Зимний лес: особенности заготовки | Лесной комплекс
Оптимизируйте производство
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Создайте эффективную систему бюджетирования и финансового планирования.
Оптимизируйте логистику лесообеспечения и готовой продукции. Обеспечьте отгрузки продукции клиентам точно в срок с системой планирования со встроенными инструментами оптимизации.
Ознакомьтесь с предложениями экспертов Columbus.

Подробнее Свернуть
ЗИМНИЙ ЛЕС: ОСОБЕННОСТИ ЗАГОТОВКИ

Зимний лес: особенности заготовки

С приближением холодов и плотного снежного покрова российские лесозаготовители заканчивают подготовку к зимнему сезону, наиболее плодотворному в плане объёмов добычи для большинства хозяйств. Готовится техника, запасы ГСМ, подтягиваются бригады вахтовиков. Своим опытом с читателями «ЛК» делятся руководители сибирских лесодобывающих и лесоперерабатывающих предприятий.

Примерно две трети российского леса добывают за пять зимних месяцев и ещё треть — в течение оставшегося года. В отличие от России, в других северных лесодобывающих странах (Канаде, Финляндии, Швеции) лесозаготовка практически равномерно распределена по всему году.

Российским лесозаготовителям вряд ли удастся когда-нибудь организовать работу так же: против них играют природные условия (особенно в Сибири). Зимой в лесу не «тонет» тяжёлая техника, в этот же период можно быстрее и дешевле соорудить развитую сеть дорог (зимников), с зимнего леса легче отслаивается кора, а сама древесина ко второй половине зимы заметно твёрже, её проще рубить и легче перевозить.

Откуда зимняя «традиция»?

Главное, конечно, это характер грунтов, на которых растёт лес. И в этом коренное отличие России от других лесодобывающих северных стран, основная часть территории которых лежит на большом кристаллическом щите — останках докембрийского фундамента земной коры. В России же подобные условия есть только в Карелии и Мурманской области.Основная же часть страны, где ведутся лесозаготовки, находится на слабых грунтах.

Вывоз леса зимой
Фото: tigercat.com

«Среди лесоиндустриально развитых стран, таких как США, Канада, Финляндия, Швеция, столь неблагоприятных грунтовых условий для лесозаготовок, как в России, нет. В Финляндии и Швеции преобладают скальные грунты. В Канаде, наиболее близкой нам по природно-климатическим условиям, слабые лесные грунты составляют 18–20%.

В России же грунты III категории (глинистые почвы, супеси с глинистыми прослойками), которые имеют повышенную влажность в течение всего тёплого периода года, и грунты IV категории (торфянисто-болотистые, перегнойно-глеевые почвы), особо неблагоприятные для лесопользования, составляют 57% общей площади лесов», — констатирует доктор технических наук, сотрудник АО «Государственный научный центр лесопромышленного комплекса» Валерий Суханов.

Основным способом добраться до лесных богатств в России стали так называемые зимники — дороги, которые прокладывают по замёрзшей почве и которые можно эксплуатировать только до апреля.

Сезон предстоит сложный

Сезонная заготовка имеет свои риски и проблемы. Например, при ранней весне и неожиданной оттепели реальна угроза оставить дорогостоящую технику в зоне зимнего освоения вместе с вырубленной древесиной, которую не успели вывезти.

При позднем наступлении заморозков (затяжная осень) долго нет возможности перебросить технику на зимние делянки, чтобы развернуть фронт работ.

«У нас две зимние базы (летом лес вообще не рубим), и одна из них за рекой. По льду забросить туда всё необходимое можно только в конце декабря. Но это ещё ничего: машины можно переправить на понтонах загодя и приготовить к работе.

Гораздо большая проблема — успеть вывезти технику и заготовленный лес до конца марта, когда переправа закрывается», —рассказывает директор ООО «Каймира» Владимир Нефедовский.

