски, более корректно строит 3D-модель», — прокомментировал главный инженер завода Владимир Шевцов.

Некоторыми кейсами для импортозамещения поделился вице-президент по информационным технологиям и автоматизации процессов Segezha Group Игорь Козлов на круглом столе РБК «Точки роста для российского рынка разработки ПО». Самое сложное, с его точки зрения, — импортозамещение систем, управляющих промышленным оборудованием. Проблема заключается в том, что на российском рынке аналогов такого ПО пока недостаточно, при этом остро стоит задача улучшения его качественных характеристик.

По мнению Игоря Козлова, для повышения уровня зрелости отечественных ИТ-решений необходимо укреплять сотрудничество между вендорами, ИТ-компаниями и заказчиками. Представитель Segezha Group подчеркнул, что российский рынок ПО для автоматизации технологических процессов освободился от импортных решений и ждёт российских разработчиков.

Текст: Мария Кармакова

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №3 2023

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Читать онлайн
Новости

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.