Сохранить субсидии на экспорт лесопродукции: господдержку нужно отрегулировать? | Лесной комплекс
Завод Meusburger Новтрак
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Модельный ряд компании Meusburger Новтрак представлен широчайшей линейкой полуприцепов и прицепов , а также надстроек на шасси.
Новтрак специализируется на изготовлении нестандартных и инновационных моделей, разработанных специально под заказчика с учетом его требований и условий грузоперевозок.

Реклама. ЗАО «НОВТРАК», ИНН 5321035445
Erid: F7NfYUJCUneP4zKag9TA

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

Сохранить субсидии на экспорт лесопродукции: господдержку нужно отрегулировать?

Перевозка лесоматериалов — удовольствие, как знают сами участники отрасли, не из дешёвых. Особенно, если пиломатериалы нужно везти за рубеж в условиях беспрецедентных санкционных ограничений. Логистика всегда являлась своеобразным «слабым звеном» российского ЛПК, которое не раз подводило представителей бизнеса в ответственные моменты.

В 2022 году ситуация ухудшилась настолько, что лесопромышленникам из СЗФО пришлось в экстренном порядке пересматривать намеченные на ближайшие годы планы (а были они, стоит отметить, большими и обещали принести немалый доход) и прокладывать новые маршруты. Покорять им предстояло не соседнюю Европу, а далёкую и специфичную Азию, которая долгие годы была и остаётся одним из ключевых рынков сбыта для сибирских и дальневосточных предприятий. 

Всем в итоге пришлось серьёзно потесниться: железные дороги, увы, оказались не резиновыми, как и новый рынок, который смог принять далеко не весь объём высвободившейся после ухода европейцев лесопродукции. В частности, до сих пор остро стоит вопрос сбыта топливных гранул, которые до 2022 года активно скупала Европа, а после — категорически не хотел принимать Китай.

Да и цены на доставку древесины через всю страну немало представителей отрасли расстроили: например, минувшим летом отправка кубометра пиломатериалов в КНР морским транспортом через Санкт-Петербург стала обходиться дороже на 40-45% в сравнении с докризисным периодом.

Впрочем, помочь лесопромышленникам сократить расходы были призваны субсидии, на продлении которых в 2024 году настаивают представители ЛПК. 

Почему отраслевики так горячо заинтересованы в поддержке государства и каковы масштабы транспортировки леса в России по оценкам специалистов? 

Путешествие не на Запад, а на Восток

По мнению президента России Владимира Путина, Россия имеет обширные лесные ресурсы, в связи с чем экспорт необработанной древесины и покупка продукции из неё являются неприемлемыми. Глава РФ озвучил своё суждение на открытии целлюлозно-картонного комбината в Иркутской области.

Президент заявил, что, хотя лесосеки в нашей стране считаются одними из крупнейших в мире, Россия всё равно импортирует ряд видов продукции из древесины, в том числе высококачественную бумагу. Владимир Путин удивился такой ситуации и подчеркнул, что она улучшается, но медленно.

Фото: pxhere.com

Запуск собственных производств, особенно целлюлозно-бумажных, является важным шагом вперёд. В частности, недавно было запущено в эксплуатацию предприятие в Иркутской области. Это свидетельствует, считает глава государства, о движении в правильном направлении, и страна будет продолжать поддерживать подобные проекты.

В частности, на переработку леса внутри страны был направлен запрет экспорта необработанной древесины, вступивший в силу в 2022 году. Мнения отраслевых экспертов касательно данной инициативы расходились два года назад и продолжают оставаться на разных полюсах и к концу 2024 года. 

Как показал опрос, проведённый в Telegram-канале «Лесной комплекс»,  значительная часть представителей отрасли — 45% принявших участие в опросе пользователей — придерживается точки зрения президента, считая практику вывоза «кругляка» за границу нездоровой. Задаче по переработке леса внутри страны, по их мнению, следует уделять больше внимания. Впрочем, другая часть — 32% пользователей — считает, что главное соблюдать баланс между внутренней переработкой и экспортом. 17% участников анонимного опроса вовсе придерживаются мнения, что действующее эмбарго стоит снять, ведь до 2022 года вывоз необработанной древесины приносил доход лесозаготовителям. 

К слову, за отмену запрета ратуют и китайские партнёры. Они даже предлагают закупать российские пеллеты в обмен на снятие эмбарго. Для отечественных производителей биотоплива, находящихся в не самой удобной ситуации из-за санкций, такое предложение даже может казаться привлекательным. 

Подробнее о предложении КНР и позиции партнёров из Азии относительно запрета экспорта российской необработанной древесины читайте в статье «Круглый лес: везти или не везти в Китай?». 

И всё же экспорт российской лесопродукции неуклонно снижается: по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), вывоз древесины за восемь месяцев 2024 года составил 6,7 млрд долларов. Это, как отметили в ФТС, на 1,3% меньше, чем за тот же период 2023 года, — тогда экспорт составил порядка 6,8 млрд долларов. 