«Каймира» работает в Богучанском районе Красноярского края и, в среднем, за год заготавливает около 60 тысяч кубометров леса сортиментным методом. Однако в этом году сильно затянулись аукционы по краткосрочным договорам аренды участков леса (состоятся только в ноябре), поэтому исчерпалась имеющаяся база, поджали китайские конкуренты. Как следствие, на предприятии планируют добыть в этот зимний сезон не более 30–40 тысяч кубометров.

«В этом году у нас стоит задача выжить, сохранить кадры, дать людям хоть что-то заработать — тут уже не до прибыли, будешь и в убыток себе трудиться.

Кстати, с нового года из-за роста таможенных пошлин круглый лес вообще не вывозим, добавили мощности в переработку древесины, больше пилим. Но тут нас тоже ждал удар: цены на пиломатериалы в Китае упали со 190 долларов за кубометр до 150–160 долларов. Говорят, виновата торговая война Китая с Америкой; не знаю, но факт налицо: мы ещё и здесь сильно теряем», — делится проблемами Владимир Нефедовский.

Китай — основной потребитель продукции «Каймиры» и множества других лесодобывающих компаний в Сибири. Кое-что предприятие экспортирует и в Европу (через словацкую компанию-посредника), но это небольшая часть объёмов: если для Китая подходят российские ГОСТы и практически весь добываемый лес идёт в дело, то европейцы покупают у «Каймиры» только отсортированные по жёстким стандартам пиломатериалы из лиственницы.

Как бы там ни было, подготовка к зиме идёт штатно. Работники в основном местные, но каждый сезон в заготовке участвует и бригада вахтовиков (15 человек) с Украины. Даже повариху с собой привозят.

«У нас работает лесозаготовительный комплекс фирмы Ponsse. Брали, конечно, технику б/у, но не жалуемся — работает в зимних условиях отлично. Покупали в Карелии. Там же специалисты Ponsse и наших ребят обучили работе операторов харвестера и форвардера.

Участки у нас на разном удалении — в 40 и 150 километрах от посёлка. Операторы меняются через два дня (отдыхают дома), остальные рабочие, как правило, ездят домой каждый день, благо зимние дороги хорошие.

Какие морозы считаем критическими? Ниже минус 38 °C работу точно прекращаем. Слава богу, последние зимы были относительно тёплыми», — рассказывает г-н Нефедовский.

Проблемы в зимнем лесу у всех примерно одинаковы, отмечают специалисты. Это короткий световой день. Какими бы мощными лампами, фарами и прожекторами ни были оснащены современные машины, всё равно видимость не такая, как при дневном свете. Особенно, когда при валке снег с деревьев падает плотным облаком.

Высокие сугробы тоже доставляют немало хлопот. Они затрудняют проход техники, а при заготовке приходится заглублять головку харвестера, что чревато механическими повреждениями. Под снегом не видно, есть ли опасность провала машины в торфяниках.

Ближе к началу марта, когда из-за оттепели формируется наст, который не всегда удаётся пробить, остаются высокие пни, а это — недополученная прибыль. В северных широтах практически каждый год бывают периоды, вплоть до нескольких недель, когда работать не позволяют сильные морозы.

Разумеется, в машинах, оборудованных гидравликой, на зиму необходима смена гидравлического масла. Меняется, как правило, и масло в двигателях, марка горючего: обычно используется зимнее дизельное топливо с температурой замерзания до -45 °С.

Есть свои нюансы и в организации зимней вывозки леса. Кто-то применяет на лесовозах цепи противоскольжения, кто-то ставит специальную зимнюю резину, кто-то экспериментирует с ошиповкой.

Бывают проблемы и с трелёвкой: если харвестер много валит, а форвардер не успевает за ним, сортименты присыпает снегом и они могут «потеряться», о чём всегда следует помнить операторам заготовительных комплексов.

С круглым лесом поторопились?

