Модельный ряд компании Meusburger Новтрак представлен широчайшей линейкой полуприцепов и прицепов
, а также надстроек на шасси.
Новтрак специализируется на изготовлении нестандартных и инновационных моделей, разработанных специально под заказчика с учетом его требований и условий грузоперевозок.
Реклама. ЗАО «НОВТРАК», ИНН 5321035445
Erid: F7NfYUJCUneP4zKag9TA
В задаче по переориентации экспорта продукции ЛПК на Восток логистика играет не последнюю роль. Значительное количество предприятий отрасли располагаются на Северо-Западе страны, достаточно далеко от перспективных рынков. Так, за то, чтобы отправить кубометр пиломатериалов в Китай морским путём через Санкт-Петербург, лесопромышленникам СЗФО приходится платить на 40-45% больше, чем в докризисный период.
О том, что дорогая логистика препятствует экспорту, рассказал аналитическому агентству WhatWood в июле текущего года Александр Шаньгин, генеральный директор АО «Группа компаний «ВЛП». Изменилось ли что-то к осени? Едва ли: логистические проблемы встают на пути у промышленных предприятий уже не первый год, однако какого-либо однозначного решения за это время так и не появилось.
И если с ценами на морскую доставку грузов в другие страны всё более или менее понятно — развитие Севморпути всё ещё ведётся, и глобального увеличения грузооборота эксперты и власти ждут лишь к 2030 году, — то вот снижение экспорта по железнодорожным путям многих лесопромышленников настигло внезапно.
Внутренние поставки лесных грузов медленно, но верно стремятся вверх. По данным аналитического центра «ТрансЛес», общий объём перевозок лесопродукции и пиломатериалов в сравнении с данными за 2023 год остался на том же уровне — порядка 14,9 млн тонн. Однако изменения претерпела структура логистики.
В частности, внутри страны перевозки выросли с 8,3 млн тонн в первом полугодии 2023 года до 8,7 млн тонн в первом полугодии 2024-го (+4% год к году). А вот экспорт за тот же период снизился на 10% — с 6,4 млн тонн до 5,8 млн тонн.
Внутренние перевозки, отмечают эксперты, сегодня являются одним из наиболее стабильных сегментов рынка, который демонстрирует тенденцию к росту. По данным аналитиков, транспортировки необработанной древесины для последующей переработки на предприятиях внутри РФ выросли на 4% до 8,7 млн тонн (по отношению к 2023 году).
В сравнении с прошлогодним июнем балансы подорожали на 30%, а пиловочник на все 85%. Вырос в стоимости и фанерный кряж — цены на него поднялись на 40%.
«ТрансЛес» также сообщил порталу «РЖД-партнёр», что отечественные лесопромышленники смогли нарастить производство сразу по нескольким номенклатурам:
Что касается экспорта, то за первое полугодие 2024-го перевозки упали, как мы упоминали выше, до 5,8 млн тонн вместо 6,4 млн тонн, зафиксированных за тот же период 2023 года. Из этого объёма 4,8 млн тонн пришлись на пиломатериалы.
При этом главными импортёрами такой лесопродукции стали, что ожидаемо, Китай (3,5 млн тонн), Узбекистан (0,4 млн тонн), а также Азербайджан (0,24 млн тонн), Иран (0,24 млн тонн) и Япония (0,13 млн тонн).
Аналитики считают, что уменьшение объёмов экспортных перевозок по железной дороге произошло, в первую очередь, из-за инфраструктурных ограничений на Восточном направлении. Из-за них существенно замедлился оборот вагонов. К слову, такую же тенденцию эксперты наблюдают и на других направлениях — в Центральной Азии и Азербайджане.
Сегодня на рынке недвижимости в Поднебесной складывается не самая благоприятная ситуация, из-за чего спрос на пиломатериалы там несколько поутих. Согласно информации таможенной службы страны, объёмы ввоза леса и пиломатериалов упали на 1% в 2024 году по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. В сравнении с 2019 годом снижение составляет целых 30%.
