Плата за простой | Лесной комплекс
Оптимизируйте производство
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Создайте эффективную систему бюджетирования и финансового планирования.
Оптимизируйте логистику лесообеспечения и готовой продукции. Обеспечьте отгрузки продукции клиентам точно в срок с системой планирования со встроенными инструментами оптимизации.
Ознакомьтесь с предложениями экспертов Columbus.

Подробнее Свернуть

Далеко не всегда лесозаготовителям удаётся получить с помощью современной техники те показатели, которые обещает производитель. Зачастую причина кроется в неправильной эксплуатации: несмотря на то, что времена стахановских подвигов остались далеко позади, некоторые заготовители в погоне за кубатурой до сих пор стремятся выжать из машины максимум, чтобы она как можно быстрее окупила себя. Однако приводит это к обратному результату — простоям техники из-за износа деталей или поломок.

Опыт самих лесозаготовителей, производителей и дилеров спецтехники показывает, что в первую очередь следует обращать внимание на то, насколько грамотно подобраны машины для конкретной компании — соответствует ли их мощность и тоннаж запланированным показателям.

«Если машины правильно настроены, вовремя проходят все техосмотры, пожалуйста, валите хоть по 600 кубов! Максимальные показатели нигде не прописаны. Но мы учим тому, что лучше в течение недели каждую смену заготавливать (условно) по 200 м3, чем несколько смен выдавать по 400. Мало того, что в дни простоя работник сам получит «по нулям», так ещё и предприятию нужно будет потратить деньги на ремонт и запчасти», — отмечает специалист ООО «Ремтехника» Елена Межова.

Для справки:
Комплекс базовых операций в ТО харвестеров и форвардеров включает замену фильтров гидросистемы, масляного фильтра, влагоотделителя и т. д., контроль уровня масла и его замену в картерах, мостах, коробке передач, моторе поворота, смазку горизонтальных подшипников, крестовины кардана шарнира и рамы, цилиндров управления, проверку креплений от оси тандемов к раме до контактов электропроводки.

Профессионализм операторов

В руководстве по эксплуатации лесозаготовительных машин для каждого агрегата и прибора прописаны допустимые параметры работы — уровень нагрузки, максимальная и минимальная температура, уровень влажности и т. д. Производители выдают пользователям чёткие рекомендации по уходу за техникой.

Например, Komatsu Forest указывает базовый интервал техобслуживания харвестеров и форвардеров — 500 моточасов. Как только машина отработала этот норматив, следует провести проверки оборудования, узлов и агрегатов, замену расходников.

Плата за простой
Фото: climbmax.co.nz

Причина выхода из строя лесозаготовительной техники может быть связана с поломкой всего одной небольшой детали. Несмотря на кажущуюся монументальность и гарантированную надёжность, о которой заявляют производители, в составе машин есть узлы и комплектующие, обращаться с которыми нужно очень бережно. Например, гидравлический шланг манипулятора легко порвать при небрежном управлении, поэтому оператору нужно быть осторожным, работая с этим оборудованием.

Также не стоит пренебрегать сигналами, которые подаёт электронная система машины. Например, чтобы слить лишнюю жидкость с топливных фильтров, нужно потратить всего несколько минут. Но некоторые операторы не хотят прерывать производственный процесс и доводят ситуацию до критической. В результате вместо пятиминутной паузы получают многочасовой простой.

«В основном количество и продолжительность простоев техники зависят от профессионализма операторов. В нашей стране недостаточно учебных заведений, которые учат операторов харвестеров и форвардеров. Например, в Эстонии специалист не имеет права управлять харвестером, пока не пройдёт полугодовое обучение на оператора форвардера, а затем не отработает на нём в лесу положенный срок.

С нашими условиями подготовки лесозаготовительных кадров это несравнимо. А ведь современная техника сложная и дорогая, она требует внимательной и бережной эксплуатации, ежедневного обслуживания, которым многие пользователи пренебрегают», — делится мнением руководитель ООО «СКА-Форест» Кирилл Шустерман.

Иногда причина неполадки кроется в банальной невнимательности. Например, если изначально оператор выберет для работы щадящий режим, а затем попытается задать максимальную мощность, машина откажется выполнять команду или выйдет из строя. И таких примеров можно привести множество. Как показывает практика, некоторым операторам свойственно надеяться на технику, её возможности. Они у современных машин, конечно, велики, но далеко не безграничны.