Компания «Горлесмет» тоже работает в Богучанском районе Красноярского края и тоже занимается заготовкой леса в основном зимой, поскольку у неё мало лесосек, расположенных близко к дорогам или на неболотистом грунте.

Вывоз круглого леса

Как отмечает директор предприятия Николай Горбачёв, на некоторых делянах заготовка начинается уже в ноябре. Среднее расстояние до делян — 100 км, имеются три базы с оборудованными там вахтами (утеплёнными вагончиками заводского производства, на восемь человек каждый), куда загодя, с использованием понтонной переправы, завозится техника, горючее и запчасти.

«В прошлом году заготовили около 100 тысяч кубометров. Процентов 30 распилили сами, остальное продали круглым лесом — сортиментом. Когда с нового года были введены дополнительные пошлины на экспорт круглого леса и цены на пиловочник упали на 500–600 рублей за куб, мы начали укреплять собственную базу переработки: построили сушилки на 600 кубов, мощную котельную, установили сортировочную линию.

Немного не хватило времени запустить это всё в работу», — рассказывает Николай Горбачёв.

Круглый лес

По его словам, в ООО «Горлесмет» зимой работает «на услугах» мощный комплекс компании John Deere, принадлежащий другой фирме. А в неудобных для харвестера местах несколько бригад «Горлесмета» пилят лес вручную. Ранее предприятие использовало собственную б/ушную технику, но потом решили работать с организацией, имеющей новый механизированный комплекс.

«Комплекс работает круглосуточно — в две бригады (по три оператора) — по 12 часов каждая. Затем эти бригады отдыхают, а им на смену заезжают другие две. Во-первых, в морозы технику глушить лишний раз нежелательно, а во-вторых, дорогостоящие машины должны себя быстрее окупать. При таком режиме комплекса хватает года на три безотказной работы, а потом желательно покупать новый, поскольку цены на запчасти просто нереальные, сами мы такое пока не потянем», — поясняет свою стратегию директор.

Для вывозки заготовленного сортимента в «Горлесмете» как используют свои лесовозы, так и нанимают стороннюю технику — до 20-30 машин в конце сезона, когда большие объёмы заготовленной древесины необходимо оперативно вывезти до наступления оттепелей.

«Люди у нас работают либо 10 дней подряд (потом три-четыре дня выходных), либо обычную рабочую неделю, а на выходные уезжают домой. В морозы ниже -35 °C, максимум -37 °C, естественно, не работаем. При сорокаградусных морозах гидравлические шланги лопаются, и даже металл на стрелах манипуляторов может не выдержать», — делится опытом Николай Горбачёв.

Но это всё трудности привычные и понятные. Гораздо больше портит лесодобытчикам настроение экономическая ситуация в отрасли.

Повышение пошлин на экспорт леса легло в первую очередь на их плечи «благодаря» снижению цен на продукцию. Невыгодно стало заготавливать низкосортную древесину и древесину малого диаметра (14–24 см), цена которой упала до 2500–2600 рублей за кубометр в тупике, поясняют в «Горлесмете». Ведь её себестоимость, включая доставку к месту погрузки в вагоны, превышает 3 000 рублей.

Пошлину не стоило так резко поднимать, по крайней мере на низкосортную древесину и малый диаметр, полагают многие лесодобытчики. Как итог, некоторые заготовители стали предлагать такую древесину к «самовывозу» за полторы тысячи рублей за кубометр, а многие будут просто бросать на делянах, и этот лес неизбежно пропадёт.

К тому же увеличение пошлины совпало с ростом железнодорожного тарифа. Как итог, произошёл отток с рынка ряда небольших китайских фирм — закупщиков леса, а те, кто остался, перестали работать по предоплате, ожидая с нового года очередного повышения пошлин, а то и полного запрета на вывоз кругляка. Из-за этого у небольших хозяйств и бригад местных лесодобытчиков не оказалось денег для того, чтобы принять участие в аукционах, что грозит перспективой остаться в зимний сезон вообще без работы.

