GEOS — российское название бренда AL-KO, уже более 90 лет выпускающего садово-парковую технику по всему миру. За такой продолжительный срок разработан и выпускается широкий ассортимент надёжной техники как для частного, так и для профессионально применения.
Бензопилы серии GEOSMAX — это качество, надёжность и безотказность в любых условиях эксплуатации.
GEOS — это 20 лет работы в России, 455 дилеров и более 150 авторизованных сервисных центров по всей стране.
Реклама. ООО «ГЕОС», ИНН 7701190698
Erid: F7NfYUJCUneP2WMtPznU
2022 год стал поворотным моментом для всей российской промышленности, включая, конечно же, и лесопромышленный комплекс. Одна за другой иностранные компании стали покидать рынок и «замораживать» многолетние договоры о сотрудничестве, а страны Европы, что прежде активно закупали продукцию российского ЛПК, начали прикрывать рынки сбыта.
Для некоторых сегментов отрасли закрытие путей в ЕС два года назад практически стало фатальным ударом. В частности, из-за санкций серьёзно пострадали пеллетчики, чьи производства были ориентированы на экспорт в Европу.
Сегодня порядка 98% экспорта российского леса и продукции переработки древесины приходится на азиатские страны. В тройку главных импортёров предсказуемо входят Китай, Узбекистан и Республика Казахстан. Также в рамках переориентации экспорта отечественные деревообработчики активно стараются наладить взаимовыгодные отношения с Турцией, Ираном, Южной Кореей, Таджикистаном, Японией и Кыргызстаном.
Легче всего переход на альтернативные рынки дался предприятиям Сибири и Дальнего Востока: сказалось их географическое положение, а именно — близость к границе с Китаем, а также первоначальная ориентированность производств на поставки продукции в Азию. А вот бизнесу северо-западной части страны пришлось туго, так как компании лишились основных рынков сбыта и оказались достаточно удалены от альтернативных.
Впрочем, под гнётом санкций отечественный ЛПК живёт и работает уже более двух лет. Получилось ли у отрасли и её участников преодолеть логистические проблемы? Куда едет российская древесина в 2024 году? И какая взаимосвязь есть между «кругляком» и пеллетами?
Касательно первого вопроса эксперты расходятся во мнении. Многие справедливо считают, что логистика была и остаётся «ахиллесовой пятой» всего лесопромышленного комплекса (особенно северо-западной его части). Некоторые их коллеги, напротив, отмечают, что основной кризис удалось если не преодолеть, то хотя бы достаточно смягчить его последствия. Кто-то и вовсе считает, что с ключевой задачей по переориентации на альтернативные рынки российский ЛПК справляется. Более того, процесс этот сегодня можно считать практически завершённым.
В частности, позитивным видением ситуации чаще всего отличаются представители властных структур, регулярно сообщающие о том, что товарооборот между Россией и Китаем продолжает расти. Впрочем, справедливо будет отметить, что сегодня он растёт не за счёт массового вывоза из страны круглого леса, чем «грешили» до 2022 года многие российские экспортёры. Теперь за границу стараются поставлять уже переработанную древесину, чтобы прибавочная стоимость товара создавалась на территории РФ.
Эмбарго на вывоз необработанного леса вступило в силу два года назад, ещё до основной волны санкционных ограничений. С 1 января 2022 года экспорт «кругляка» из ценных пород, таких как дуб, бук и ясень, власти запретили практически полностью, из-за чего в течение года вывоз данной продукции сократился на 70%.
Казалось бы, сырьё осталось внутри страны — перерабатывай, сколько душе угодно! Однако далеко не все представители отрасли оказались готовы к столь радикальным мерам со стороны правительства. Летом 2023 года от некоторых предприятий стали поступать запросы об отмене данного запрета. Например, о подобном просили лесозаготовители и деревообработчики Хабаровского края, столкнувшиеся с достаточно большими убытками из-за проблем со сбытом. Тогда за помощью к дальневосточному полпреду Юрию Трутневу обратились депутаты регионального заксобрания.
До сих пор аналогичные просьбы со стороны некоторых регионов не нашли поддержки у властей, и потому ценная древесина по-прежнему остаётся и перерабатывается, насколько это возможно, в России. Что же касается менее ценных пород, то спрос на внешних рынках (что ожидаемо, на азиатских) на древесину берёзы, тополя и осины увеличился. В первом квартале текущего года, по данным Рослесинфорга, экспорт такого «кругляка» вырос на 15%: за три месяца за границу вывезли порядка 673 тыс. м³.
Однако тут тревогу начали бить уже сами переработчики в лице фанерных предприятий. Их крайне насторожил возможный дефицит сырья, в связи с чем некоторые эксперты предположили, что вскоре возникнет необходимость в ведении новых регулирующих мер.
Так, ранее «Лесной комплекс» писал, что аналитики отрасли предупредили представителей ЛПК о подобном исходе. Увеличение объёмов экспорта берёзового «кругляка», по мнению специалистов аналитического агентства WhatWood, может грозить рынку скорым дефицитом качественного фанерного сырья.
Аналитики отметили, что сегодня круглые берёзовые лесоматериалы и шпон активно скупает Поднебесная. По данным агентства, за пять лет экспорт из РФ в КНР увеличился практически вдвое: с 241 тыс. м³ до 419 тыс. м³.