Да и будем честны: в первую очередь коллег из Азии всегда интересовал круглый лес, а не обработанный. Потому доля российской лесопродукции на этом рынке продолжает падать. Новых поставщиков желанного «кругляка» китайцы нашли в лице новозеландских лесопромышленников: за последний год страна увеличила поставки необработанной древесины в КНР на 18%.
Но не только в Китае угасает интерес к пиломатериалам. Спрос на лесопродукцию, отмечают аналитики, уменьшается также и в других странах. Причина тому кроется в сохраняющемся замедлении рынка недвижимости таких государств как США, Япония и т. д. Европейцы, к слову, такой участи тоже не избежали.
Стоит отдать должное: власти пытаются ситуацию с дорогой логистикой и снижением экспортных поставок урегулировать. Так, в апреле текущего года с предложением продлить господдержку транспортных расходов экспортёров лесной отрасли как минимум на два года выступили власти Архангельской области.
Данный вопрос губернатор Поморья, как сообщили в ТАСС, поднял в рамках окружного совещания субъектов СЗФО по вопросу реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Он также отметил, что логистика доставки до новых рынков в себестоимости продукции стала значительно выше, чем была раньше.
«Очень важно, чтобы решения, которые были приняты президентом в прошлом году в рамках совещания по поддержке лесопромышленного комплекса, по субсидированию этих логистических издержек наших экспортёров, продлились ещё хотя бы два года. Важно в этот трёхлетний период переориентации и адаптации наших экспортёров на новых рынках поддержать их, чтобы дальше они смогли выстраивать свои экономические модели, исходя из новых реалий», — подчеркнул губернатор Архангельской области.
Это не единственный случай, когда представители властей поднимали вопрос о транспортных субсидиях для ЛПК. Так, замглавы Минпромторга Роман Чекушов в рамках форума «Иннопром» рассказал ТАСС, что российский лесопромышленный комплекс получит 5,3 млрд рублей. Речь идёт о 30% от всего объёма субсидий, выделенных на логистическую поддержку экспорта. При этом общий лимит госбюджета на данное направление составляет 17,7 млрд рублей.
«Из них 30% будут предназначаться только для лесной продукции. При этом мы снизили лимит на 1 компанию до 300 млн рублей для того, чтобы увеличить количество участников рынка, которые смогут воспользоваться такой востребованной мерой помощи», — поделился статс-секретарь.
Поможет ли это решить назревшие проблемы? Многие лесопромышленники смотрят на принимаемые властями меры скептически, отмечая, что трудности кроются не только в деньгах, но и в качестве перевозок. Так, читатели Telegram-канала «Лесной комплекс» отмечают, что задержки подачи «порожняка» часто превышают сроки доставки в 1,5-2 раза, да и до потребителей грузы идут с опозданием, и вместо условных 7-8 дней клиентам иногда приходится ждать до двух недель. Также лесопромышленников беспокоит нехватка локомотивов и контейнеров.
Председатель правления РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков в начале года в интервью «Московской газете» рассказал, что у РЖД есть ряд проблем, которые стоило бы решить для восстановления логистических маршрутов.
«Я уточнял у наших предприятий данные в декабре по итогам 2023 года и данные в январе 2024-го. По бумаге, по картону, по целлюлозе поставки в Китай растут. Мы бы и больше отгружали, но у РЖД есть ряд проблем с подвижным составом, с инфраструктурными мощностями. К тому же, для РЖД наша продукция, как и продукция лесопромышленников, не приоритетна», — отметил председатель правления РАО «Бумпром».
Остаётся лишь надеяться, что данным проблемам железнодорожники смогут уделить должное внимание. «Лесной комплекс» же продолжит следить за развитием ситуации в лесной логистике.
Отношения России и Китая: сохранить нельзя расстаться
Как бы ни пытались наши соотечественники искать новые рынки сбыта своей продукции, всё чаще мы слышим о том, что львиная доля экспорта практически любого сегмента российского ЛПК приходится на Китай. Интерес наших партнёров-азиатов год от года не...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.