Обзор рынка перевозок лесных грузов за 1-е полугодие 2021 года | Лесной комплекс
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
ТрансЛес перевозка лесных грузов

Обзор рынка перевозок лесных грузов за 1-е полугодие 2021 года

По данным аналитического центра «ТрансЛес», в 1-м полугодии 2021 г. железнодорожные перевозки лесных грузов по многим номенклатурам увеличились благодаря росту спроса на лесную и целлюлозно-бумажную продукцию как на внешнем, так и на внутреннем рынках. В результате общий объём погрузки леса и пиломатериалов, включая контейнерные перевозки, за указанный период увеличился год к году на 3% — до 22,6 млн т. Остановимся подробнее на факторах, повлиявших на внутренние и экспортные направления перевозок. 

Внутренние перевозки лесных грузов

Основным драйвером роста внутренних перевозок, который составил 6% (до 10,6 млн т), стали перевозки необработанной древесины для нужд российских перерабатывающих предприятий. За указанное время было перевезено 10,2 млн т, рост год к году составил 7%, в том числе перевозки: 

  • пиловочника — увеличились на 4% до 2,9 млн т;
  • фанерного кряжа — выросли на 24% до 2 млн т;
  • леса для производства древесных плит — увеличились на 41% до 1,4 млн т; 
  • балансовой древесины — снизились на 6% до 3,7 млн т из-за увеличения объема перевозок по воде. 

Рост обусловлен увеличением потребности российских предприятий в сырье для производства готовой продукции. Так, за указанный период год к году увеличилось производство: 

  • пиломатериалов — на 3%;
  • фанеры — на 15%;
  • ДСП — на 30%; 
  • ДВП — на 26%. 

Приведённая выше статистика подтверждает высокую конъюнктуру рынка в 1-м полугодии 2021 г., значительная динамика роста в том числе обусловлена эффектом низкой базы прошлого года. Положительную роль играют результаты реализации политики государства по увеличению производства продукции с высокой степенью переработки и развитию несырьевого экспорта.

Экспортные перевозки лесных грузов

Экспортные железнодорожные перевозки леса и пиломатериалов в 1-м полугодии 2021 г. остались практически на уровне прошлого года и составили 12 млн т.

Основное влияние на экспортные объёмы оказали перевозки в восточном направлении. Ограничения на сухопутных пограничных переходах из-за дополнительного санитарного контроля со стороны КНР и конкуренция с другими видами грузов за пропускную способность железнодорожной инфраструктуры не позволили полностью реализовать российский экспортный потенциал. Грузоотправители находились в поисках альтернативных рынков сбыта и направлений перевозок, что привело к перераспределению грузопотоков. Так, поставки в порты Дальнего Востока выросли на 28% и составили 1 млн т.   

За указанный период было перевезено 7,1 млн т пиломатериалов, что на 6% ниже показателей аналогичного периода прошлого года. Одним из объективных факторов, повлиявших на снижение объёмов, стала нехватка иностранной рабочей силы на предприятиях по производству этого вида лесной продукции. 

Несмотря на то, что перевозки круглого леса выросли на 13% (до 4,9 млн т), экспорт пиломатериалов сохранил доминирующие позиции и практически вполовину превысил объём вывезенной из страны необработанной древесины. Её основными получателями стали Китай (2,6 млн т, рост на 18%) и Финляндия (1,9 млн т, рост на 6% год к году). 

Мировая рыночная конъюнктура

В 1-м полугодии 2021 г. сложилась хорошая конъюнктура как для российского, так и для мирового рынка, которая характеризовалась высоким спросом и уровнем цен на лесную и целлюлозно-бумажную продукцию. В ближайшей перспективе положительная динамика спроса на продукцию лесопромышленного комплекса в мире сохранится, однако возможна ценовая коррекция. Одним из факторов станет усиление конкуренции за поставки пиломатериалов в США на фоне высокой конъюнктуры и быстрое насыщение этого рынка. 

Ещё одним фактором, который может оказать влияние на рынок, станет введение Евросоюзом антидемпинговых пошлин для российских производителей фанеры. Они начали действовать с середины июня и сейчас составляют 15,9% от стоимости за кубометр продукции.  До конца этого года будет решаться вопрос о действии пошлин в течение последующих трёх лет. 

Продолжает усиливаться межстрановая конкуренция в поставках леса и пиломатериалов в Китай, который остаётся крупнейшим мировым импортером. По данным китайской таможенной статистики, при общем росте поставок лесопродукции в КНР на 13% доля России снизилась на 6 п. п. — до 22%. В основном это связано с пересмотром экспортной политики в отношении хвойной необработанной и грубо обработанной древесины. Не поступающие из России объёмы Китай замещает за счёт других стран-экспортёров. Так, поставки из Новой Зеландии и Германии выросли на 6 п. п. — до 22% и 15% соответственно. 

На правах рекламы


ТрансЛес

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

LEUCO: деревообработка по принципу золотого сечения На Woodex 2023 компания LEUCO представила инструмент с...
Читать онлайн
Новости
Hausmesse-2023

Meusburger Новтрак вновь собирает гостей со всей России на масштабной домашней выставке!

16-18 июня в Великом Новгороде пройдет домашняя выставка «Hausmesse-2023» — масштабное мероприятие для специалистов, деятельность которых связана с грузоперевозками! Компания Meusburger Новтрак придерживается нестандартного подхода как в...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.