Алтайская специфика

На юге Сибири методика заготовки леса кардинально отличается от северных районов. Возьмём для примера опыт ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес», которое ведёт заготовку почти на трети лесосечного фонда Алтайского края, добывая и перерабатывая на своих заводах более миллиона кубометров древесины ежегодно.

Лесная спецтехника

«Мы работаем в основном в ленточных борах, где сухие почвы, удобные подъездные пути, и заготовку сосны можно вести круглый год. Зимний сезон у нас даже менее продуктивен, чем летний, и причин тому несколько.

При среднем объёме добычи леса в 1 миллион 400 тысяч кубометров в год в нашей компании применяется только один механизированный комплекс, и основные работы проводятся малыми комплексными бригадами», — рассказывает директор по лесному хозяйству ЛХК «Алтайлес» Валерий Савин.

По его словам, в состав такой бригады входят четыре человека: один вальщик с бензопилой, два обрубщика сучьев и тракторист на лёгком МТЗ с устройством «Муравей» для бесчокерной трелёвки брёвен — готового сортимента по 3, 4 и 6 метров.

Ленточные боры - уникальные сосновые лиса шириной от 5 до 40 км расположеные в степной зоне. Встречаются на юге Западной Сибири, в основном на Алтае

Световой день зимой короткий, а вальщикам с бензопилами по технике безопасности нельзя работать в темноте и сумерках, в отличие от механизированных комплексов, оборудованных осветительными приборами. К тому же людям требуется дополнительное время на подготовку тропинок «к отступлению» (на случай непредвиденной траектории падения дерева).

В итоге зимой сокращается общее время работы и уменьшается производительность труда. Работам мешают также сильные морозы и глубокий снег. К счастью, сильные морозы на юге Сибири стоят, как правило, недолго, а снежные зимы случаются раз в несколько лет.

«Каждая бригада работает у нас не дальше 40 километров от базы, и потому по окончании рабочего дня все едут домой. «Ночует» на лесосеке только вагончик, где бригада греется, обедает или скрывается от непогоды. А трактора также уезжают на ночь в тёплые гаражи», — отмечает Валерий Савин.

Ещё одна особенность лесодобычи в ленточных борах — скрупулёзное отношение к порубочным остаткам. Зимой их стараются сжигать сразу, а по весне проводится доочистка, потому что в сильные морозы при падении сосны от неё отлетают ветки, и не все их удаётся сразу собрать. То, что не успевают дожечь весной, дожигают осенью. Летом порубочные остатки складывают в кучи для сжигания в пожаробезопасный период, когда подморозит.

«В итоге в наших лесах, как в парковой зоне, — никакого хлама, всё чистенько. Если в ленточных борах оставлять порубочные остатки, то опасность и катастрофичность пожаров увеличиваются на порядок. Леса очень сухие, срубленные ветки не гниют десятилетиями и, накапливаясь, создают эффект пороховой бочки. Поэтому у нас с этим очень строго.

Есть и понимание того, что даже такое аккуратное уничтожение остатков далеко не идеал. В планах ЛХК «Алтайлес» — использовать их для производства биотоплива (пеллет и брикетов). Рассматриваем в дальней перспективе и другие возможности», — резюмирует Валерий Савин.

На западе

В европейской части России проблема преобладающего зимнего сезона в лесозаготовке стоит во многих регионах ничуть не менее остро, чем в Сибири.

Лесная спецтехника

Например, в Архангельской области, где сосредоточены одни из самых передовых лесоперерабатывающих производств в стране, основной объём заготовки осуществляется также в зимний период, что связано с большим количеством водных объектов и болот, которые не позволяют осуществлять заготовку и вывозку сырья в другое время.

