Цены на древесину в 2023 году: о больших ценах можно забыть? | Лесной комплекс
Бензопилы серии GEOSMAX
Узнать больше Свернуть
Развернуть

GEOS — российское название бренда AL-KO, уже более 90 лет выпускающего садово-парковую технику по всему миру. За такой продолжительный срок разработан и выпускается широкий ассортимент надёжной техники как для частного, так и для профессионально применения.

Бензопилы серии GEOSMAX — это качество, надёжность и безотказность в любых условиях эксплуатации.

GEOS — это 20 лет работы в России, 455 дилеров и более 150 авторизованных сервисных центров по всей стране.

Реклама. ООО «ГЕОС», ИНН 7701190698
Erid: F7NfYUJCUneP2WMtPznU

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
Цена всему голова

Цены на древесину в 2023 году: о больших ценах можно забыть?

За последние два года цены на лесоматериалы впадают из крайности в крайность. С середины 2021 года и до начала 2022 наблюдался небывалый рост, и курс валюты только способствовал этому. Затем после рекордного подъёма стоимость древесины столь же резко обвалилась на фоне закрытия европейских рынков.

Только к концу августа 2023 года, как отмечает Рослесинфорг — Федеральная лесоучётная организация, цены на древесину смогли стабилизироваться. По мнению экспертов ведомства, сейчас экстремальный рост не пойдёт на руку производителям, ведь в случае подорожания за ним последует падение покупательского спроса.

Оптимально «для своих»

«Сегодняшний баланс цен на сырьё и готовую продукцию можно назвать оптимальным для производителя и конечного покупателя. Ценовая ситуация позволила многим производителям переориентироваться на растущий внутренний рынок, который стимулирует в том числе развитие деревянного домостроения и необходимость восстановления жилфонда в пострадавших в ходе военных действия приграничных регионах и на новых территориях.

Другие открывают для себя новые экспортные направления, которые были нерентабельны ранее, ведь сейчас при слабом рубле экспортная выручка в пересчёте на рубли получается больше», — считает руководитель Рослесинфорга Павел Чащин.

Если в 2021-2022 году оптовые цены на хвойный пиловочник на внутреннем рынке достигали рекордных 6,2 тыс. рублей за кубометр (без НДС), то к середине 2023 года сырьё подешевело в два раза — до 3,1-3,3 тыс. руб. за кубометр, что сравнимо с уровнем до пандемии ковида.

Самые ходовые пиломатериалы: доска и брус из хвойных пород дерева — на оптовом рынке страны, по оценкам экспертов Рослесинфорга, отгружаются по стоимости в 11,2-11,3 тыс. рублей за кубометр, а в розницу кубометр пиломатериала из сосны или ели продают в среднем по 16-17 тыс. рублей. Примерно на уровне внутрироссийской розницы находится диапазон экспортных цен.
Похожая тенденция и на хвойный кругляк, стоимость которого упала с рекордных 3,7 тыс. рублей за кубометр до нынешних 2,5 тыс. рублей за «куб».

Новые маршруты

По мнению Павла Чащина, сегодняшние цены наряду со слабым рублём подталкивают лесоэкспортёров выходить на новые рынки, которые раньше не рассматривались из-за высокой стоимости доставки. И в первую очередь речь идёт о регионах с большим потенциалом роста: Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии.

В прокладывании новых и старых маршрутов, хорошо забытых с советских времён, ключевую роль играет государство с механизмом субсидирования логистических затрат.

Как отмечает директор по поставкам древесины и логистике АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники» Анатолий Щербаков, экспортные цепочки поставок с вводом санкций изменились кардинально. Вывоз продукции ЛПК из европейской части России через порты Балтийского бассейна упал в разы (практически прекратился) из-за отсутствия судозаходов. Вместо традиционных отгрузок через порты СПБ грузопоток перенаправили на Восток железнодорожным транспортом напрямую в Китай и в порты Дальнего Востока.

Однако инфраструктурные ограничения РЖД не позволяли справиться с заявляемым грузопотоком. Это привело к резкому росту стоимости логистики (в 2,5 раза) и временами к физической невозможности отправить весь объём, что в совокупности привело к снижению производства продукции ЛПК.

