Woodex, день третий: люди vs роботы — во что инвестировать? | Лесной комплекс
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
woodex 2021, третий день работы

Woodex, день третий: люди vs роботы — во что инвестировать?

Конечно, ставить вопрос ребром — рабочие или роботы? — некорректно. Больше того, полное исключение персонала из технологической цепочки на производстве — один из стереотипов, с которыми борются производители и интеграторы промышленных роботов. Специалисты на заводах нужны, и чем сложнее и технологичнее оборудование, тем более квалифицированным должен быть оператор. Где такого взять при текущем дефиците кадров в лесопромышленной отрасли? Ответ на этот вопрос мы искали вместе с участниками третьего дня выставки Woodex-2021.

Подготовка кадров в современных реалиях не отвечает требованиям отрасли. К такому выводу пришли участники круглого стола «Кадровое обеспечение предприятий ЛПК. Как обеспечить развитие отрасли в динамично меняющихся условиях?». По мнению Александра Тамби, профессора Арктического государственного агротехнологического университета и руководителя Ассоциации «ЛЕСТЕХ», основная проблема заключается в том, что вузы принимают абитуриентов по результатам ЕГЭ, причём зачастую с минимально допустимыми баллами.

В магистратуру университет может отбирать студентов, но это всё те же вчерашние бакалавры. Неизвестно, идут ли они в магистратуру, потому что хотят учиться, или просто стремятся остаться в большом городе? Ведь большинство лесных вузов находится в европейской части России в крупных городах, тогда как лесопромышленные предприятия, на которых им предстоит работать после обучения, — в удалённых территориях Сибири и Дальнего Востока.

Лестех на выставке Woodex 2021

«Чем больше сырьевые запасы в регионе, тем больше там проблем с кадрами. Потому что основные запасы леса сосредоточены справа от Уральских гор, а обучение специалистов для их заготовки — слева от них. Те люди, которые окончили столичные вузы, обратно за Уральские горы ехать не хотят. Большой дефицит кадров инженерных, операторов, механиков возникает потому, что даже за большие деньги люди не готовы выходить из зоны комфорта», — поясняет Игорь Григорьев, доктор технических наук, профессор Арктического государственного агротехнологического университета, руководитель направления «Лесозаготовка» Ассоциации «ЛЕСТЕХ».

Впрочем, и у региональных вузов есть проблемы, связанные с закреплением кадров на местных производствах. Об опыте взаимодействия образовательного учреждения с индустриальными партнёрами рассказал Михаил Баяндин, доцент кафедры технологии композиционных материалов и древесиноведения СибГУ им. М. Ф. Решетнёва. По его словам, предприятия не заинтересованы в том, чтобы брать студентов на практику, особенно магистрантов — строго говоря, у производственников вообще нет понимания, что такое магистратура, и для чего она нужна.

Выстраивать тесную работу с предприятиями преподавателям вуза не позволяет большая нагрузка. А готовить специалистов с достаточным багажом практических знаний сами университеты не в состоянии — нет необходимой инфраструктуры и материальной базы. Зачастую обучение проводят преподаватели, далёкие от практики и не представляющие уровень технологического оснащения современных лесопромышленных предприятий.

СибГУ на Woodex2021

«Современные заводы прыгают из каменного века  с оборудования, куда брёвна запихивают руками, на современные высокотехнологичные линии. И люди зачастую не могут перестроиться и осознать, что теперь они работают с чем-то другим. Операторы, которые окончили ПТУ, современную технику не тянут.

Вторая принципиальная проблема — у нас нет инженеров автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП). Они не едут на лесопильные заводы. При этом от одного такого специалиста зачастую зависит судьба всего завода. Если грамотного механика ещё можно найти, то инженера-программиста практически невозможно», — перечисляет болевые точки отрасли Владимир Швец, руководитель продаж по России компании USNR.

Но мало найти квалифицированного специалиста, нужно ещё обеспечить ему возможность постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, чтобы он мог следить за современными трендами на рынке лесопромышленного оборудования.

USNR на  Woodex 2021

«При стоимости современного лесопильного завода порядка 15–20 млн евро предприятия не хотят тратить деньги на повышение квалификации инженерного персонала. И это худшая экономия, которую можно себе представить. Руководители заводов не понимают, что, не имея квалифицированного персонала, они не смогут выйти на заявленную производительность», — сетует представитель USNR.

Примечательно, что одного из представителей столь редкой в лесной отрасли профессии нам довелось встретить как раз на Woodex — ведущий инженер АСУТП завода «Пролетарская свобода» Василий Товт поделился своими впечатлениями от участия в выставке и мнением относительно тенденций развития фанерного рынка в России.

«По моему мнению, участие в Woodex имеет для нашего предприятия в большей степени имиджевое значение. Да, мы заключаем здесь договорённости на поставки оборудования, но главная наша цель — показать, что завод работает и выпускает конкурентоспособное оборудование. Рынок фанеры сейчас на подъёме, открываются новые производства, действующие заводы увеличивают свои мощности, поэтому возрастает потребность в качественном оборудовании. Наши цеха сейчас все загружены на ближайшие год-два точно, и если цены на фанеру будут держаться на текущем уровне, то мы будем обеспечены заказами и на более длительный срок», — уверен специалист.

