Модельный ряд компании Meusburger Новтрак представлен широчайшей линейкой полуприцепов и прицепов
, а также надстроек на шасси.
Новтрак специализируется на изготовлении нестандартных и инновационных моделей, разработанных специально под заказчика с учетом его требований и условий грузоперевозок.
Реклама. ЗАО «НОВТРАК», ИНН 5321035445
Erid: F7NfYUJCUneP4zKag9TA
Введённые Европой в 2022 году санкции наглядно продемонстрировали, что у лесной отрасли есть своя ахиллесова пята, и это внутренний рынок, который не смог справиться с теми объёмами лесопродукции, что прежде направлялись на западные рынки.
Отсутствие сбыта неизменно повлияло на состояние всего ЛПК. По итогам 2022 года объёмы производства в отрасли серьёзно снизились. Так, по данным Росстата, производство лесоматериалов упало на 10,3%, топливных гранул — на 19,5%, фанеры — на 28,8%. Сократился даже выпуск целлюлозы — на 1,2%.
Обратить внимание на внутренний рынок правительству поручил Владимир Путин. В рамках совещания по мерам поддержки лесопромышленной отрасли, которое состоялось 10 февраля 2023 года, президент России перечислил целый ряд задач, которые предстоит решить уже в ближайшее время.
Например, глава государства потребовал задействовать малоэтажные деревянные дома заводского изготовления в программе расселения аварийного жилья. Ещё одна большая задача — перевод котельных на пеллеты. Предполагается, что делать это будут за счёт выделения инфраструктурных бюджетных кредитов (на сумму не менее 15 млрд руб) в ближайшие два года.
Что касается экспорта, то «дружественные» рынки, на которые в 2022 году правительство возлагало большие надежды, на деле не стали серьёзной опорой для российских производителей. Далеко не всем экспортоориентированным предприятиям запада России удалось успешно адаптироваться к новой реальности и наладить поставки в Азию или в страны ближнего зарубежья.
Читайте также: «Китайский рынок и российский экспорт: а есть ли переориентация?»
Таким образом, сложившуюся в 2022 году непростую ситуацию в экономике лесной комплекс России воспринял достаточно болезненно. Это подтверждают многочисленные эксперты. Однако самого худшего сценария, считает генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревоперерабатывающей промышленности (АМДПР) Тимур Иртуганов, удалось избежать.
По его мнению, в прошлом году лесная отрасль России оказалась в эпицентре «идеального шторма». Все негативные факторы сработали практически единовременно: «схлопнулись» традиционные рынки сбыта, упали объёмы продаж лесопродукции, снизились цены на внутреннем и внешних рынках и т. д. А ещё случился транспортный коллапс, который существенно урезал возможности переориентации на рынки Азии и стран Ближнего Востока. Устоять под таким давлением ЛПК, конечно же, не смог:
«Ответственно могу говорить лишь за наших подопечных — те предприятия, которые производят древесные плиты и фанеру и входят в ассоциацию. До 2022 года доля экспорта в общем производстве ДСП и OSB составляла 25–26%, ДВП и МДФ — 32%, фанеры — почти 70%. В прошлом году именно производители фанеры попали в самую сложную ситуацию. Традиционные рынки сбыта российской берёзовой фанеры, а это США и Европа, куда шло 42% всего объёма фанеры, в один момент оказались для нас закрыты. Всё это негативно повлияло на ситуацию на внутреннем рынке: склады быстро затоварились, цены стали падать, все производители вынужденно сокращали объёмы производства, а некоторые предприятия останавливались», — рассказал Тимур Иртуганов в интервью «Новому проспекту».
Разумеется, «выживать» в таких условиях без поддержки лесопромышленникам было тяжело. Более того, выход на новые рынки был затруднён воздействующими на отечественный ЛПК пошлинами и налогами, из-за которых главное преимущество российской продукции — низкие цены при высоком качестве — попросту терялось.
Глава АМДПР подчёркивает: государство должно принять участие в переговорном процессе, призванном либо вовсе снять эти пошлины, либо хотя бы уменьшить их. Также, считает Иртуганов, необходимо вернуть механизмы компенсации экспортёрам.
