Модельный ряд компании Meusburger Новтрак представлен широчайшей линейкой полуприцепов и прицепов
, а также надстроек на шасси.
Новтрак специализируется на изготовлении нестандартных и инновационных моделей, разработанных специально под заказчика с учетом его требований и условий грузоперевозок.
Реклама. ЗАО «НОВТРАК», ИНН 5321035445
Erid: F7NfYUJCUneP4zKag9TA
Говорят, в центральной части России заготовители валят до 800 кубометров леса за смену. Подобные рассказы похожи на рыбачьи байки — кто больше щуку выловил, когда с каждым новым слушателем рассказчик добавляет 5–10 сантиметров длины своему трофею. Вот 400–600 «кубов» — это уже, по словам экспертов, вполне реальные показатели. И то вряд ли такие показатели можно «выдавать» каждую смену.
Погоня за кубатурой для лесной промышленности в России — явление распространённое. Многие вальщики не жалеют ни себя, ни технику, стараясь выжать по максимуму. Как заставить машину работать на все 100 и получить больше прибыли — ответ интересует и простых «работяг», и руководителей предприятий. Только можно ли такой подход к работе назвать эффективной лесозаготовкой — другой вопрос.
В поиске ответов мы обратились к специалисту ООО «Ремтехника» Елене Межовой. Вопреки стереотипу, что заготовка леса не женское дело, она не только сама умеет управлять харвестером и форвардером, но и учит мужчин заготавливать лес.
Разработанная ею программа обучения для операторов состоит из восьми модулей, в том числе «Эффективная лесозаготовка», «Создание APT-файла», «Компьютер Opti7 и настройки программы Opti4G», «Калибровка», «Проведение ТО 10 и 50 часов» и т. д.
Каждый из них рассчитан на два-четыре дня (в зависимости от уровня подготовки курсанта). Перед началом обучения проводится тестирование, которое с учётом двадцати с лишним параметров выявляет, предрасположен ли человек стать хорошим оператором. Ведь не все могут стать врачом, парикмахером — то же самое и с лесными профессиями.
Операторов тестируют на знание теории лесозаготовки, а затем начинается практическая часть — работа на симуляторе, где нужно продемонстрировать навыки управления машинами. После этого составляется индивидуальный план обучения. Поскольку «вырваться» из леса сразу на месяц-два проблематично и для работодателя, и для самого сотрудника, учёбу разделили на блоки.
По мнению Елены Межовой, наиболее перспективны для обучения операторы с небольшим опытом. Тех, кто отработал в лесу по 10–15 лет, переучивать сложно, хотя некоторые из них показывают нулевые результаты, делают много лишних движений стрелой при управлении на симуляторе. В реальной жизни это лишние затраты на топливо, запчасти и обслуживание.
За полгода программу переподготовки в ООО «Ремтехника» прошли около трёх десятков операторов.
«Мы учим тому, что лучше в течение недели каждую смену заготавливать (условно) по 200 кубометров, чем несколько смен выдать по 400.
Некоторые руководители понимают, что не нужно гнаться за рекордными объёмами заготовки. Современный подход всё-таки планомерная работа, а не «стахановские» рывки, хотя отголоски в духе «Мир, труд, май!» ещё остались. Когда гонятся за кубатурой, не обращают внимание больше ни на что — ни на людей, ни на подрост, ни на мусор, ни на технику. Годовалые машины «насилуют» так, что без слёз не взглянешь. А зачем? Если соотнести доходы и расходы, учесть стоимость простоев, износ техники, то в итоге станет очевидно, что такой подход малоэффективен. Мало того, что в дни простоя работник сам получит «по нулям», так ещё и предприятию нужно будет потратить деньги на ремонт и запчасти.
Кого-то сложно переубедить в минус 40 машину не выводить лес валить, а потом она стоит на ремонте неделю, когда уже потеплело и можно работать… В морозы лучше заняться другими делами. Зачем технику-то ломать? В руководстве по эксплуатации для каждого агрегата, шланга прописаны допустимые температурные параметры, но в погоне за призрачной прибылью к рекомендациям прислушиваются не все.
Конечно, можно заготавливать и большие объёмы леса, если оператор — ас своего дела и машина правильно подобрана под задачи компании. Например, на крупный лес лучше использовать мощные модели (такие, как Bear), под более мелкий лес — что-то типа Ergo и т. д. Форвардер должен вывозить столько тоннажа, на сколько он рассчитан. Если при этом машины правильно настроены, вовремя проводятся все ТО, пожалуйста, валите и по 600 кубов! Максимальные показатели нигде не прописаны.