«С апреля 2023 г. объёмы экспорта из портов Балтийского бассейна стали ощутимо восстанавливаться за счёт прихода новых линий и судов, а также государственной поддержки (субсидирования) логистических затрат. При этом необходимо, чтобы меры поддержки остались не только на бумаге, а фактически были получены экспортёрами.

Постановление о субсидировании логистических затрат N°1347 от 28.07.22 г., изданное в соответствии с поручениями президента, не было подкреплено достаточным размером бюджетного финансирования — выделено менее 30% действительной потребности денежных средств. В результате многие предприятия лесопромышленного комплекса всё ещё не получили предусмотренной государственной поддержки.

Для оптимизации логистических затрат мы значительно расширили пул партнёров-экспедиторов. Мы стараемся «спрямлять» отношения и за счёт этого получать более выгодные условия перевозки», — рассказал Анатолий Щербаков.

Все — в Африку?

Если одни двери закрываются, значит открываются другие. Естественно, что после ухода с европейских рынков экспортёры стали искать другие варианты для поставки лесоматериалов и, помимо традиционных азиатских стран, компании обратили пристальное внимание на Африку. По словам экспертов, это вынужденная мера, и экономически выгодным это направление назвать сложно, пока не будут отрегулированы эффективные логистические маршруты. С другой стороны, спрос рождает предложение, и логистические компании при содействии государства уже ведут работу по оптимизации новых маршрутов.

«Взаимодействие между экспортёрами и поставщиками логистических услуг вышло на новый уровень, усилилась важность гибкого подхода с обеих сторон», — считает начальник отдела продаж экспортных перевозок ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» Илья Каприцын.

За полтора года группа FESCO открыла новые направления, поставила свою морскую контейнерную линию в Турцию и Индию из Новороссийска, запустила deep sea сервис из Санкт-Петербурга в Индию и Китай. Компания увеличила вместимость на китайской и вьетнамской линиях, расширила географию судозаходов в Юго-Восточную Азию, принимает участие в перевозках продукции ЛПК через Северный морской путь. В ближайшее время планирует открыть сервис в Египет. В планах компании и дальше продолжать расширение своих географических горизонтов. Среди возможных направлений — ОАЭ, Пакистан, Марокко.

Если говорить об Африке, то ряд крупных экспортёров лесопродукции уже имеют устойчивые связи с этим континентом. Например, с 2018 года Египет стабильно входит в топ-3 зарубежных торговых партнёров Segezha Group. В первом квартале 2023 года на ЮАР пришлось 6% от продаж одного из стратегических продуктов холдинга — крафт-бумаги.

Крупнейший производитель берёзовой фанеры «Свеза» за пять месяцев 2023 года нарастил собственную долю продаж в африканский регион на 38% среди российских поставщиков берёзовой фанеры.

По словам руководителя направления по продажам на рынке Африки компании «Свеза» Алексея Ляпунова, компания достаточно давно начала работу по диверсификации портфеля клиентов и более десяти лет развивает африканское направление как одно из перспективных, поэтому продукция востребована в разных отраслях, особенно в мебельной и в строительстве.

Поддержку и выстраивание новых экономических связей российские власти со своей стороны всячески поддерживают. Второй раз в Санкт-Петербурге прошёл экономический форум «Россия — Африка», где представители лесной промышленности смогли представить линейки своей продукции, в том числе SLT-панели, клеёный брус.

«Российские компании демонстрируют активный интерес в поиске партнёров в странах Африки и готовы предлагать качественную и конкурентную продукцию, в том числе лесопромышленного комплекса. Российский экспортный центр поддерживает компании и помогает в поиске новых партнеров в регионе. Деловая миссия в рамках саммита «Россия — Африка» — один из инструментов такой поддержки», — считает директор по поддержке экспорта ЛПК Российского экспортного центра Елена Смирнова.

А как же лиственные породы?

Если говорить о лиственных породах древесины, то здесь, конечно, представляет интерес берёзовый фанерный кряж. По информации Рослессинфорга, сейчас сырьё для изготовления шпона и фанеры растёт в цене. Отчасти это связано с сезонным спросом. После почти двухкратного падения в прошлом году до 3 тыс. рублей за кубометр нынешний уровень в 3,6 тыс. рублей по-прежнему далёк от пиковой стоимости в 7,1 тыс. рублей в 2021 году.