Ещё один важный и при этом крайне болезненный вопрос для ЛПК касается логистики. Вернее, её отсутствия: возить лес, отмечает эксперт, стало практически невозможно. И дело даже не в ценах (хотя и они вносят свою лепту), а в том, что почти вся отрасль сегодня направила свой взор на Восток, так как на Запад путь оказался закрыт вовсе. И с таким наплывом «желающих» не справились уже железные дороги, пропускная способность которых оказалась слишком мала.
А ещё чинить препятствия отечественным экспортёрам стали законодательные коллизии. Например, до недавнего времени для российских пиломатериалов был закрыт железнодорожный транзит в Азию через Казахстан. Виной тому поправки к постановлению правительства № 521.
В Минэкономики рассказали, что к постановлению прилагалось разъяснительное письмо ФТС, в котором было указано, что ограничения не распространяются на ЕАЭС. Однако срок действия этого письма завершился как раз в 2022 году. Это привело к неверной трактовке постановления таможенными органами, которые решили, что вывоз лесоматериалов через государственную границу РФ с ЕАЭС теперь ограничен определёнными пунктами пропуска.
В феврале РЖД начали принимать к перевозке пиломатериалы на экспорт через Казахстан, когда в министерстве пояснили, что в настоящий момент отсутствуют какие-либо нормативные запреты для перевозок пиломатериалов железнодорожным транспортом через соседнюю страну в Китай.
«Таким образом, вывоз лесоматериалов с территории РФ железнодорожным и водным транспортом через границу с Казахстаном и Беларусью может осуществляться через все действующие железнодорожные и речные пункты пропуска без нормативных ограничений»,— прокомментировали ситуацию в ведомстве.
Но даже долгожданное снятие запрета не смогло разрешить серьёзные проблемы с перевозками лесоматериалов через территорию дружественной республики. Из-за высокой загруженности южного направления казахстанских железных дорог удовлетворяются далеко не все заявки на перевозку лесных грузов.
Что касается перевозок продукции ЛПК автомобильным транспортом, то и здесь лесопромышленники остаются «заложниками Минтранса». Глава АМДПР отмечает, что к настоящему моменту всё ещё не решённой остаётся основная проблема автомобильных грузоперевозок — нормативы разрешённых максимальных нагрузок в 44 т, которые губят наш леспром:
«И до сих продолжается проектирование дорог под эти нормативы даже там, где нет мостов и не изношена дорожная инфраструктура. Благодаря этому мы сами понижаем свою конкурентоспособность: себестоимость продукции возрастает уже на этапе доставки леса на перерабатывающие предприятия. Ведь лишь небольшой процент сырья туда завозится с помощью РЖД, лес везут со всех сторон, а не только оттуда, где проложена железная дорога, и везут в основном автотранспортом».
Если следовать простой логике, то для того, чтобы удержать российский ЛПК на плаву, необходимо отменить или отложить обременяющие промышленников меры и решения. Но в России, напротив, отмечает Тимур Иртуганов, власти продолжают принимать такие решения. Актуальная на сегодняшний день стратегия развития ЛПК в кризисных условиях не только не работает, но и ухудшает ситуацию.
«Считаю, что в данный момент необходимо разработать комплекс мер поддержки отечественного ЛПК, и начать надо с принятия факта, что действующая стратегия развития комплекса нежизнеспособна в текущих реалиях. Новая стратегия, содержащая взаимосвязанные, взаимодополняющие, чётко продуманные меры, решающая актуальные задачи, отрасли сейчас нужна намного больше, нежели 5 лет назад», — цитирует эксперта «Новый проспект».
И стратегия эта должна решать основные проблемы ЛПК, отталкиваясь не только от ситуации на мировой арене (события меняются слишком быстро, чтобы можно было строить долгосрочные прогнозы), а от главной и постоянной «величины» — леса, который является основной константой жизни отрасли. Обеспечив российские предприятия конкурентными преимуществами уже на этапе обеспечения их лесными ресурсами, необходимо, по мнению главы АМДПР, решать основную проблему — отсутствие сбыта.
Читайте также: «Эксперты о деревянных многоэтажках: пожарная безопасность, технологии строительства и законодательная база».
Отношения России и Китая: сохранить нельзя расстаться
Как бы ни пытались наши соотечественники искать новые рынки сбыта своей продукции, всё чаще мы слышим о том, что львиная доля экспорта практически любого сегмента российского ЛПК приходится на Китай. Интерес наших партнёров-азиатов год от года не...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.