Сократились также и объёмы ввоза зарубежной лесопродукции в Россию. Объёмы импорта снизились на 12,9%, и по итогу восьми месяцев составили 2,0 млрд долларов. В 2023 году данный показатель достиг 2,3 млрд долларов. 

В целом в отрасли такая тенденция продолжается уже не первый год. Так, в 2023-м экспорт российской древесины и продукции ЦБП сократился на 29,7% и составил 9,9 млрд долларов, а импорт упал на 13,4% и был равен 3,4 млрд долларов.

От внешних рынков отказываться нельзя

В статье «Транспортные субсидии для ЛПК: деньгами делу не помочь?» мы уже писали о том, что на спасение логистики и экспорта прикладыванием к ним «подорожника» из денег представители отрасли смотрят скептически. По мнению специалистов, суть проблемы кроется не в нехватке средств, а в качестве оказываемых услуг. Также в отрасли уже достаточно давно беспокоятся о дефиците локомотивов и контейнеров — проблеме, решение которой даже на горизонте пока «не маячит». 

Впрочем, финансовая помощь в таких условиях лишней всё же быть не может. Как сообщает «Российская газета», транспортная доля в стоимости экспортных пиломатериалов на предприятиях Северо-Запада России увеличилась до 40% и выше. Обеспокоенные этим фактом представители отрасли предложили властям сохранить транспортные субсидии на заграничные поставки лесопродукции. Также они попросили пересмотреть условия получения помощи и сделать их более справедливыми и удобными для лесопромышленников. 

В отрасли отмечают: поддержка государства необходима для того, чтобы восстановить утраченные объёмы продаж на зарубежных рынках. Внутренний спрос на лесопродукцию в 2023 году смог несколько компенсировать 30%-е падение экспорта, однако потеря внешних рынков для российского ЛПК — недопустимая роскошь.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров отметил, что рано или поздно российский рынок пресытится, из-за чего могут возникнуть проблемы со сбытом. Потому страна не может рисковать и забывать про развитие внешней торговли. 

«Чтобы развиваться и оставаться на современном уровне, достойном нашей лесной базы, нам, безусловно, экспортом с конца 2024 года — 2025 года надо заниматься принципиально по-другому», — резюмировал он.

Пеллеты оказались под ударом

До 2022 года российские предприятия, совершавшие попытки наладить безотходное производство и глубокую переработку древесины, массово ударялись в производство топливных гранул. Пеллеты считались одним из наиболее перспективных видов продукции — экологичное топливо пользовалось огромным спросом в Европе, где «зелёная повестка» возглавляла все тренды, а безопасные для природы технологии внедрялись на многих предприятиях. 

Санкции заколотили «окно в Европу» для отечественных пеллетчиков. Сегодня экспортные расходы делают данный вид продукции практически нерентабельным: количество готовых принять российские пеллеты рынков критически сузилось, а за их доставку за рубеж компании вынуждены платить практически полную стоимость самой продукции, если не больше. Как в таких условиях работать предприятиям — вопрос открытый и болезненный. 

Для справки: за отправку тонны топливных гранул из Архангельска в Южную Корею в сентябре 2024 года бизнес платил порядка 110 долларов, а за транспортировку груза — 120 долларов. Расходы серьёзные, и не каждая компания способна их «потянуть».  

В связи со всем вышеперечисленным нет ничего удивительного в том, что представители отрасли просят власти не только сохранить действующие транспортные субсидии, но также и предлагают разработать отдельную программу поддержки для производителей пеллет. В частности, с такой инициативой выступает глава лесного холдинга Поморья Владимир Буторин: 

«Предлагаю на все пеллеты выделить субсидию, чтобы работать хотя бы по себестоимости. Выделить на три года — для того, чтобы у нас было время переориентироваться».

В погоне за транспортной субсидией

Сам процесс получения господдержки, отмечают представители ЛПК, также требует пересмотра, поскольку далеко не всегда предприятия могут предлагаемыми мерами воспользоваться. 

В 2024 году получение транспортной субсидии стало для бизнеса «унизительной процедурой». Так его охарактеризовали источники «Российской газеты». В назначенный день сумма, выделенная государством для выдачи субсидий, за считанные секунды превратилась, как карета одной небезызвестной принцессы, в «тыкву»: поддержку получили те, кто вперёд своих коллег по цеху успел нажать на нужные кнопки. Да и на самой площадке произошёл сбой, из-за которого многие компании российского ЛПК остались без обещанной помощи.   

Крик души лесопромышленников не остался неуслышанным: с третьего квартала текущего года власти пообещали пересмотреть механизм выдачи субсидий. Теперь претендентов будут отбирать на основе экспортных планов предприятий: процесс перевели на заявительный и авансовый характер.

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Читать онлайн
Новости

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.