«Сибирские цирюльники» наших дней | Лесной комплекс
Оптимизируйте производство
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Создайте эффективную систему бюджетирования и финансового планирования.
Оптимизируйте логистику лесообеспечения и готовой продукции. Обеспечьте отгрузки продукции клиентам точно в срок с системой планирования со встроенными инструментами оптимизации.
Ознакомьтесь с предложениями экспертов Columbus.

Подробнее Свернуть
Сибирские цирюльники

«Сибирские цирюльники» наших дней

«Я свободе-е-ен, словно птица в небесах…» — эхом разливаются по лесу слова известной песни. Первым делом, садясь в машину, вальщик заходит в личный кабинет бортового компьютера и включает плейлист. У каждого он свой.

Оператор Андрей Лыткин, например, любит работать под русский рок, хотя в последнее время стал слушать и аудиокниги — перешёл на классику: «перечитал» «Капитанскую дочку», «Конь рыжий», «Идиот».

В лесу и правда чувство свободы ощущается как-то острее. Ещё бы, ведь на десятки километров вокруг — ни души. Остаёшься один на один с природой и самим собой. Никто не командует, не стоит над душой, не мешает работать.

Едем в тайгу!

Фото техники в тайге. Ремтехника

Зима в Сибири в этом году не торопилась вступить в свои права, поэтому поездку на деляну пришлось несколько раз откладывать, но, когда на улице окончательно установился «минус» и снег перестал таять, мы вместе с заместителем генерального директора ООО «Ремтехника» по техническим вопросам Исмаилом Магомедовым и фотографом «Лесного комплекса» отправились в путь.

Едем на заготовительную базу ООО «Красресурс24», расположенную за триста с лишним километров от Красноярска, в Бирилюсском районе, неподалёку от станции Суриково.

Выезд в 6 утра и почти 5 часов в дороге для сервисной службы «Ремтехники» — дело обыкновенное, хотя многие вопросы решаются по телефону, и позвонить могут практически в любое время дня и ночи.

В последнее время техника Ponsse всё активнее завоёвывает сибирские просторы, поэтому работы у официального дилера компании в Красноярском крае и республике Хакасия ООО «Ремтехника» изрядно прибавилось.

Автопарк ООО «Красресурс24» сплошь раскрашен жёлтыми красками: в арсенале финские машины Ponsse Ergo, Buffalo King и Elefant и датский комплекс Silvatec, который оснащён головкой Ponsse H 7, благодаря чему не отстаёт от своих финских собратьев.

На деляне

Заместитель генерального директора ООО «Ремтехника»
Исмаил Магомедов с местным питомцем
Заместитель генерального директора ООО «Ремтехника» Исмаил Магомедов с местным питомцем

Преодолев три с лишним сотни километров, наконец подъезжаем к Суриково, а тут и до деляны уже — рукой подать. Весёлым лаем встречает нас лохматый охранник. Когда-нибудь он станет грозным сторожевым псом, а пока что его громкий лай вызывает разве что смех. Но и этого хватает, чтобы отпугнуть косолапого или другого дикого зверя.

Тайга как-никак кругом. Без собаки нельзя. С первого взгляда стан заготовителей выглядит довольно скромно — несколько бытовых вагончиков, столовая, заправочная станция да баня.

Столовая. Ремтехника

Мы попали как раз к обеду. Почти вся бригада, за исключением работавших в ночную смену, собралась в небольшой, но уютной столовой. Повар Людмила Александровна Ялебедева разливает по тарелкам наваристые щи. Помимо котлет и борщей, она частенько балует лесозаготовителей свежеиспечёнными булочками. Вот и сегодня пахнет домашней выпечкой.

Кухня оборудована всем необходимым. Есть здесь и плита с духовкой, и холодильник, и вытяжка установлена. Питание трёхразовое. Чай, кофе, печенье — без ограничения.

Лесная Техника Ремтехники

После еды каждый занят своим делом. Когда выдаётся свободное время, после смены и завершения мелкого ремонта, кто-то читает, кто-то смотрит кино, кто-то отсыпается.

Вагончики лесозаготовителей

В вагончиках, или, как их называют лесозаготовители, балоках, живут по 3–4 человека. Вахтовики работают в две смены — дневную и ночную. Пока одни отдыхают, другие валят лес, а потом наоборот. Техника не должна стоять.

Деляна — в нескольких километрах от стана. Добираемся туда на форвардере Ponsse Elefant. К моменту нашей поездки ООО «Красресурс24» только начало разрабатывать этот участок площадью 104 гектара. Первонаперво прорубили лесную дорогу и установили «светофоры» — так на лесном сленге называют затёски, обозначающие направление и границы деляны.