Ситуация с ценами на клеёную фанеру обстоит примерно так же, как и с другими лесоматериалами: резкий взлёт осенью 2021 — весной 2022 годов и двукратное падение, после чего цена выросла на 9,7% за шесть месяцев 2023 года. На внутреннем рынке кубометр клеёной фанеры стоит порядка 27,8 тысяч рублей. Зато цена на экспорт (в рублёвом эквиваленте) держится на отметке 42,5 тыс. рублей и лишь на 26,4% ниже пикового значения, зафиксированного в марте 2022 года.

Доля древесины остальных лиственных пород в строительстве не превышает 10%. Березовый и осиновый «кругляк» подешевел с пиковых 2,5 тыс. рублей за «куб» до 2019 года — 1,9 тыс. рублей.

Стабильной на протяжении пяти лет остаётся, пожалуй, только цена на лиственный пиловочник — 2,2 тыс. рублей за кубометр.

Заметное оживление наблюдается в сегменте балансовой древесины, которую используют как сырьё для производства бумаги, ДВП и ДСП целлюлозные и древесно-плитные комбинаты. С начала года лиственный тонкомер подрос в цене в 1,4 раза, сейчас стоит по 1,7 тыс. руб. за кубометр без НДС и почти дотянулся до пиковых значений в 2 тыс. рублей. Хвойные балансы за тот же период подорожали на 17%, до 1,8 тыс. рублей без НДС. И тоже из-за роста производства древесностружечных плит для мебельщиков.

О больших ценах можно забыть

«В целом пиломатериалы, которые адресованы конечным потребителям, пока удерживают цены посередине между пиковыми значениями 2021 и первой половины 2022 и допандемийным 2019 годом, при этом демонстрируют плавный, но уверенный рост. Это говорит об оживлении строительного сектора и мебельного производства, которые наращивают выпуск продукции и подстёгивают цены после затишья, вызванного вводом санкций», — делает вывод Павел Чащин.

Что касается возвращения к рекордным значениям 2021 года, то, по мнению экспертов, о них можно забыть.

Сейчас главными факторами воздействия на спрос и ценовую политику, как считают в Рослесинфорге, можно назвать меры госрегулирования, поиск новых ниш на внутреннем рынке, где стали больше внимания уделять переработке. И, конечно, развитие новых рынков для экспорта лесопродукции и выстраивание логистических маршрутов.

Мнения экспертов

Виталий Липский, генеральный директор «Национального Лесного Агентства Развития и Инвестиций»

Виталий Липский, генеральный директор «Национального Лесного Агентства Развития и Инвестиций»
Виталий Липский, генеральный директор «Национального Лесного Агентства Развития и Инвестиций»

«Напомню, что самым большим ударом для отечественного ЛПК стала транспортная блокада, а не столько сам запрет на поставку лесопродукции в ЕС. Из России ушли все крупные западные транспортные операторы, а суда, перевозящие лесопродукцию, не могут бункероваться и обслуживаться в европейских портах. Перевозка лесопродукции из портов Северо-Запада РФ морем возможна только на больших судах, способных обогнуть Европу без захода в порты европейских стран. Порты Северо-Запада РФ из «морских ворот» превратились в «тупик». В логистическом плане Северо-Запад России стал «медвежьим углом».

За последнее время было сформировано несколько транспортных морских линий из портов Санкт-Петербурга в направлении Средиземного моря, Персидского залива, Индии и Китая. Это, прежде всего, линии транспортного оператора «Рускон» совместно с Mountain Air Shipping, транспортного оператора «Модуль» и FESCO. Тем не менее стоимость перевозки лесопродукции остаётся значительной из-за несформированного потока грузов и неоптимальной логистики.

Субсидии, согласно Постановлению Правительства РФ N° 1215 от 26.07.2023, предоставляются через агента правительства — АО «Российский экспортный центр». Финансирование осуществляется на конкурсной основе при выполнении ряда условий и в пределах суммы предоставляемых субсидий. Из этого можно заключить, что основными потребителями бюджетных средств будут крупные лесопромышленные компании, которые смогут оперативно предоставить документацию и пройти конкурсные процедуры. Для малого и среднего бизнеса субсидии будут не доступны в общей массе предприятий.

