Весна, тайга, свежий воздух и никого на 20 км вокруг. Обывателям, возможно, это покажется романтичным. Но только не водителям лесовозов. Застрять в непроходимой чаще на гружёной до отказа машине — раз плюнуть.
Сразу оговоримся, что рассказанное ниже в основном касается лесозаготовителей с небольшими объёмами. Крупные компании всё же строят какую-то инфраструктуру, включая дороги, хотя тоже стараются вывезти весь кругляк ещё зимой, пока не настала распутица. Но они, в крайнем случае, могут себе позволить организовать зимний склад, плотно друг к другу укладывая штабелями древесину на раскатанный заранее снег. Сверху засыпают всё это полуметровыми слоями снега и опилками, чтобы сохранять отрицательную температуру.
Небольшие же лесозаготовители используют трелёвочную технику. Гусеничные тракторы в распутицу бесполезны, а вот колёсные худо-бедно справляются с задачей. Особенно если для повышения тягово-сцепных качеств на них применяют колёсно-гусеничные цепи. Но «плечо» у трелёвочников редко превышает один километр, поэтому максимум на что они сгодятся – вывезти кругляк с места спила для верхнего склада. Там кранами-манипуляторами или форвардерами загружают стволы во внедорожные сортиментовозы и отправляют по лесовозному усу, который предварительно засыпают ветками и сучьями. Как показывает практика, хватает при движении по такой импровизированной дороге даже самых мощных «Уралов» и «КАМАЗов» ненадолго. Палки и грязь забивают кардан, мосты, трансмиссию, и вскоре грузовику просто не хватает тяги. А не дай Бог, ещё раздатка помрёт. Всё, нагруженный под завязку лесовоз увяз в раскисшем грунте. Добро, если машина оснащена лебёдкой — выбраться можно. А если нет, то без помощи извне не обойтись. Благо, сейчас есть рации и спутниковые телефоны. Только вот выделит ли арендатор деляны бюджет на их покупку — вопрос неоднозначный.
В итоге, приходится бросать машину и идти пешком в поисках помощи.
Самые дальновидные водители «обувают» колёса в специальные цепи и моногусеницы. Это позволяет снизить давление на грунт, а также увеличить тяговое усилие.
Но даже вырвавшись из грязевого плена, водителям лесовозов приходится изыскивать пути, где не встретятся сотрудники ГИБДД. Ведь, как правило, каждую весну вводят ограничения на движение большегрузного транспорта на дорогах общего пользования. И если шофёр попадёт в поле зрения сотрудников весового контроля, то его оштрафуют на сумму от 2 500 до 5 000 рублей, а владельцу машины (если водитель наёмный) грозит до 500 000 рублей за перевозку леса без разрешения. Правда, речь идёт исключительно о дорогах регионального и муниципального значения, но ведь и заготовка леса идёт не возле федеральных трасс.
Добавим сюда и необходимость учёта древесины в Единой государственной автоматизированной информационной системе. В общем, проблем даже с законной перевозкой хватает.
Во времена существования СССР ежегодно более 100 млн кубов древесины транспортировали по воде. Это практически 30% от всего объёма заготавливаемого в стране леса.
Самым распространённым способом весной был молевой сплав. Его суть в сбросе в реку кругляка, который течением несло до специально обустроенного заграждения — запани.
Вслед за хлыстами по воде отправляли сплавщиков, которые баграми вытягивали застрявшую на мелководье древесину и направляли дальше по течению. В запанях устанавливали сплоточные машины, которые соединяли приплывший лес в плоты, чтобы впоследствии отправить их с буксиром до места назначения.
С развалом Советского Союза молевой сплав запретили из-за экологов, которые доказали нанесение вреда природе. В частности, брёвна наносили повреждения рыбам, а применяемые для отделения коры химикаты негативно воздействовали на целые виды водных обитателей.
А ещё раньше, в 1960-х годах, в СССР постепенно стали отказываться от лебёдочных трелёвочно-погрузочных установок. Нет, этот способ не умер окончательно, даже сейчас пытливые умы продолжают совершенствовать технологию. Но применяют трелёвку с помощью лебёдок единицы лесозаготовителей.
Сейчас, конечно, осталась технология транспортировки баржами, но применять её возможно только на больших реках.
Частично решить проблему сезонности заготовок могло бы строительство качественных лесных магистралей. Хотя эксперты говорят, что для начала необходимо реанимировать уже существующие, так как 60% из них находится в ужасном состоянии. Следить за этими дорогами должно государство, но чиновники постоянно говорят о нехватке финансирования.
Некоторые крупные лесозаготовители, конечно, не стали ждать у моря погоды, а взяли инициативу в свои руки. Поддерживая лесные дороги в удовлетворительном состоянии, они фактически обеспечивают связь отдалённых сёл и деревень с внешним миром.
Текст: Артём Щетников, Елена Скуратова
Новый год – новые правила: что изменится в лесной отрасли с января 2025 года?
Новый год – время перемен, не обойдут стороной они и лесную отрасль. Самым ожидаемым событием в конце 2024 года все участники лесных отношений называли внедрение Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК)....
Читать далее...
Ценные породы древесины: описание, свойства, применение
Несмотря на широкий выбор высокотехнологичных современных материалов, дерево по-прежнему не имеет себе равных в индивидуальном строительстве. В России из него сейчас возводится около 30% частных домов, а ИЖС в последние 5 лет составляет более...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.