Лесная Техника

Почва здесь болотистая, поэтому заготовку ведут исключительно в зимний период, также как в Пировском районе, а летом переходят на более гористые участки в районе Большой Мурты.

По словам мастера участка Александра Базарнова, в лес в этом году заходили сложно, виной чему стала затяжная осень. Каких-то 50 метров прорубали трое суток. Буквально вчера вытащили трактор, застрявший в болотине.

Здесь проводят сплошную санитарную рубку: в округе «похозяйничал» полиграф уссурийский, погубивший всю пихту. Не надо быть даже специалистом-биологом, чтобы увидеть: лес болеет.

Тайга напоминает чащобу: повалившиеся засохшие деревья, худосочные стволы хвойников и лишь изредка попадающиеся здоровые сосны. И такая картина не только здесь.

Полиграф изрядно попортил леса по всей окрестности. Ситуация настолько плоха, что некоторые учёные говорят о возможности исчезновения пихты сибирской как вида.

Вахта как образ жизни

Бригада ООО «Красресурс24» в Бирилюсском районе
Бригада ООО «Красресурс24» в Бирилюсском районе

Бригада лесозаготовителей ООО «Красресурс-24» состоит всего из нескольких человек — операторов харвестеров и форвардеров. Здесь работают люди не только из разных уголков Красноярского края, но и из соседних регионов. Некоторые ездят за 600–800 километров от дома.

Лесная Техника в лесу

Не секрет, что в последние годы для многих сибиряков единственная возможность трудоустроиться — отправиться на вахту, в том числе и на лесозаготовку. Особенно это касается сельских жителей, однако в фирме работают и жители таких городов, как Ачинск, Кемерово, и даже миллионного Красноярска, где наверняка есть альтернативные вакансии.

Погрузка древесины

Александр Базарнов, например, трудится в компании 13 лет. Он из числа тех операторов, что приехали из Иркутской области для запуска первого приобретённого компанией импортного заготовительного комплекса.

Погрузка древесины

Кстати, график 17/17 сформировался как раз тогда, из соображений, что бригада 15 дней работает и двое суток даётся на дорогу. Из дюжины первопроходцев многие потом перешли на другие предприятия — те, что поближе к дому, а Александр переехал с семьёй в Красноярск.

Погрузка дерева

Бригадир, оператор харвестера, а по совместительству — бригадир Андрей Лыткин тоже ездит из Красноярска и работает в «Красресурс24» около 13 лет. За это время вахта стала для него образом жизни.

«В первую часть месяца каждый день — «понедельник», а во вторую — каждый день как воскресенье, или наоборот», — шутит он.

Людям, привыкшим к пятидневке с 9 до 18, наверное, трудно представить такой график. С другой стороны, если разобраться
и посчитать, сколько мы ежедневно проводим в пробках, добираясь до офисов, то окажется, что среднестатистический обыватель не так уж и много времени в будние дни проводит дома с семьёй.

Честно говоря, после рабочего дня многих хватает только на то, чтобы поужинать, посмотреть фильм и лечь спать. Были ли мысли найти работу в городе? Как-то супруга завела об этом разговор, но взвесив все «за» и «против», включая и перечисленные выше обстоятельства, на семейном совете решили, что менять ничего не стоит.

Позиция семьи в этом вопросе очень важна, ведь в отсутствии
главы семьи на лёгкие женские плечи ложится ответственность
за весь быт. Скажем, кран побежит или ребёнок заболеет. Бывает, что до супруга несколько дней не дозвониться. Мобильная связь в тайге есть не везде. В таких случаях операторы нередко выручают друг друга: кто-то один выезжает на пригорок и обзванивает семьи напарников — сказать, что всё в порядке, и узнать, как дела дома.

Взаимовыручка здесь как нельзя кстати.

Свой почерк

Срубка деревьев

Вальщик и «фордист» работают в паре — они как левая и правая рука, ведь лес мало заготовить — его нужно ещё и вывезти.

Спил деревьев

Оператор Андрей Вагнер — как универсальный солдат. В основном он управляет форвардером, но при необходимости, как сегодня, может пересесть и на харвестер. Побывав «в шкуре» и того, и другого специалиста, он отметил: напарникам важно уважать друг друга и действовать слаженно, чтоб в погоне за кубатурой раскладка хлыстов не страдала. Конечно, на это уходит время, но иначе нельзя.

Интересно, что у каждого вальщика свой «почерк». По тому, как разложен лес в штабеля, «фордисты» могут безошибочно определить, кто из коллег управляет харвестером. В одной стороне баланс, в другой — пиловочник (мелкий и крупный — по разным штабелям) — значит, работает Константин. Остальные операторы формируют штабеля пиловочника по обеим сторонам.