Отстаёт от потребностей и транспортная инфраструктура региона, которая явно недостаточна для эффективного развития лесопромышленного комплекса. Хвойные леса, удобные для освоения, то есть примыкающие к транспортной инфраструктуре, были в значительной мере замещены менее ценными лиственными породами (в основном берёзой) в ходе сплошных рубок в 1940-50-е годы, которые велись хищническими методами — при полном отсутствии мероприятий по лесовозобновлению хвойной секции.

«Скоро в области просто кончится лес. У нас уже есть леспромхозы, которые срубили весь лес в своей арендной базе и теперь закрылись. И не меньше десятка леспромхозов, которым такая же участь грозит в ближайшие 15 лет, а то и раньше», — считает эколог и эксперт Архангельского отделения Всемирного фонда дикой природы Артём Столповский.

Понятно, что в этих условиях передовые лесоперерабатывающие предприятия области вынуждены обращаться к лесозаготовителям соседних регионов, где добыча также ведётся в основном пять холодных месяцев в году, а вывоз круглой древесины осуществляется по зимникам.

Всё это ведёт к необходимости максимальной интенсификации заготовки леса зимой и создания крупных межсезонных запасов древесины на перерабатывающих предприятиях для обеспечения их планомерной загрузки. Притом что длительное хранение леса негативно сказывается на его качестве.

На более южных территориях европейской части РФ начинает уже сказываться и проблема глобального потепления. Так, в условиях аномально тёплой зимы 2007–2008 годов в целом ряде регионов зимний заготовительный сезон был практически сорван из-за постоянных оттепелей, тонкого льда на реках и невозможности организовать сезонную вывозку древесины с делян.

Уральская особенность

Заметно отличается от европейской специфика уральского
региона. Лесной фонд там тоже значительно «изредился», размеры лесосек уменьшились, и в 1990-е годы в Свердловской области, например, перешли на ручную заготовку, отказавшись от валочных машин. Однако после 2012 года в уральских хозяйствах началось активное применение механизированных комплексов, способных выполнять как сплошные, так и выборочные рубки.

Лесная спецтехника

Рельеф в западной части Урала представлен гористой местностью с плотным грунтом, а на востоке региона в основном равнинная, болотистая местность. Заготовители, которые располагают лесным фондом в обеих частях, имеют возможность валить лес по 10 месяцев в году.

Летом и ранней осенью они работают в западной части. С поздней осени до весны перемещаются в восточную, действуя «по сибирскому варианту»: прокладывают зимники и лесовозные усы по замёрзшей почве и снегу.

Лесная спецтехника. Погрузка леса
Фото: tigercat.com

«В нашем хозяйстве преобладает по объёмам зимняя заготовка (около 75%). К сожалению, ко многим делянкам, расположенным на твёрдом грунте, невозможно проложить нормальные летние дороги, и потому приходится там тоже работать в зиму», — отмечает старший мастер лесозаготовительного участка компании «Эколес» Александр Выллежов.

Скоро год, как в компании начали своего рода эксперимент. К двум механизированным комплексам Komatsu японского производства добавили три новых финских Ponsse и сравнивают их эффективность в зимних и летних условиях.

«К единому мнению ещё не пришли (и та, и другая техника хорошая), но я лично склонен отдать предпочтение Ponsse», — резюмирует г-н Выллежов.

К зимнему сезону «Эколес» начинает готовиться уже в августе, забрасывая на отдалённые базы и деляны всё необходимое. А с наступлением минусовых температур приступают к подравниванию и планировке лесовозных дорог для зимней заготовки.

В этом году погода внесла свои корректировки: зимний сезон заготовки пришлось немного отложить из-за аномально тёплого и дождливого октября.


Текст: Вадим Литвинов

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №6 2019

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Новости
Hyundai HL760-9S

Фронтальный погрузчик Hyundai HL760-9S: востребованный и универсальный

Один из наиболее популярных и востребованных видов машин на рынке спецтехники — это фронтальные погрузчики. И в этом нет...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.