Можно констатировать, что указанные субсидии будут иметь положительный эффект в части общей поддержки лесопромышленного комплекса, но это будет ощутимо только для крупного бизнеса. Экономическая сложность текущего момента для малого и среднего лесопромышленного бизнеса не снизится».

Анатолий Щербаков, директор по поставкам древесины и логистике АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники»

Анатолий Щербаков, директор по поставкам древесины и логистике АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники»
Анатолий Щербаков, директор по поставкам древесины и логистике АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники»

«Начиная с середины 2022 года, в пакете заказов доля Китая превышает 70%. Ассортимент — пиломатериалы. Китай — приверженец сырьевых товаров, здесь предпочитают круглый лес. Но с пиломатериалом они тоже готовы поработать.

Китай и покупает, и поставляет продукцию по всему миру. Импорт хвойных пиломатериалов из России превышает импорт хвойных пиломатериалов из Скандинавии (Финляндии и Швеции вместе взятых) в 9 раз. В основном эту продукцию в Китае применяют в строительстве.

Но «распределение» продукции определяется сортовым составом. Условно говоря, высших сортов (которые еще называются мебельными сортами) всего 10-15%, всё остальное — средние и низкие сорта. Вот их экспортируют дальше. Уже в виде готовой продукции.

Объём поставок будет только расти. Наши китайские партнёры показывали нам график «Статистические данные по запасам продукции в порту Тайцан» — это на самом деле индикатив. У Китая всегда был определённый уровень запасов, который говорил о том, куда двигается рынок. При превышении этого уровня рынок всегда шёл вниз, цены в первую очередь. Однако когда запасы падали, то цены росли вверх, начиналась конкуренция за сырьё. Из года в год среднегодовой объём запасов рос. И то, что в прошлый год считалось сверхнормативным запасом и оказывало давление на рынок, сейчас переходит в разряд нормального запаса. Так что рынок будет расти.

На традиционных рынках (Китай, Египет, Корея, Япония, Узбекистан) проблем с логистикой нет, логистические цепочки оптимизированы. Что касается экзотических рынков, на которых мы раньше не присутствовали (Индия, например), логистические цепочки только-только начинают выстраиваться. Потому что здесь вопрос паритетов интересов.

То есть, условно говоря, мы начали разрабатывать индийский рынок, и логистика не позволяла нам сделать бизнес. Китай перебивал. Но не только мы туда пошли. Свой интерес заявили и другие крупные российские экспортёры, причём не только пилопродукции (плитной продукции, например). Потому что все понимают, что Индия по населению не уступает Китаю…

И когда потенциальные поставщики заявили свой интерес к поставкам в Индию, логистика поняла, что спрос есть, значит, можно заворачивать суда/контейнеры. Сперва появилось логистическое плечо, а потом началась оптимизация по тарифам. Поставщики подтвердили свой интерес. И медленно этот механизм начал раскручиваться с падением ставок на перевозку. У нас бизнес с Индией уже стартовал — первую продукцию отправили этим летом».

Алексей Ляпунов, руководитель направления по продажам на рынке Африка компании «Свеза»

Алексей Ляпунов, руководитель направления по продажам на рынке Африка компании «Свеза»
Алексей Ляпунов, руководитель направления по продажам на рынке Африка компании «Свеза»

«Налаживая контакт с африканскими партнёрами, мы отметили для себя несколько особенностей. В первую очередь они придают большое значение личному общению. При этом для африканских партнёров важно соблюдение «понятийных» договоренностей.

Кроме того, по сравнению с другими странами партнёры в Африке гораздо более привычны к условиям неопределённости, в этом плане они в какой-то степени похожи на нас, что отчасти облегчает коммуникацию.

Основной рынок Африки — Египет. С берёзовой фанерой египтяне знакомы ещё со времен СССР. Но и рынки других стран планомерно развиваются.

Вместе с тем логистика на рынок сейчас достаточно дорогая. На данный момент контейнерная доставка стоит в два-четыре раза дороже, чем из других стран — основных экспортёров березовой фанеры (ЕС и КНР). Это делает нашу продукцию менее конкурентоспособной, даже несмотря на её высокое качество. Чтобы исправить эту ситуацию, необходима помощь государства в развитии логистических линий, в первую очередь судоходства.

