Наперекор бездорожью | Лесной комплекс
Завод Meusburger Новтрак
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Модельный ряд компании Meusburger Новтрак представлен широчайшей линейкой полуприцепов и прицепов , а также надстроек на шасси.
Новтрак специализируется на изготовлении нестандартных и инновационных моделей, разработанных специально под заказчика с учетом его требований и условий грузоперевозок.

Реклама. ЗАО «НОВТРАК», ИНН 5321035445
Erid: F7NfYUJCUneP4zKag9TA

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
Противоскользящая цепь

Наперекор бездорожью

16.05.2016

У лесозаготовителей всегда дел невпроворот, а ещё природа преподносит неожиданные сюрпризы в виде дождя или снега, когда болотистая местность и мокрый скользкий грунт способны стать серьёзной помехой для лесной техники. Казалось бы, в таких условиях рабочий процесс на деляне обречён на провал… Но на помощь приходят специальные средства, способные обеспечить более надёжную сцепку колёс с почвой и не оставить простоям ни единого шанса нарушить привычный ритм заготовки древесины.

На форумах онлайн-ресурсов, в гаражах и мастерских водители по сей день не перестают обсуждать эффективность противоскользящих средств. А на рынке, как всегда, есть из чего выбрать, причём как из отечественных «имён», так и зарубежных.

Звено за звеном

При всём многообразии противоскользящей продукции бьют все рейтинги по-прежнему цепи. В принципе конструкция столь полезных вещиц вполне обычная: состоят они из двух продольных тросов или цепей, проходящих по окружности колёс, и соединяются поперечными резиновыми «грунтозацепами» или цепями. Назначение и вовсе сводится к логическому заключению — увеличению сцепных свойств колёс на льду, на рыхлом снегу, на дорогах, покрытых грязью, и заболоченных равнинах. Безусловно, чтобы понять пользу цепей противоскольжения, необходимо либо представить либо погрузиться в стандартную ситуацию, когда на лоне природы после затяжных дождей техника в процессе работы просто начинает сползать с любых уклонов или вязнуть в мокром грунте. Отсюда и снижение производительности, и нелицеприятные перспективы ремонтных работ. Пригодятся колесные цепи и зимой, так как с ними-то гораздо безопаснее ездить по заснеженным дорогам и покрытым гололёдом лесным трассам. А чего только стоят крутые обледеневшие подъёмы? По мнению бывалых, преодолеть без цепей их практически невозможно — даже шипованная резина не всегда является панацеей.

Колёсные цепи условно подразделяют на две группы: мягкие и жёсткие. Причём у мягких цепей в качестве поперечных стяжек используются резиновые армированные «грунтозацепы». А у жёстких — металлические цепи. Колёсные цепи имеют различные варианты плетения: лесенка, ромбы, соты. Отличаются они и по форме и размерам звена. Для производства колёсных цепей используют разнообразные материалы — армированный пластик, сталь, алюминий, титан. Для большей сцепки с грунтом их дополнительно оснащают и металлическими шипами.

Гусеничные цепи, как и их сородичи — траковые, в большей степени применяются лесозаготовителями на агрегатах для прохождения по грунтовым дорогам в период распутицы, по снежной целине или заболоченному грунту. При этом немаловажной деталью является натяжение цепи. У гусеничных провисание их верхней ветви между колёсами не должно превышать 10-15 мм — и техника более уверенно будет двигаться в условиях бездорожья. А у траковых натяжение цепи считается правильным, если один из траков может быть поднят рукой над крышкой на 5-8 мм. Кстати, избежать быстрого износа покрышек, разрушения дорог и сэкономить горючее можно лишь в том случае, если цепи использовать только для преодоления труднопроходимых участков дороги.

Грамотный выбор

Кроме цены многие при выборе цепей привыкли ориентироваться и на условия эксплуатации. Жёсткие цепи лучше мягких справляются с бездорожьем, но при этом с ними не разовьёшь скорость выше 40 км/час. А вот мягким цепям противоскольжения под силу развить приличную скорость — до 80 км/час. Они меньше вредят резине, но в то же время менее эффективны в сложной дорожной обстановке.

Поэтому тем, кто часто ездит по бездорожью, оптимально подойдут жёсткие цепи. А водителям, которые работают на тяжёлой лесной технике, в большей степени будут интересны мягкие цепи с армированной резиной. Когда же встаёт выбор размера звеньев цепей, надо учесть, что чем больше толщина звена, тем выше проходимость машины. И опять же нюанс — цепь, имеющая больший вес, хуже ездит по ровной дороге и сильнее изнашивает резину на колёсах.

Основным преимуществом данных вспомогательных средств является то, что их можно монтировать на любую колёсную технику — от любительской до специализированной. Вообще производители разделяют цепи по классам: для грузовиков, внедорожников и для легковых автомобилей. Эти цепи будут отличаться линейными размерами и толщиной звеньев. Цепи для внедорожников и грузовиков часто дополнительно усиливают шипами. Выбирая цепи, надо учитывать и профиль шин. Жёсткие цепи не подходят для низкопрофильных колёс размером от 50 дюймов и менее. Зато существуют для таких колёс модели цепей мягкого типа.

Большинство водителей при покупке уделяют внимание стоимости и абсолютно забывают о качестве. Наиболее дорогие и долговечные — цепи из титана и нержавеющей стали, дополнительно армированные шипами.

