Как известно, основным рынком сбыта пеллет, выпускаемых в России, являются страны Европы, которые, однако, не ограничиваются импортом гранул, а ещё и успешно сами их производят. Будучи одним из ведущих поставщиков комплексных решений для гранульных заводов, и компания Hekotek, которая кстати отмечает в этом году 25-летний юбилей, выполняет поставки как в Россию, так и в Европу. А поскольку у каждого рынка есть свои тенденции, особенности, поставщик не может их не учитывать. В чем эти особенности? Об этом подробнее.
Начнём с рынка российского — близкого и понятного. Дороги, напоминает народная мудрость, — наша беда, а значит, ориентируясь на экспорт продукции, необходимо в первую очередь учитывать логистику доставки. Вопросы логистики вообще актуальны для любого проекта, независимо от географии, однако чем более длительный путь предстоит товару к потребителю, тем более важным (и дорогим) становится этот вопрос. Северо-западному региону повезло в этом отношении больше других, и с доставкой гранул в Европу здесь всё просто: производство — порт отгрузки — судно — порт выгрузки — потребитель. Кстати, по этой причине у дальневосточного региона есть предпосылки стать серьёзным игроком в сфере гранульного производства с прицелом экспорта на рынки Японии и Южной Кореи. А вот производители Сибири полностью зависят от железной дороги, и назвать это преимуществом вряд ли можно, несмотря на такой близкий рынок сбыта гранул, как Китай.
«Особенности будущей логистики гранул необходимо учитывать уже в процессе планирования производства. От решения вопросов логистики зависит и упаковка, и складирование пеллет, а всё это необходимо заложить в проект будущего завода. Но теория часто проще, чем жизнь. И, к сожалению, даже уже в процессе строительства гранульного завода российские предприятия, особенно сибирские, будучи зависимыми от железной дороги, не всегда могут быть уверены в том, что ситуация в плане логистики продукции сложится, как запланировано. К примеру, учтённая в проекте отправка будущих гранул вагонами-хабрами, в итоге не состоявшаяся по причине невозможности получить эти самые хабры, вынуждает клиента буквально «с колёс» решать проблему, менять технологию упаковки на биг-беги, а это другое оборудование, допзатраты, в т. ч. временные. Тем не менее, мы всегда идём навстречу клиенту, вместе стараемся решать подобные вопросы в кратчайшие сроки», — комментирует руководитель проектов Hekotek Алари Рооси.
В практике Hekotek есть проекты, в рамках которых на один завод было поставлено оборудование для всех возможных видов упаковки, тем самым была обеспечена гибкость в решении вопросов логистики. Специально для сибирского региона Hekotek было разработано решение отгрузки гранул непосредственно в морские контейнеры, установленные на ж/д платформы. Актуальны для сибирских заводов и большие силосы, совершенно невостребованные, к примеру, у европейских производителей гранул, регулярно отгружающих продукцию автотранспортом. О ежедневной отгрузке вагонов мечтать не приходится, и с учётом этого клиенту предлагаются технические решения. По той же причине востребованы большие силосы и у предприятий Северо-запада России, отгружающих гранулы россыпью в морские суда: объём, отправляемый морем, невозможно произвести за день-два. Такие силосы, в перспективе долгосрочных инвестиций, — прекрасная альтернатива широко распространённым в России 8-тонным мягким контейнерам.
«Аналогичные огромные силосы (по 4 000 тонн) вошли в поставку и для недавнего шведского проекта Hekotek. Но там причина выбора этого решения другая: необходимость складировать гранулы с учётом их сезонного выпуска — завод работает лишь в теплое время года. А так как основная потребность в гранулах приходится на сезон холодный, силосы позволяют в течение рабочего сезона накопить большой объём гранул и далее, даже при неработающем заводе, обеспечивать их регулярную отгрузку потребителю», — рассказывает Алари Рооси.
На вопрос, в чём причина такого графика работы завода, наш эксперт пояснил: «Построенное на территории ТЭЦ, работающей на сжигании мусора, пеллетное производство позволяет рационально использовать теплоэнергию, необходимую для генерации электроэнергии в течение тёплого сезона, когда центральное отопление не работает. Ленточная сушилка гранульного завода — идеальное решение для разумной утилизации излишка тепла».
Кстати, это не единственный проект в Европе, цель которого — рациональное использование тепла при выработке электричества. Недавно Hekotek запустил аналогичный завод в Латвии, где вышеупомянутая ленточная сушилка пеллетного завода является единственным охладителем для ТЭЦ. Проекты не повторяют друг друга — за всю историю работы у Hekotek не было двух одинаковых заводов, однако причины реализации шведского и латвийского проектов идентичны. В основе — рациональный подход к использованию ресурсов. По этой же причине неотъемлемой частью многих пеллетных производств стали линии окорки низкосортной древесины Hekotek. Связано это с тем, что во многих странах доступные объёмы сырья (опилок и стружки) давно превышают имеющиеся мощности пеллетирования. И в ход идёт любое доступное сырьё, на подготовку которого заводы вынуждены тратить немало средств. Потому и стремятся европейские производители сделать своё производство ещё рациональнее. И Hekotek всегда с готовностью в этом помогает.
«Это выгодно и клиенту, и нам. Мы развиваемся вместе с клиентом, а чем больше знаний и опыта мы накопим в текущих проектах, тем больше сможем предложить нашим будущим клиентам», — комментирует директор Hekotek Хейки Эйнпаул.
Удержаться на плаву: господдержка ЛПК в условиях санкций
Согласно последним данным Росстата, в январе — апреле производство пиломатериалов в стране увеличилось на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 9,7 млн кубометров. Производство фанеры при этом возросло на 14,5%, составив...
Читать далее...
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.