Зимний лес: особенности заготовки | Лесной комплекс
Оптимизируйте производство
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Создайте эффективную систему бюджетирования и финансового планирования.
Оптимизируйте логистику лесообеспечения и готовой продукции. Обеспечьте отгрузки продукции клиентам точно в срок с системой планирования со встроенными инструментами оптимизации.
Ознакомьтесь с предложениями экспертов Columbus.

Подробнее Свернуть
трелевочник ТТ-4

Зимний лес: особенности заготовки

Несмотря на суровую погоду, многие предприятия основной объём лесозаготовки производят именно зимой. Такой перекос существует много лет и возник неспроста: по оценке экспертов, в России только 10% лесных участков позволяют заготавливать древесину круглогодично.

Конечно, людям и технике приходится работать в более жёстких условиях, зато «зимняя» древесина и ценится выше благодаря своим механическим качествам, в том числе обладает меньшей влажностью, не так сильно подвержена грибковым заболеваниям. Однако большинство лесозаготовителей осуществляют вырубку в зимний период не поэтому. Одна из главных причин заключается в том, что зимой технике гораздо проще добраться до заготовительной базы. Сейчас, когда число доступных с логистической точки зрения лесных участков сокращается, этот фактор часто бывает решающим. Оттого на некоторых предприятиях вернулись и к забытой практике сплава леса по рекам.

Масштабная зимняя лесозаготовительная кампания требует основательной подготовки. Если в центральной части страны благоприятными погодными условиями для работы считается температура от -5 до -15 °С, то в Сибири же и северных регионах некоторые предприятия не останавливают рубку и в -30 °С.

Лесозаготовитель из Красноярского края Дмитрий Конышев об особенностях рубки в зимний период рассказывает, что работают в основном на гусеничном трелёвочнике ТТ-4 (в народе его называют «Горбач»). Эта машина, собранная ещё во времена СССР, до сих пор не подводит и стойко переносит морозы, правда, расход топлива увеличивается значительно.

Современные форвардеры и харвестеры, за исключением замены гидравлических жидкостей и установки «зимних» шин, особой подготовки не требуют. Главное требование, чтобы машины были в хорошем техническом состоянии. Оно и понятно: случись поломка в лесу — тёплого бокса для ремонта не найдёшь.

Многие механики, чтобы снизить нагрузку на агрегаты, устанавливают системы предпусковой подготовки двигателя, которая, как известно, изрядно помогает сэкономить на горючем. Некоторые производители лесозаготовительной техники, ориентированные на российский рынок, заботятся о своих партнёрах и устанавливают такие системы уже на заводе.

В холодное время года требования к качеству топлива возрастают. Помимо использования зимнего дизельного топлива, обязательно нужно заменить моторное и гидравлическое масла.

Каждый заботливый водитель понимает, что при запуске двигателя в мороз лучше несколько сотен метров проехать на низкой передаче, но для долгой службы техники этого мало. По словам производителей форвардеров, при запуске «на холодную» нельзя использовать технику, пока температура гидравлического масла ниже 10 °С. При достижении этой температуры нужно выполнить несколько движений манипулятором, не включая рабочих оборотов двигателя. Когда масло прогреется до 20 °С, можно использовать машину на рабочих оборотах.

Что касается гусениц, то зимой советуют использовать модели с хорошей самоочисткой и профилем, который не позволяет снегу налипать на колёса.

Если техника правильно подготовлена, для людей созданы комфортные условия, заготовка леса в зимний период проходит без каких-то нештатных ситуаций. Главное, не забывать проверенную годами мудрость: надо знать, когда остановиться. Чтобы техника служила долго, производители не советуют работать при температуре ниже -40 °С, иначе срок эксплуатации будет меньше запланированного.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЫХОД

менеджер
Артур Ихно, региональный менеджер компании Kesla

«В 2018 году объём лесозаготовки резко возрос. При этом изменение климата повлияло на уменьшение зимнего периода, который является главным временем для заготовки леса. А это значит, что понадобилось больше техники, чтобы заготавливать ту же кубатуру, что и раньше.

Повысившийся спрос на колёсные харвестеры и форвардеры привёл не только к повышению цен на машины, но и к сдвижению поставок на лето 2019 года: из-за наплыва заказов производители физически не справляются. Конечно, лесозаготовители не могут ждать столько. Ложка дорога к обеду.

погрузчик

Когда зимний сезон заготовки в самом разгаре, на помощь могут прийти тракторы с тяжёлым навесным оборудованием для вывозки леса. Данная сцепка может выполнять множество функций, начиная от вывозки леса с делянки, перемещения между штабелями терминалов и заканчивая вывозом порубочных остатков и уборки лесосек. При этом трактор легко дооборудуется ковшом для выравнивания и строительства лесных дорог.

погрузчик

В отличие от специализированных машин, трактор с тележкой грузоподъёмностью в 12 тонн может быть приобретён под лесозаготовительные нужды в довольно короткие сроки (примерно 6 недель) — то есть лесозаготовитель может получить технику в сезон. Преимущества тяжёлой прицепной техники по сравнению с полноценным форвардером (не говоря о выгодной цене) заключаются в том, что в дальнейшем реализовать трактор гораздо быстрее и выгодней, чем узкоспециализированные машины».


Подготовила Елена Скуратова

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №1 2019

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Новости
Hyundai HL760-9S

Фронтальный погрузчик Hyundai HL760-9S: востребованный и универсальный

Один из наиболее популярных и востребованных видов машин на рынке спецтехники — это фронтальные погрузчики. И в этом нет...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.