Плата за простой
Фото: vk.com/harvester_forvarder

«В основном участки лесозаготовки находятся за пределами покрытия мобильной связи и интернета. Предприятия решают эту проблему за счёт спутников или других каналов связи, чтобы постоянно поддерживать контакт с заготовительными бригадами. Данные с бортовых компьютеров мастер снимает ежедневно, иногда чаще. Однако большинство электронных систем не распознают ошибки и поломки, они только подают сигнал о том, что необходима диагностика.

И здесь большую роль играет человеческий фактор — скорость реакции и ответственность оператора, его готовность принимать решения. Если он почувствовал сам или увидел по показателям системы, что техника неисправна или в скором времени может выйти из строя, его первоочередная задача — решить эту проблему и проинформировать ответственных лиц.

Существует прямая связь между квалификацией персонала и снижением времени простоев: чем лучше обучен оператор, чем больше у него опыта, тем меньше внеплановых остановок техники он допустит. Поэтому раз в год-два всем, кто работает на лесозаготовительных машинах, обязательно следует проходить дополнительное обучение и повышение квалификации.

Технологии развиваются, появляется новое программное обеспечение, обновляются и требования к операторам. Работа в группах в процессе обучения также идёт им на пользу — более опытные специалисты помогают повысить уровень подготовки новичков. Если оператор недостаточно обучен, он допускает множество ошибок и лишних действий: совершает ненужные движения стрелой, выбирает неоптимальный маршрут, превышает допустимые нагрузки на подъёмные механизмы — всё это может привести к более быстрому износу техники.

Следует обязательно уделять внимание так называемому ежесменному обслуживанию — оператор, заступая на смену, должен осмотреть технику, смазать узлы и агрегаты, проверить давление, уровни жидкостей. Это позволяет предупреждать проблемы на раннем этапе, а не решать их, когда техника уже сломалась», — продолжает тему руководитель направления «Лесоуправление» компании «Свеза» Александр Протченко.

Плата за простой
Фото: vk.com/harvester_forvarder

Для справки:
Характеристики лесозаготовительной техники должны соответствовать условиям, в которых ведётся вырубка. Самое важное в заготовке леса — достичь минимальной стоимости куба древесины при максимальном объёме вырубки. Если эксплуатационные затраты выбранной машины больше, чем у другой, менее «навороченной», но более дешёвой и простой в обслуживании, это означает, что пользователь переплачивает за результат её работы.

Всё своё вожу с собой

Оператор должен хорошо разбираться в устройстве машины, на которой работает. Даже если он не сможет сам устранить неполадку, его задача — помочь сервисной службе точно диагностировать проблему, чтобы на делянку прибыл специалист с нужным комплектом инструментов и набором запчастей. К тому же лесозаготовители с каждым годом уходят всё дальше вглубь лесных массивов, осваивая новые участки.

Удалённость от инфраструктуры может сыграть с ними злую шутку: если техника выйдет из строя, ждать прибытия техпомощи придётся долго, особенно при неблагоприятных погодных условиях. В этом случае хорошо подготовленный опытный оператор может спасти ситуацию — связаться с сервисной службой по телефону, получить необходимые инструкции и, следуя им, самостоятельно ликвидировать проблему.

Однако такой способ не подойдёт, если для устранения неполадки требуется заменить сломанную деталь. По словам Кирилла Шустермана, каждый подготовленный оператор и механик знает, какой список расходных материалов и комплектующих является базовым для каждой единицы используемой на предприятии техники. Поэтому когда экипаж отправляется на работу в отдалённые территории, следует подготовиться и взять с собой полный комплект расходников — это поможет значительно сэкономить время простоя, когда один из них потребуется заменить.

Плата за простой

Сервисная служба есть в структуре каждой крупной компании, в составе которой имеется лесозаготовительное подразделение. Но некоторые пошли ещё дальше. Например, у предприятия «Свеза Ресурс» есть в арсенале целая передвижная ремонтная мастерская. Это грузовик-вездеход, в котором собрано необходимое оборудование, инструменты, запчасти, — они позволяют устранить поломку и обслужить технику на месте поломки.

«Есть и ещё одна составляющая, которая может оказать положительный эффект на сокращение времени простоя техники. Если предприятие укомплектовано машинами одного производителя, то для их ремонта потребуется меньше разновидностей запчастей. Сократится и время взаимодействия с компанией, которая осуществляет гарантийное обслуживание.

Кстати, налаженное взаимодействие с производителем или дилером также входит в число факторов успешной работы в лесозаготовке. Важно, чтобы партнёр был надёжным, клиенто-центричным, и на него можно было положиться. При выборе поставщика техники необходимо уделять внимание такому показателю, как время реагирования — скорость выезда механика на участок в случае поломки.

От расторопности партнёров будет зависеть, насколько длительным окажется простой», — раскрывает профессиональные секреты Александр Протченко.

