Железнодорожные перевозки: от А до Я | Лесной комплекс
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
железнодорожные перевозки

Железнодорожные перевозки: от А до Я

Логистика — один из ключевых факторов, влияющих на экономику производства, будь то лесопильный завод или предприятие по производству мебели. В том и другом случае мало нанять грамотных рабочих, приобрести современное оборудование и найти честного бухгалтера. Нужно организовать доставку леса и сбыт готовой продукции так, чтобы транспортные расходы «не съели» всю предполагаемую прибыль.

Вариантов доставки три: автомобиль, водный транспорт и железная дорога. Понятно, что из соседнего лесхоза лес возят на машинах. А вот когда заказывают первоклассную древесину, вырубленную за 200 с лишним километров, стоит подумать о ж/д-доставке. И чем больше расстояние, тем рентабельнее использование железнодорожной перевозки.

То же самое касается и больших объёмов грузов. Современные лесовозные платформы довольно вместительны. При сравнении среднестатистического лесовоза с прицепом и платформы модели 13-9924-01 разница составляет 23,6 м³. Учитывая, что железнодорожный состав в среднем перевозит 3,5 тысячи тонн, он может заменить 140 фур.

При планировании железнодорожной перевозки желательно заблаговременно определиться с типом подвижного состава. Круглый лес и пиломатериалы перевозят преимущественно в лесовозных платформах и полувагонах, пиломатериалы также возможно перевозить в универсальных платформах, крытых вагонах и контейнерах.

Немаловажно, что при использовании современных лесовозных железнодорожных платформ выгружать лес удобно любым оборудованием, в том числе крупногабаритными лесопогрузчиками, достающими штабель целиком. Время погрузки (разгрузки) удаётся сократить благодаря наличию торцевых стенок, позволяющих перевозить лесоматериалы без увязки. Положительно влияет на оперативность загрузки и тот факт, что не нужно подбирать толщину лесоматериалов по диаметру.

Как снизить расходы

Вагоны загруженные брёвнами

Перевозить грузы по железной дороге стало проще. У основных операторов подвижного состава, которые, как известно, управляют основной частью вагонов, появился действенный инструмент для оптимальной работы с грузоотправителями. Им стал сервисный договор, который помогает снижать расходы на аренду вагонов и привлекать вагоны по техническому рейсу.

Поскольку у крупного оператора много точек погрузки/выгрузки вагонов, ему легче продумать цепочку для перевозки с короткими плечами между этими пунктами. Заранее продуманная схема оптимизирует порожний тариф за счёт того, что грузоотправителю не возвращают порожний подвижной состав по длинному пути, закольцовывая вагоны.

Снизить расходы позволяет и организация групповых и маршрутных отправок вагонов. Например, если перевозка одного вагона обходится в 20 000 рублей, то при доставке 21 вагона в группе стоимость уменьшается до 18 000 рублей за вагон.

Поезд, сформированный только из вагонов, которые следуют по заданному маршруту, позволяет сократить срок доставки: состав не останавливается на сортировочных станциях для прицепки и отцепки вагонов. Перевозчик в лице ОАО «РЖД» предоставляет специальную скидку на маршрутные отправки.

При заключении сервисного договора, где прописаны все условия, отправитель может не бояться нехватки вагонов в пиковый сезон, ведь оператор обязан предоставить подвижной состав под погрузку в необходимом объёме.

Сам себе терминал

Существуют и так называемые терминальные услуги, которые предполагают не только перемещение груза из вагонов на склад и обратно, но и специальные операции по накоплению и хранению грузов — это упаковка, маркировка и взвешивание грузов, временное хранение, консолидация грузовых партий.

Погрузкой вагонов занимается специалист, прошедший обучение на знание технических условий размещения и крепления грузов, сдавший экзамен и получивший лицензию ОАО «РЖД». Грузят лес в соответствии с МТУ — схемами размещения и крепления груза, которые разработаны для каждой конкретной модели вагона и груза. Схему погрузки можно разработать и самостоятельно.

Если предприятие владеет подъездными железнодорожными путями или арендует их, то оно может выполнять терминальные услуги своими силами. Если нет, возможно обратиться на Грузовой двор «РЖД» — это часть территории железнодорожной станции, которая выполняет функции терминала.

Оформляем документы

Говоря о юридических тонкостях, стоит отметить, что отправителем груза может быть не только любое юридическое, но и физическое лицо. Для регистрации необходимо подать соответствующие документы в ОАО «РЖД».

Для организации перевозки по железной дороге нужно открыть единый лицевой счёт и зачислить на него деньги. До 2000 года грузоотправитель заключал договор с каждым территориальным центром, но теперь стало намного проще. Если своего единого лицевого счёта нет, плательщиком тарифа может выступить сторонняя организация — оператор подвижного состава. Для этого нужно подписать договор с оператором, согласовать оплату перевозки с его ЕЛС, после чего произойдёт списание денег со счёта оператора, который впоследствии предъявляет документы, подтверждающие оплату тарифа с агентским вознаграждением.

Далее отправитель груза оформляет заявку ГУ-12. Тут важно упомянуть, что документы оформляются в ЭТРАН (электронная транспортная накладная), которая позволяет при помощи электронной подписи оформить всё дистанционно. Заявка ГУ-12 оформляется в ЭТРАН в электронном виде не позднее, чем за 10 суток до желаемой даты отправки. Для международного сообщения — 15 суток.

Заявка ГУ-12 содержит информацию о маршруте и объёме перевозки, виде груза, чьи вагоны планируется использовать.

Грузоотправитель заполняет в системе ЭТРАН накладную, которая является основным перевозочным документом, сопровождающим груз до станции назначения. При выдаче груза накладная вручается получателю.

Вместе с накладной сопровождает груз до станции назначения дорожная ведомость. Этот документ носит расчётно-финансовое значение, в нём прописан срок доставки груза, проследование пунктов перехода с дороги на дорогу и так далее.

И в дождь и в снег

На доставку грузов по железной дороге, в отличие от автотранспорта, не влияют ни распутица, ни снегопады. ОАО «РЖД» гарантирует соблюдение сроков благодаря закреплённым графикам движения поездов, которые осуществляют перевозки круглосуточно. Как отметил министр транспорта России Евгений Дитрих, аварии на железной дороге происходят в три раза реже, чем при авиаперевозках, и в десять раз реже, чем на авто.


Текст: пресс-служба ООО «ТрансЛес»

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №5 2019

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Бренд ARMOS на «Мебель-2023»: надёжность мебели для... Два последних года для рынка франчайзинга были очень...
Читать онлайн
Новости

Бренд ARMOS на «Мебель-2023»: надёжность мебели для покупателей и бизнеса для партнёров

Два последних года для рынка франчайзинга были очень успешными. Кризис показал, что работать вместе с крупным и устойчивым партнёром куда безопаснее. К тому же, как рассказали нам эксперты ниши в отдельном материале, сложные события дали старт...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.