Пролетарская свобода на Woodex 2021

Группа компаний «Ловел», представленная на российском рынке деревообрабатывающего оборудования с 1998 года, участвует в подобных мероприятиях далеко не впервые. По словам ведущего специалиста компании Михаила Зверева, из-за пандемии и соответствующих ограничений на стенде не ждали большого числа клиентов, однако опасения оказались излишними.

Lovel на Woodex 2021

«Мы не верили, что будет много клиентов, желающих посмотреть на ту продукцию, которую предлагаем мы и наши партнёры — крупные немецко-европейские компании. Но приходят старые клиенты, которые хотят модернизировать оборудование или приобрести новое», —  сообщил эксперт.

Спрос на станки немецкого производства, как отмечает представитель «Ловел», в России действительно высок. Однако на рынок значительно повлияли выросшие в 2021 году цены на комплектующие, из-за чего увеличилась стоимость самого оборудования. Сыграл свою роль и коронавирус.

«В пандемию люди в основном сидят дома и обращают внимание на то, что им пора, например, обновить шкафчик. Они вкладывают средства в покупку мебели, и спрос, соответственно, начинает расти», — отмечает спикер.

МДМ-техно на Woodex 2021

В компании «МДМ-Техно» большого наплыва посетителей тоже не ждали, даже несмотря на достаточно стабильный спрос на продукцию фирмы — оборудование для первичной и последующей глубокой деревообработки. Возвращаясь к кадровой теме, мы задали руководителю направления «Станки и оборудование» Роману Хасанову вопрос: готовы ли российские производства инвестировать в роботизированные технологии?

«Если говорить о первичной деревообработке, то там производители в большей степени ориентированы на автоматизацию. Это понятно: чтобы ворочать бревно, манипулятор должен быть большой и тяжёлый, а значит, и дорогой. Перекидывать с помощью робота доски тоже нет смысла, с этой задачей справится роликовый конвейер. В России есть примеры роботизированных производств первичной деревообработки, но их единицы. А вот мебельщики медленно, но верно приходят к роботизации», — констатирует Роман Хасанов.

Перекладывать доски с одного места на другое с помощью робота — дело нехитрое, с этим справится и обычный манипулятор, уверен представитель «МДМ-Техно». Зато когда дело касается шлифовки или покраски, важно свести процент брака к минимуму. Если эти операции выполняют люди, неизбежны простои и погрешности в работе. Выход из строя робота или сбой в его программе — большая редкость. И даже если это произойдёт, в рамках гарантийных или сервисных обязательств производитель это исправит.

Итальянский производитель деревообрабатывающего оборудования Biesse в этом году решил удивить потенциальных и действующих клиентов не столько стендом, представленным в рамках Woodex-2021, сколько домашней выставкой Inside, организованной в московском шоуруме компании. 

Посетив Biesse Inside, мы получили возможность познакомиться с полноценно функционирующим оборудованием итальянского бренда, а также с генеральным директором Biesse Russia Маттео Вальики. Woodex он рассматривает прежде всего как площадку для знакомства с новыми клиентами из удалённых российских регионов.

Biesse на Woodex 2021

«Цель работы шоурума — показать клиенту оборудование, подходящее для поставленных им задач, показать, как оно будет работать на его заводе. А у выставки другой концепт: на Woodex очень много людей приезжает из регионов, и существует большое число клиентов, которые до уровня автоматизации, которое предполагает наше оборудование, ещё не дошли. Они приходят на эти выставки именно для понимания перспектив», — пояснил Маттео Вальики.

Глава российского офиса Biesse убеждён — автоматизации в России быть! Однако пока что отечественные предприятия уступают европейским по части оснащённости роботами и автоматизированными системами, а наибольшей популярностью у отечественных производителей пользуются так называемые автоматические склады. По мнению эксперта, это опять-таки обусловлено дефицитом кадров — клиентам, особенно в регионах, сложно найти квалифицированный персонал.

Затраты на приобретение и установку подобного оборудования, по его словам,  окупаются достаточно быстро. Однако, подчёркивает Маттео Вальики, в отношении автоматизации производства всё же необходимо знать меру и уметь находить компромисс: люди на предприятии должны оставаться всегда, особенно в тех случаях, когда оно является градообразующим.

Вернуться в обзор выставки Woodex2021 →

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Бренд ARMOS на «Мебель-2023»: надёжность мебели для... Два последних года для рынка франчайзинга были очень...
Читать онлайн
Новости

Бренд ARMOS на «Мебель-2023»: надёжность мебели для покупателей и бизнеса для партнёров

Два последних года для рынка франчайзинга были очень успешными. Кризис показал, что работать вместе с крупным и устойчивым партнёром куда безопаснее. К тому же, как рассказали нам эксперты ниши в отдельном материале, сложные события дали старт...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.