Логистика пеллет от производителя до котла | Лесной комплекс
Оптимизируйте производство
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Создайте эффективную систему бюджетирования и финансового планирования.
Оптимизируйте логистику лесообеспечения и готовой продукции. Обеспечьте отгрузки продукции клиентам точно в срок с системой планирования со встроенными инструментами оптимизации.
Ознакомьтесь с предложениями экспертов Columbus.

Подробнее Свернуть
Логистика пеллет

Логистика пеллет от производителя до котла

Если рассуждать глобально, пеллеты — единственный пример «зелёного», возобновляемого источника энергии, который экономически превосходит традиционные источники (угольную, мазутную) и развивается без дотаций. А с разумной господдержкой обогреть Россию пеллетами там, где нет трубопроводного газа, можно дешёво, быстро и экологично.

Главная сложность в использовании пеллет — неотработанная логистика. Тоннаж и кубатура у них в несколько раз больше, чем у солярки. А значит, нужно решить вопрос, как эффективно и с минимальными затратами перевозить, хранить и использовать пеллеты.

Перевозка из другого региона за 1000 км не является проблемой — полная грузоподъёмность еврофуры составляет 20 тонн пеллет.

При влажности пеллет в 8% и КПД котла 94% это составит 94 000 кВт/час — достаточно, чтобы отапливать коттедж площадью 300 м2 в течение сезона. Для сравнения: перевозка щепы с естественной влажностью в 50% считается экономически эффективной только на расстояние до 50 км.

Новая схема

В своих котлах «Светлобор» применяет австрийскую схему, при которой на внешнем складе хранится большой запас пеллет — 10–20 тонн. Повторюсь, 20 тонн — это годовой запас пеллет для коттеджного котла мощностью 30 кВт (обогреваемая площадь — 300 м2). Для промышленного котла это месячный или недельный запас, в зависимости от мощности.

Котёл «Светлобор» периодически (раз в час или сутки) в автоматическом режиме подкачивает пеллеты из внешнего склада в расходный бункер. Работая на пеллетах из встроенного бункера, котёл
постоянно потребляет минимальное количество электроэнергии. Например, для котла в 30 кВт потребление энергии составит 300 ватт, для 300 кВт — 1000 ватт. При перекачивании пеллет из внешнего склада во встроенный бункер включается вакуумный насос мощностью 1500 ватт. В коттедже площадью 300 м2 насос работает 5 минут в сутки.

Раньше в наших котлах мы использовали длинный шнек на складе и вакуумный забор на конце шнека. При шнеке длиной 5 метров и мощности электродвигателя привода 1 кВт производительность составляет в лучшем случае 3 кг/мин. При этом до вакуумного забора целыми доходит не более 50% пеллет. При использовании длинного шнека мощность привода в основном направлена не на перемещение пеллет, а на их дробление.

В настоящее время «Светлобор» самостоятельно перешёл на новую схему — параллельно со многими австрийскими производителями пеллетных котлов, как выяснилось впоследствии.

Суть новой распределённой схемы в следующем. На внешнем складе устанавливается несколько вакуумных приёмных устройств, в нашей терминологии — грибков. Каждый грибок собирает пеллеты с площади 1 м2 и, соответственно, устанавливается на расстоянии метра от другого грибка. При использовании наклонных склизов один грибок может загрузить 3 тонны пеллет.

Внешний склад пеллет с тремя грибками и переключателем. На входе встроенного бункера котла установлен циклон в шумозащитном колпаке. Склад 9 тонн для коттеджа площадью 150 м2 на один сезон
Внешний склад пеллет с тремя грибками и переключателем. На входе встроенного бункера котла установлен циклон в шумозащитном колпаке. Склад 9 тонн для коттеджа площадью 150 м2 на один сезон

Для переключения между грибками используется запатентованный автоматический переключатель. Стандартно переключатель коммутирует шесть грибков, обеспечивая загрузку более 18 тонн пеллет. Светлоборовский патентованный грибок выполняет забор пеллет с производительностью 15 кг/мин.

Рис. 2 Переключатель и грибок
на выставке «Акватерм 2020»
Рис. 2 Переключатель и грибок на выставке «Акватерм 2020»

При ресурсе вакуумного насоса в 800 часов это соответствует 700 тоннам пеллет. При этом практически не происходит их дробление, что особенно важно для мягких пеллет из лузги. На входе во встроенный бункер котла установлен циклон. Такая схема на 90% исключает возвратную циркуляцию пыли по пневмосистеме подачи пеллет и обеспечивает защиту вакуумного насоса от попадания пеллет и их частей.

Компания не претендует на авторство данной распределённой схемы, но, безусловно, мы внесли свой вклад в её развитие. Подчеркнём ещё раз её преимущества.