«В ситуации санкционного давления и существенного ограничения рынков продаж фанеры для российских лесопромышленников возникают дополнительные риски, связанные с лесосырьевым обеспечением отечественных фанерных заводов высококачественным берёзовым фанерным сырьём из-за оттока объёмов в Китай как в виде круглого леса, так и в виде шпона», — говорится в сообщении WhatWood.
Впрочем, от российской древесины ценных пород предприимчивые китайцы отказываться не спешат. Более того, они позволяют себе некоторый «шантаж» в отношении нашего ЛПК, оказавшегося в не самом удобном положении из-за санкций.
Речь идёт о пеллетчиках, которые, как отмечала в рамках выставки Woodex 2023 Ракитова Ольга, руководитель ИАА «ИНФОБИО», потеряли большой рынок в лице ЕС. Некоторые крупные производители пеллет ещё до введения ограничений пытались налаживать отношения с Азией, присматриваясь, например, к рынку Южной Кореи, куда в итоге и перенаправили часть предназначенных для Европы поставок. Китай же в этот раз оказался не помощником российскому бизнесу: в Поднебесной действует запрет на ввоз древесных гранул иностранного происхождения.
Тем не менее, наши власти по-прежнему не оставляют надежды на сотрудничество с КНР в данной сфере, но друзья из Азии известны тем, что во всём могут найти выгоду. И этот случай исключением не стал. Снять барьеры для экспорта российских топливных гранул они, конечно, могут, однако при одном очень важном условии — Россия должна возобновить вывоз необработанной древесины.
«Регулярно рассматривается вопрос снятия барьеров для экспорта пеллет в Китай, но пока китайские покупатели согласны приобретать пеллеты «в пакете» с открытием экспорта кругляка», — рассказал «Интерфаксу» глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.
Ожидаемо, что российская сторона на такой шаг идти не готова. Министр отметил, что решение о вводе эмбарго является правильным, так как мощности предприятий ДФО — свыше 10 тыс. м³ древесины — позволяют им самостоятельно перерабатывать сырьё в приличных объёмах. Посредники в лице китайцев в данном деле, считает министр, нашему ЛПК не нужны.
«Это позволяет переработать весь объём заготовки делового леса, выпускать изделия — от одноразовой посуды и игрушек до готовых домов. За прошедший год продемонстрирован резкий прирост продукции лесопереработки, и в этом году продолжается увеличение показателей», — поделился данными г-н Чекунков.
Аргументы в пользу отмены запрета на вывоз необработанной древесины в целом ясны и без вмешательства иностранных партнёров: вывоз «кругляка» в Азию позволил бы предприятиям ЛПК сохранять стабильную прибыль в непростых экономических условиях. Однако, по мнению Александра Дятлова, заместителя председателя Собрания депутатов Поморья и председателя комитета по лесопромышленному комплексу и природопользованию, такой шаг, напротив, может стать очередной палкой в колёсах российской лесной промышленности.
Эксперт отмечает, что активный вывоз из страны необработанной лиственной древесины, который происходит сегодня, не способствует развитию глубокой переработки сырья внутри России. По его словам, представители Архангельского фанерного завода предлагали ограничить экспорт такого сырья ещё в 2022 году. Их предложение, как и последующее обращение местного комитета по лесопромышленному комплексу и природопользованию, не было рассмотрено правительством.
«В результате российские предприятия утратили возможность конкурировать по цене на фанерный кряж с другими экспортными предложениями в Китай. Это привело к росту экспорта фанерного кряжа и существенно осложнило закупку древесного сырья российскими фанерными предприятиями, фактически посадив их на голодный паёк — с риском остановок производств из-за отсутствия сырья», — цитирует г-на Дятлова портал «Давыдов.Индекс».
Что же тогда делать российскому ЛПК? Восстановить экспорт необработанной древесины, да и в целом продукции её переработки до докризисного уровня, очевидно, в ближайшее время не получится. Остаётся лишь работать над развитием внутреннего рынка потребления.
Такого мнения, как сообщает «Коммерсантъ», придерживается руководитель «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Перспектив много: в области потребления пеллет они лежат в модернизации устаревших котельных и переводе их с мазута и угля на биотопливо. Активно развивается сектор производства деревянных домокомплектов — объёмы ввода жилья каждый год растут. Также на рынке наблюдается высокий спрос на мебель: отечественные инвесторы не теряли времени даром и приобрели предприятия ушедшей из РФ шведской «ИКЕИ».
Что же касается экспорта, то с логистикой у наших лесопереработчиков по-прежнему существуют проблемы. По мнению эксперта, транспортировка лесопродукции на длинные плечи крайне нецелесообразна. Однако можно рассмотреть возможности контейнеризации экспорта и отправки контейнеров через порты Северо-Запада.
Управляющий директор «Транслеса» Руслан Пряников, в свою очередь, считает, что расширять поставки российской продукции можно через увеличение экспорта по маршруту Север—Юг, а именно через Азербайджан и Иран. Но не стоит исключать вероятность простоев грузов: на границе с Ираном среднее время выгрузки вагонов составляет около 10 суток. Да и есть спорные вопросы, касающиеся гружёных платформ: требования таможенных органов препятствуют погрузке контейнеров на лесовозные платформы, оборудованные торцевыми щитами. В этом случае остаётся лишь надеяться на скорые послабления и правки в законодательстве.
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...
Читать далее...
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.