Для справки:
При выборе поставщика техники необходимо учитывать такой показатель, как время реагирования — скорость выезда механика на участок в случае поломки. От его расторопности будет зависеть, насколько длительным окажется простой.

Выявить и устранить

Чтобы понять и устранить «слабые звенья», вызывающие простой техники, необходимо рассматривать работу машин не отдельно, а в комплексе с другими аспектами лесозаготовки, считает руководитель направления «Лесоуправление» компании «Свеза». Например, важное значение имеет тщательное лесное планирование, в том числе на этапах, предшествующих самой вырубке.

Плата за простой
Фото: vk.com/club92414173

«Размещение лесосек, характеристики деревьев, назначаемых в рубку, расстояние трелёвки — оценка всех этих факторов способна существенно сократить количество поломок техники и затраты на ремонт. Многое зависит от породного состава лесного фонда, почвенных условий, рельефа местности и других показателей. Например, качество почвы определяет, насколько машинам будет тяжело передвигаться по делянке и трелевать древесину на погрузочную площадку.

Слишком толстые деревья с развитыми кронами и большими сучьями могут повредить машины при заготовке — их просто не протащить через сучкорезные ножи.

Ещё один момент, который может способствовать ускоренному износу техники, — неправильная организация погрузочных площадок на делянках. Среднее расстояние трелёвки не должно превышать 500 м, иначе на повышенных дистанциях быстро приходит в негодность ходовая. Это оборачивается дорогостоящим и длительным ремонтом», — подчёркивает Александр Протченко.

Для справки:
Среднее расстояние трелёвки не должно превышать 500 м, иначе на повышенных дистанциях быстро приходит в негодность ходовая. Это оборачивается дорогостоящим и длительным ремонтом.

Компенсировать простой

Если посмотреть на проблему простаивания спецтехники шире, то окажется, что эксплуатация машин приостанавливается не только в результате поломки, но и по ряду других причин. Многие из них являются частью рабочего процесса лесозаготовки, которые нельзя исключить. Но можно минимизировать потери предприятия от того, что дорогостоящая техника не выполняет в это время свои прямые обязанности. Например, нельзя не учитывать погодные условия. Управлять ими мы, конечно, не можем, но подготовиться вполне в состоянии.

«Каждому лесозаготовителю необходимо иметь в парке технику, которая может вывозить лес при плохой погоде. Она должна быть лёгкая, с широкими колесами, полноприводная и достаточно надёжная. Тракторные лесовозные прицепы в сцепке с трактором оптимально подходят под это определение. В дождливую погоду только на них и можно вывезти древесину из леса. Почему бы каждому лесозаготовителю не обзавестись парой таких универсальных машин?» — предлагает задуматься руководитель ООО «СКА-Форест».

Плата за простой
Фото: vk.com/harvester_forvarder

«Традиционно простои лесозаготовительной техники связаны с периодом распутицы, который приходится на апрель или май, в зависимости от региона, и октябрь. В эти месяцы среднестатистический лесозаготовитель останавливается, в том числе для того, чтобы сохранить в целостности технику и дороги. В эти интервалы разумно проводить плановый ремонт и техобслуживание оборудования.

Тем самым предвосхищая возможные поломки, обеспечивая машинам дополнительный запас прочности и продлевая срок её безаварийной службы. Кроме того, есть промежутки, которые нельзя отнести к простоям, но, тем не менее, техника в это время не работает — это ежесменное обслуживание, обед и короткие перерывы в работе операторов, связанные с решением технических вопросов.

Компенсировать их можно, прежде всего, за счёт повышенной производительности в те месяцы, когда ведётся основная заготовка — в зимний и летний сезоны. И это, пожалуй, самое главное: техника, прошедшая техобслуживание и плановый ремонт, будет работать эффективнее», — убеждён Александр Протченко.

Для справки:
Своевременная диагностика техники помогает снижать издержки лесозаготовительных работ. Проводить её можно даже в удалённом режиме с помощью современных цифровых систем. Это позволяет заранее подготовиться к возможному ремонту и заказать запчасти у дилера.

Кроме того, на этапе диагностики можно оценить, насколько продуктивно эксплуатирует машину оператор, в частности, рационально ли он использует её мощности при выполнении основных производственных операций.

Текст: Мария Кармакова

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №5 2020

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Новости
Hyundai HL760-9S

Фронтальный погрузчик Hyundai HL760-9S: востребованный и универсальный

Один из наиболее популярных и востребованных видов машин на рынке спецтехники — это фронтальные погрузчики. И в этом нет...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.