  1. При производительности 15 кг/мин она эффективна не только для коттеджных котлов, но и для промышленных мощностью 300–500 кВт.
  2. Небольшое электропотребление.
  3. Практически не происходит дробление пеллет.
  4. Высокая устойчивость системы — например, при закупоривании грибка (если попал полиэтиленовый пакет) или когда закончились пеллеты, переключатель в автоматическом режиме перекоммутируется на другой грибок.
  5. Расстояние от дальнего грибка до котла может достигать 15–20 метров.
  6. Циклон на входе встроенного бункера гарантирует долговременный срок службы вакуумного насоса.

Разные потребители

Рациональная схема завоза и хранения пеллет зависит от размерности потребителя. Рассмотрим три варианта.

Вариант 1. Для коттеджа или магазина площадью 300 м2 имеет смысл хранить весь сезонный запас (20 тонн) на автоматическом внешнем складе. Используется схема так называемого летнего завоза, когда владелец покупает 20 тонн пеллет в биг-бэгах по 1 тонне у производителя. Лучше это делать летом, когда цены ниже: древесные пеллеты — по 6500 р./т, агропеллеты — по 2500 р./т. Нанимаем еврофуру (45 р./км) и кран (6 000 рублей). Полная разгрузка еврофуры на внешний склад, снабжённый люками на крыше, займёт не более 4 часов. Это калькуляция минимальной цены пеллет на складе, без посредников.

Загрузка внешнего склада пеллет объёмом 20 тонн на отопительный
сезон. В качестве перегружателя с еврофуры биг-бэгов с пеллетами
используют кран или машину с манипулятором
Загрузка внешнего склада пеллет объёмом 20 тонн на отопительный
сезон. В качестве перегружателя с еврофуры биг-бэгов с пеллетами
используют кран или машину с манипулятором

Вариант 2. Если потребителей несколько (централизованная сеть заправок, сеть магазинов или фирма, снабжающая пеллетами частных лиц), то у каждого из них создают локальный автоматический склад на 5–10 тонн. Еврофуру с пеллетами разгружают на центральном складе. В качестве средства доставки и перегружателя биг-бэгов с пеллетами с центрального склада на локальный используют КамАЗ с манипулятором. Он имеет грузоподъёмность 10 тонн и может перевозить 10 биг-бэгов.

В Европе для выполнения аналогичной задачи часто используется автоцистерна с пневмоподачей пеллет (по типу цементовоза). В России пока таких машин нет.

Загрузка внешнего склада пеллет объёмом 5–10 тонн на месяц или сезон, в зависимости от мощности котла
Загрузка внешнего склада пеллет объёмом 5–10 тонн на месяц или сезон, в зависимости от мощности котла

Если котельную с внешним складом проектируют с нуля, то лучше предусмотреть в крыше люки. Доставка будет быстрее и дешевле, а количество доступных машин с манипулятором на порядок больше.

Вариант 3. Если потребитель тепла крупный и сжигает за сезон несколько еврофур с пеллетами, то хранить в автоматическом складе весь сезонный запас нецелесообразно. Но и допускать перерыва в поставке сырья нельзя.

Нужно обеспечить хранение не менее 30 тонн пеллет, чтобы до прихода очередной фуры был остаток в 10 тонн. Наиболее эффективно в этом случае использовать площади склада для хранения пеллет в биг-бэгах в два этажа. Для каждого котла создают свой автоматический внешний склад объёмом 5 тонн — этого достаточно для работы оборудования мощностью 500 кВт при 100% нагрузке в течение 100 часов.

В качестве средств механизации разгрузки, хранения и загрузки внешнего склада можно использовать электрические самоходные штабелёры, погрузчики, кран-балки. В настоящее время наиболее эффективно применение именно штабелёра, поскольку он подходит для работы на складе минимальной площади и не требует персонала с правами на обслуживание самоходных транспортных средств. Для сравнения, при использовании погрузчика необходим водитель с соответствующими правами, а при использовании кран-балки строительная высота склада возрастает как минимум на метр.

Промышленная котельная мощностью 1000 кВт для социально значимого потребителя (школа, больница, бассейн)
Промышленная котельная мощностью 1000 кВт для социально значимого потребителя (школа, больница, бассейн)

Современный автоматический пеллетный котёл обладает рядом характеристик.

  1. Способность использовать любые пеллеты — для этого котёл должен иметь «горячую», керамическую камеру сгорания и самоочистку горелки.
  2. Постоянно высокий КПД > 94% — для этого ему нужны автоматическая очистка теплообменника, выгрузка золы, минимальное электропотребление и адаптивное управление.
  3. Возможность автономной работы более месяца или сезона, в зависимости от мощности котла. Для этого требуется автоматическая подача пеллет с внешнего склада.

Всё это в комплексе с рациональной логистикой пеллет обеспечивает уровень комфорта потребителя, сопоставимый с тем, что даёт газовый котёл.


Текст: Олег Шаров, генеральный директор ООО «Светлобор»

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №2 2020

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Новости
система безопасности ограничения грузового момента

Метаморфозы: как превратить экскаватор в кран

Компания «Техстройконтракт» представила инновационную разработку, которая способна превратить экскаватор в полноценный кран...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.