Помимо этого, необходима поддержка при заключении межправительственных соглашений, которые всегда помогают бизнесу. Кроме того, лесопромышленникам для развития на новых рынках необходимы надёжные платёжные каналы. Например, были бы очень полезны налаженные системы взаиморасчёта в валютах стран БРИКС вместо доллара и евро, а также доступные и безопасные цифровые валюты».

Андрей Фиалковский, директор по продажам пиломатериалов и биотоплива АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники»

Андрей Фиалковский, директор по продажам пиломатериалов и биотоплива АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники»
Андрей Фиалковский, директор по продажам пиломатериалов и биотоплива АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники»

«Если говорить о рынках Африки, традиционно Россия была представлена всегда, ещё со времен СССР, в Северной Африке: Египте, Тунисе, Алжире, Марокко.

С течением времени российские поставщики «рассеялись». По объективным причинам. В первую очередь эти рынки стали не столь привлекательны, потому что Азия перебила спросом африканский континент.

Не надо забывать, что лесопильная, деревообрабатывающая отрасли России на месте не стояли, и изменилось качество продукции: появился большой объём строганной продукции. И азиатский рынок (кроме Китая) был всегда не против поработать со строганной продукцией — естественно, более маржинальным продуктом. А африканский рынок остался приверженцем обычной доски.

Сейчас рынок Северной Африки ввиду изменений общей географии экспорта вновь обретает интерес. Лидирующие позиции, наверное, занимает всё-таки Египет, а дальше уже все остальные.
Наверное, это вынужденная ситуация, потому что говорить о какой-то высокой экономической эффективности пока не приходится. Арабский рынок весьма специфический: сильно разнятся менталитеты, и это накладывает серьёзный отпечаток на бизнес.

Что касается Южной Африки, у них нет острой потребности в наших пиломатериалах — они сами себя обеспечивают тропической древесиной.

Логистика в Африку есть. Например, в Египет она существовала и ранее, большой объём продукции туда поставлялся. Сейчас идёт переход с балкерных отправок на контейнерные, так как рынок предлагает более интересные условия по доставке в контейнерах из портов Санкт-Петербурга».

Илья Каприцын, начальник отдела продаж экспортных перевозок ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт»

«Несмотря на то, что прекратились поставки в Европу, появился ряд новых направлений: Индия, Турция, Египет. При этом на рынке остались все основные игроки (производители, трейдеры, потребители), и поставки в страны ЮВА продолжаются. Также возобновились перевозки через порты Северо-Запада, благодаря запуску deep sea линий.

Безусловно, производителям пиломатериалов и фанеры приходится подстраивать размерный ряд своей продукции под требования новых покупателей. Но в целом значительная часть производств по-прежнему ориентирована на традиционные рынки, и в их логистике преобладают привычные схемы: перевозки через порты Дальнего Востока, сухопутные погранпереходы и порты Северо-Запада.

Серьёзным вызовом стала скорость изменения ситуации. Решения об открытии новых направлений приходится принимать в крайне сжатые сроки, а дорабатывать отдельные моменты и нюансы уже в процессе реализации перевозок. Кроме того, большой объём работы был проделан по смене валют взаиморасчётов с агентами для повышения стабильности системы и уменьшения рисков.

Отдельно хотелось бы упомянуть про рост нагрузки на сеть РЖД, особенно на Восточный полигон. Могу сказать, что до сих пор ещё ни одна проблема не стала фатальной, логистический бизнес продолжает развиваться. В целом логистика и раньше была одной из наиболее подверженных изменениям сторон международной торговли, поэтому большинство игроков оказались к этому готовы».

Текст: Елена Скуратова

Статья опубликована в журнале Лесной Комплекс №5 2023

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

ru.freepik.com
Сохранить субсидии на экспорт лесопродукции: господдержку... Перевозка лесоматериалов — удовольствие, как знают сами...
Читать онлайн
Новости
ФГИС ЛК

Готова ли отрасль к переходу на ФГИС ЛК? 

С каждым днём «цифровой двойник леса» всё ближе к полноценному запуску: в 2025 году ФГИС ЛК наконец-то начнёт работу по всей России. И если разработчики системы и власти ждут от внедрения системы положительных результатов, то вот сами...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.