А стоит ли надевать «оковы»?

Все цепи, как ни крути, рано или поздно повреждают шины: мягкие — меньше, жёсткие — больше. Износ резины зависит от интенсивности пользования колесными цепями. Наиболее быстро изнашивается резина при движении в цепях по чистой асфальтированной дороге, при недостаточном прилегании цепей к колесу, от резких ускорений и при торможении. Цепь может повредить и другие детали машины. Например, при неисправном замке цепи или при нарушении инструкции установки. Небезопасно превышать рекомендованную скорость, иначе колёсная цепь из-за действия центробежной силы может на скорости отрываться от колеса и методично бить по колесной арке. При худшем развитии событий замок цепи может порваться, цепь заденет за элементы подвески, что вполне может вызвать серьёзную поломку и даже аварию. Поэтому надо тщательнее проверять состояние замков, звеньев и надёжность крепления. Чтобы достичь максимального эффекта противоскольжения, колёсные цепи можно надевать на все колеса. А можно их ставить только на ведущие колеса. Это даже целесообразнее при езде по плохим, но не безобразным дорогам, при пользовании от случая к случаю.

Браслеты

Для увеличения проходимости техники применяют также браслеты противоскольжения, ремни, противобуксовочные колодки и другие приспособления. В любом случае использование того или иного средства или приспособления зависит от условий, в которых оказалась машина.

Как правило, сами браслеты противоскольжения представляют собой прочные капроновые ремни со вставками из цепей и замков для фиксации. Считается, что достаточно установить один браслет на забуксовавшее колесо машины, и он послужит верой и правдой в экстренной ситуации. Из практических наблюдений водителей — для постоянного движения по бездорожью хватает всего лишь 2-3 браслетов на ведущие колёса или по 2 штуки на задние колёса.

Браслетам, как и цепям свойственна надёжность и эффективность, но предпочтение данным средствам отдают, в основном, владельцы автомобилей лёгкого класса. Кстати, надевать их необходимо на колесо так, чтобы ремень обхватил обод колеса, а цепь находилась на протекторе. Тогда цепи будут прочно прижаты к рабочей части колеса, а колеса при вращении будут создавать дополнительное сопротивление для его проскальзывания при пробуксовке.

Поможет преодолеть препятствие в виде мокрого грунта и простое универсальное приспособление — противобуксаторы. Однако перед их укладкой под задние ведущие колеса, специалисты рекомендуют надеть и цепи-браслеты на задние колёса, поскольку во время движения цепи захватывают и цепи противобуксаторов, что в разы увеличивает шанс скорейшего вывода машины из места застревания.

Лебёдка

Ещё одним средством, повышающим проходимость, является лебёдка. Допустим, если тяга на колёсах машины ограничена на сухом снегу или на сырой луговине, то в этих же условиях тяга, развиваемая лебёдкой, при использовании подвижного блока может увеличиваться в разы. Применение лебёдки при самовытаскивании определяется возможностью надёжного крепления её троса за деревья или пни. К примеру, величина тяги на барабане лебёдки у автомобиля высокой проходимости составляет около 50% его полной массы с грузом и при надёжном креплении троса и использовании блока на нужном направлении гарантирует самовытаскивание.

Якорь

Для вывода застрявшей в грунте машины применяют якорь-самовытаскиватель. Его устанавливают перед передними колёсами по ходу движения. Для этого цепи якорей свободным концом закрепляют на ступицах сдвоенных колес. Если ведущие колеса односкатные, то для наматывания цепей устанавливают фланцы и съёмные барабаны. Высвобождение машины происходит благодаря вращению ведущих колёс, которые наматывают цепи между дисками или на съёмные барабаны, и в то же время подтягивают якоря под передние колёса. Якоря, погружаясь в грунт от наезда колёс, увеличивают зацепление с грунтом.

Давление и проходимость

Одним из старых эффективных способов повышения проходимости считается давление в шинах. Если осуществлять движение на малых скоростях на полуспущенных шинах по мягкому грунту на участках не более 100-150 м, то можно гарантировать не только снижение повреждения покрышек, но и в некоторых моментах высвобождение техники из грязевого плена. Ведь подобная плотная посадка не допускает проворачивания и среза вентиля камеры.

С помощью верёвки и палки

Если на лесной дороге техника застряла в глубокой луже, а в арсенале нет ничего кроме буксирного фала, то можно привязать его к ближайшему дереву и машине, сделав посередине фала петлю. Вставив в петлю палку длиной около 1,5 м, опытные водители вращают её, одновременно оттягивая скрученный фал, чтобы он свивался, но не перекручивался. Таким образом удаётся вытащить машину на сухое место.

Дело за узлом

Ингода застрявшую машину можно вытащить, применив морской способ обтягивания снастей. Для этого трос привязывают к буксирной проушине, а свободный конец обносят вокруг опоры: забитой в землю трубы, столба, дерева и завязывают фургонным («кучерским») узлом. Если тянуть за свободный конец троса, к машине будет приложено почти двойное усилие, как с простейшим полиспастом. Поскольку оно зависит от трения в узле и на опоре, водители с опытом советуют использовать смазанный мылом гладкий трос.

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №3 2016

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Читать онлайн
Новости

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.