Техника в лесу

«Фордистам» не остаётся ничего, кроме как учесть эту особенность и вовремя переключиться — на это требуется буквально несколько минут.

Спил деревьев

Как правило, загружают сначала крупный пиловочник, затем мелкий (кедр (если есть), сосну) и уже в последнюю очередь — баланс. Такой порядок помогает оптимизировать работу: если среди пиловочника попадаются брёвна с гнилью или дефектами, их перекладывают к балансу и вывозят вместе с ним или сжигают в непожароопасный период (преимущественно зимой).

Один за всех и все за одного

Оператор харвестера Андрей Лыткин
Оператор харвестера Андрей Лыткин

Бригада лесозаготовителей «Красресурс24» живёт по принципу мушкетёров: один за всех и все за одного. Тут или работают, или «до свидания» — халтурщиков не держат.

«Не у каждого получается лес валить. Одного желания мало. Новичкам даётся три месяца. От них требуется, чтобы выдавали хотя бы минимум, 100 кубов за смену. Если стажёр не может нагнать кубатуру и научиться правильно раскладывать штабеля, не директор говорит ему «до свидания», а бригада.

Мы работаем в складчину и получаем зарплату «из общего котла», поэтому халтурщиков держать никому не выгодно», — рассказывает Андрей Лыткин.

Спил деревьев

На многих лесозаготовительных фирмах принято по-другому: там каждый сам за себя — оператор получает от выработки. С первого взгляда такая система кажется более логичной и справедливой, но на практике это чревато более частым выходом из строя техники, что в итоге сказывается и на зарплате.

«Например, сломалась гайка, а до конца смены осталось 3 часа. Если я работаю «на себя», то закрою глаза на поломку и буду валить дальше, а потом приеду передавать машину сменщику и скажу: сломалась. Он вместо того, чтобы деньги зарабатывать, потратит несколько часов на ремонт. А в следующий раз он отдаст мне машину с поломанным шлангом. Когда идёт гонка за кубатурой, машина начинает «сыпаться», потому что ремонт не делается вовремя.

У нас не так. Если что-то ломается, я еду и ремонтирую, и напарник тоже», — рассказывает оператор Юрий.

Амбиции на пустом месте

Лесозаготовка

Мало какое крупное отраслевое совещание не обходится без обсуждения кадрового голода в лесной промышленности. Эта тема набила оскомину, хотя, казалось бы, каждый год из вузов и техникумов выпускают сотни специалистов. Где они? Почему не могут найти своё место в ЛПК?

Лесозаготовка

Приходит молодёжь с высшим образованием, с амбициями, но мало кто из них остаётся работать.

Бортовой компьютер

«В прошлом году пришли два выпускника с факультета «Машины и механизмы лесного комплекса» университета им. Решетнёва — магистр и бакалавр. Отправили их в лес на практику. Один неделю продержался, другой — на второй день сбежал», — рассказывает заместитель генерального директора по техническим вопросам ООО «Ремтехника» Исмаил Магомедов.

Техника

«К нам на предприятие часто приходят стажёры. Бывает, что дипломированные «специалисты» элементарного не знают. Не
понимают, как машину развернуть, не ориентируются в технических характеристиках. Как они будут работать в лесу? До смешного доходит: многие даже породы деревьев не различают.

Приходится глушить двигатель, выходить из кабины и проводить
урок природоведения… А ведь когда я начинал работать на харвестере, у нас не было инструкторов, учителей. Съездили в Финляндию на 10 дней, а потом до многого доходили сами, своим умом, путём проб и ошибок», — говорит Андрей Лыткин.

Андрей самоучка, за спиной которого только училище и корочки механика. Поступил в университет только несколько лет назад — уже в зрелом возрасте, хотя, учитывая его опыт, вряд ли кто рискнёт назвать его непрофессионалом своего дела.

Он сам обучает студентов-стажёров, приходящих на практику, делится с ними практическими советами, которых в учебниках не найдёшь. Многое сразу не запомнится, но есть шанс, что информация отложится в памяти и в нужный момент, когда выпускники начнут работать, вспомнят: Андрей говорил, Костя говорил…

Форс-мажор

Техника

Однако тех, кто думает, что лесозаготовка — лёгкие деньги, придётся сильно разочаровать. Конечно, работу на современных харвестерах и форвардерах не сравнить с заготовками 1970-80-х годов, когда лес валили с помощью бензопил. Но когда машина ломается, а такое случается с любой техникой, приходится засучить рукава и чинить в любую погоду: и в дождь, и в снег, и в зной.

«Некоторые расходные материалы и запчасти всегда под рукой, например шланги. Бывают случаи, хотя и нечасто, когда оператор оставляет машину и пешком идёт за запчастью за 3–4 километра — на стан, а утром возвращается с напарником ремонтировать. Если не получается, обращаемся к специалистам «Ремтехники», — рассказывают операторы.