Хочется сделать акцент на необходимости взращивать молодых специалистов. Подтолкнуть лесозаготовителей брать местных ребят из техникумов и вузов, а не везти из Коми, Карелии и других республик якобы «профессионалов», — объясняет г-жа Межова.
Самое сложное время для заготовителей — распутица в межсезонье. Опытные лесопромышленники по опыту знают: её лучше переждать. И тем не менее профессиональные интернет-сообщества нет-нет да пополняются фотографиями неудачливых операторов: кто трактор завалит набок, кто в болоте застрянет. В чём ошибка и можно ли избежать подобных случаев?
«Очень важно соблюдать технику безопасности, особенно при работе на склоне. Нужно знать, как должна стоять харвестерная голова по отношению к склону, как двигаться машине. А насчёт болот… Никто не застрахован. Сложный ландшафт встречается на лесных участках по всему миру, и разработчики учитывают эти факторы при проектировании лесной техники. Есть лебедки, используя которые оператор может вытащить машину самостоятельно, без посторонней помощи. На случай, когда колесо попадает (допустим) на лёд и начинается пробуксовка, предусмотрена блокировка дифференциала. После того как этот участок пройден, её нужно отключить, чтобы избежать лишней нагрузки на трансмиссию. Для работы на склонах существуют модели со специально разработанными кранами-манипуляторами, регулировкой наклона платформы. Другое дело, когда намеренно пускаются вброд — хоть на кроссоверах, хоть на харвестерах (сколько таких видео на YouTube). Что тут скажешь? Опять-таки всё упирается в кадры. С умом нужно подходить к подбору операторов, тогда всё будет нормально», — считает Елена Игоревна.
Лесозаготовительные машины достаточно мощные и приспособлены для работы на сложных почвах, но лучше не искушать судьбу и быть предусмотрительнее.
Какими качествами «должен» обладать «идеальный» оператор?
«Хорошо, если у него развито абстрактное мышление. Это особенно важно для «харвестеристов», поскольку, находясь в лесу, на деляне, им важно заранее представить, как свалить деревья так, чтобы форвардеру было удобнее собрать стволы и вывезти. Абстрактное мышление позволяет прикинуть, как лучше произвести заготовку, где будут лежать сортименты и так далее. На деляне должен быть порядок, иначе работодателю грозят немалые штрафы. Плюс нужно понимать, как устроена харвестерная голова, двигатель, держать в памяти электро- и гидросхемы — всё это помогает и при настройке, и при ремонте техники.
Операторы лесозаготовительных машин, как правило, интроверты. Им нравится работать наедине с собой, чтобы никто не отвлекал, — от этого их эффективность увеличивается. Это хорошие исполнители, которые в то же время в сложной ситуации способны принять самостоятельное решение. В лесу бывает всякое. Предположим, дерево начинает падать на кабину. Тут главное — не запаниковать и знать, что делать», — рассказывает Елена Межова.
Елена Межова, инструктор ООО «Ремтехника»
«Современная мощная техника способна выдавать рекордные объёмы заготовки, но суть эффективной лесозаготовки не в том, чтобы свалить как можно больше за один раз и угробить технику. Конечно, машина приспособится ко всему, но когда оператор настраивает скорость на максимум, при каждом движении стрелой машина дёргается из стороны в сторону — настолько сильные колебания. В таком режиме износ техники произойдёт гораздо быстрее, нужно будет чаще проводить ремонт, увеличится расход топлива. Да, возможно, удастся заготовить 300–400 кубометров за смену, тогда как среднестатистический оператор в Красноярском крае делает по 220–250 «кубов». Только какой смысл ставить такие «рекорды», если половину заработанного придётся отдать за ремонт и обслуживание? Другой оператор работает в спокойном режиме, зато не наносит вреда технике и выдаёт стабильные объёмы — понятно, что он значительно эффективнее».
— Перед тем как открутить заглушки, чтобы слить гидравлическое масло с гидробака, рекомендуется включить вакуумный насос — тогда вы без проблем сможете прикрутить сливной шланг к гидробаку (масло не будет вытекать через отверстие, которое вы открыли). По готовности отключите вакуумный насос для слива масла.
— Следите за натяжкой РВД в секциях телескопа. Направляющий ролик (концевой шкив) должен свободно крутиться руками, помните, что он не является натяжителем РВД.
Текст: Елена Скуратова
Отношения России и Китая: сохранить нельзя расстаться
Как бы ни пытались наши соотечественники искать новые рынки сбыта своей продукции, всё чаще мы слышим о том, что львиная доля экспорта практически любого сегмента российского ЛПК приходится на Китай. Интерес наших партнёров-азиатов год от года не...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.