Техника

От форс-мажоров никто не застрахован. Буквально перед нашим приездом часть бригады лесозаготовителей во главе с мастером несколько дней вытаскивали трактор, засевший в паре километров от стана. Почвы в этой стороне болотистые, из-за чего заготовку тут проводят только зимой, но и это, как видно, не гарантирует хорошей проходимости техники.

После проведённой операции по вызволению трактора Александр Базанов признался: если бы вернуться на 15 лет назад, большой вопрос — пошёл бы он сейчас, с имеющимся опытом и знаниями, работать в лесную сферу. А по молодости трудности воспринимались по-другому, как своего рода вызов, приключение.

Какие чаще всего бывают поломки? Шланги рвутся, цепи, шины…

«Техника хорошая. До этого работали на харвестерах другой марки — мосты практически одинаковые, двигатели одинаковые, а головка была слабая. Поставили головку Ponsse — теперь никаких проблем!», — рассказывает Александр Базарнов.

Испытано на себе

Техника

Не знаю, как в других машинах, но по своим наблюдениям могу сказать, что в кабине харвестера Ponsse Ergo всё сделано для человека. Температура внутри комфортная. «За бортом» минус 20, а внутри — хоть в футболке работай.

Управляют огромной машиной с помощью джойстиков. Справиться с задачей и свалить дерево под руководством наставника может даже человек, впервые севший в кресло оператора, — знаем из собственного опыта. Журналистам «Лесного комплекса» доверили управление многотонным лесным гигантом, а инструктором выступил бригадир Андрей Лыткин.

Редактор журнала пробует себя в роли лесозаготовителя
Редактор журнала пробует себя в роли лесозаготовителя

Чтобы срубить одно дерево, у нас, новичков, безо всякой предварительной подготовки ушло 10–15 минут. От нас требовалось послушно выполнять хорошо известные всем лесозаготовителям манипуляции: подъехать, выдвинуть стрелу, захватить ствол, сделать рез, положить бревно…

Вроде ничего сложного: сиди себе в тёплой кабине да нажимай на кнопочки. Но если работать с такой скоростью, наверно, вряд ли останутся довольны и директор, и коллеги. Профессионал за то же время успел бы 15 хлыстов заготовить. Ловкость рук — и никакого мошенничества. Как нам объяснили, отсутствие суеты и лишних движений — и есть главный секрет мастерства, позволяющий экономить время и выдавать заветные «кубы».

С опытом приходит понимание, что не стоит торопиться: лучше с первого раза спилить и аккуратно сложить — в итоге потратишь меньше времени и избежишь лишних манипуляций, а это меньший расход топлива и сокращение износа техники. Когда уберутся лишние движения и дерготня, машина работает плавно, в более щадящем режиме.

«Приведу простой пример: калибровка пилы должна доходить строго до коры и обратно — этого достаточно, чтобы свалить дерево. За границей провели исследования и пришли к выводу: если в каждый рез спиливать лишних 4–5 мм, то, если сложить всё потраченное на это время, получится, что в год машина как будто простаивала несколько дней без работы. Вот тебе и несколько миллиметров», — рассказывает Андрей Лыткин.

Техника

Сколько может заготовить за смену опытный оператор? Говорят, зависит от нескольких факторов: леса, времени года, породы древостоя. По наблюдению лесозаготовителей, например, на Ангаре, где сосны растут — одна к одной, больше шансов сделать хорошие объёмы. А если речь идёт о санитарных рубках и лес такой, как на этом участке, то и 120 кубометров — хороший результат.

Андрей Лыткин за час может заготовить до 30 кубометров. На вопрос о личном рекорде он ответил, что за 8-часовую смену у него получалось сделать до 380 кубометров. В среднем же валит по 150 кубов.

На вопрос, нет ли у операторов угрызений совести, что по их вине столько леса исчезло, они ответили отрицательно: «Лес рубили всегда. Это наша работа. Мы же не только валим, но и садим! Сколько посадили за свою жизнь деревьев — не сосчитать! Осенью проводим пахоту, весной, после 12 мая, производим посадку леса на двух участках на площади в 30 га — всей бригадой выходим. В течение пяти лет потом подкашиваем траву, чтобы саженцы лучше росли».


Текст: Елена Скуратова. Фото: Евгений Ошкин

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №1 2020

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Новости
Экскаватор Hyundai R520LC-9S

Экскаватор Hyundai R520LC-9S: производительность, надёжность, комфорт

Строительная техника корейского бренда, в частности — экскаваторы, пользуется большим спросом на российском рынке. Такая...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.