GEOS — российское название бренда AL-KO, уже более 90 лет выпускающего садово-парковую технику по всему миру. За такой продолжительный срок разработан и выпускается широкий ассортимент надёжной техники как для частного, так и для профессионально применения.
Бензопилы серии GEOSMAX — это качество, надёжность и безотказность в любых условиях эксплуатации.
GEOS — это 20 лет работы в России, 455 дилеров и более 150 авторизованных сервисных центров по всей стране.
Реклама. ООО «ГЕОС», ИНН 7701190698
Erid: F7NfYUJCUneP2WMtPznU
Поручения, выданные президентом страны после совещания по вопросам развития лесной отрасли в сентябре прошлого года, оказались подобны камню, брошенному в мутный водоём. Есть опасения, что вызванные им лёгкие волны превратятся в цунами, которое захлестнёт и без того захлёбывающийся в проблемах российский ЛПК. По крайней мере, такой эффект, по оценке некоторых экспертов, может вызвать принятая в начале этого года Стратегия развития лесного комплекса РФ. Так ли это, покажет время. А пока чиновники озадачены исполнением тех самых поручений, для реализации которых сроки были поставлены, скажем прямо, не совсем реальные.
Одно из них предусматривает преобразование Федерального агентства лесного хозяйства в специальную службу и проведение в 2021 году эксперимента по передаче ему отдельных полномочий по лесному надзору в нескольких регионах. По его результатам будет выполнено окончательное распределение функций между новой службой и региональными министерствами. В качестве пилотных выбраны территории с самыми высокими объёмами нелегальной рубки: Архангельская и Иркутская области, Забайкалье, Красноярский и Хабаровский края.
Понятие «лесной инспектор» отнюдь не новое — оно появилось взамен термина «лесничий» в 2007 году, когда вступил в силу новый Лесной кодекс РФ. Сейчас штат этих специалистов насчитывает около 23 700 человек. По традиции их принято называть хозяевами леса, что в целом соответствует функционалу — на лесных инспекторов возложены важнейшие задачи лесоуправления и контроля лесных ресурсов. Руководитель Рослесхоза Сергей Аноприенко, награждая победителя всероссийского профессионального конкурса 2020 года, подчеркнул значимость этой профессии: «Лесной инспектор — один из важнейших специалистов в лесном хозяйстве, который следит за порядком в лесу». Но это в теории. А что на практике?
«Новая Стратегия представляет собой очередную фантастическую «показуху» и на практике, скорее, натворит новых бед, чем приведёт к какому-нибудь позитивному развитию. Ни о каком возврате к советской модели охраны лесов речь не идёт: на начало нулевых в стране было 100 000 человек, чьи должностные обязанности были связаны с охраной лесов. Сейчас численность инспекторов немногим больше 20 000, но в лесу они бывают гораздо реже, чем в прежние времена, — необходимо готовить отчёты, в том числе в электронном виде.
Эти люди завалены рутинной работой за очень маленькие деньги, 75% времени тратят на различные отчёты. Это либо те, кто досиживает до пенсии, либо выпускники профильных вузов, которым нужен хоть какой-то опыт работы. Многие настоящие фанаты леса, которые поддерживали лесные хозяйства, из-за этой бумажной волокиты уволились», — так характеризует ситуацию эколог Алексей Ярошенко.
В мае прошлого года Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию представил аналитический материал, который демонстрирует динамику численности лесных инспекторов в каждом регионе с начала 2020 года. Впрочем, о динамике как таковой говорить не приходится — количество специалистов колеблется от месяца к месяцу весьма незначительно. Чем действительно интересен этот документ — он наглядно иллюстрирует дефицит специалистов лесной охраны как в целом по стране, так и в отдельных территориях. Причём острее всего нехватка ощущается в лесных регионах — там, где инспекторы нужны больше всего.
Например, в Брянской области штат насчитывает всего 212 человек, тогда как нормативная численность — 1209. То есть процент от нормы составляет всего 17,5. Чуть выше показатель в Кировской области — 18,3%. Здесь трудятся 447 лесных инспекторов, а должно быть 2436. В Республике Алтай процент от нормы 21,8 — вместо 723 специалистов охрану лесов обеспечивают 158 человек.
«Требуются государственные инспекторы по охране леса» — такое объявление опубликовано на сайте КГКУ «Лесная охрана» Красноярского края. Висит оно там с мая 2020 года, когда в регионе начали расширять штат лесной охраны. На работу в надзорные патрули приняли сразу 100 человек. Но кардинально это проблему не решило — до норматива нужно набрать ещё 373 сотрудника. Лесных инспекторов не хватает практически во всех районах края. При этом показатели Новосибирской и Кемеровской областей превышают 100%, в Ставропольском крае и Липецкой области составляют более 300%.
В целом же штатная численность защитников леса — 59% от нормативной. Государство ставит задачу обеспечить этот показатель до 100% — леса России должны охранять 40 217 инспекторов. Но действительно ли нам нужно такое количество «лесных стражей»?
Методику, по которой был рассчитан норматив численности лесных инспекторов, и возможности регионов по его выполнению подверг сомнению директор FSC России Николай Шматков. По его мнению, сама идея увеличения численности лесных инспекторов полезна, но очень важно правильно её воплотить.
В качестве примера он привёл Бурятию, которая числится в отстающих: надзор в лесах республики осуществляют всего 370 специалистов, а предполагается, что их должно быть 2785. 13,3% — самый низкий показатель среди всех регионов. На то, чтобы обеспечить требуемое количество специалистов, региональным структурам придётся потратить немало сил и финансовых средств. Но нужны ли эти две с лишним тысячи инспекторов в Бурятии?
«В малодоступных малонарушенных, девственных лесах не нужно проводить учёт деревьев, там не нужны сотрудники лесной охраны. Главное — не мешать естественным процессам. Эти леса растут тысячелетиями и процветали без Рослесхоза и Минприроды. А таких лесов у нас около 250 млн га», — считает Николай Шматков.
По мнению эксперта, решить проблему можно другим способом — переориентировав имеющиеся кадры на дистанционную работу. А вот где действительно необходимы инспекторы, так это в лесах Центральной России. Физическое патрулирование здесь вполне целесообразно, поскольку плотность населения высокая, дорог много, а леса имеют рекреационное значение, поэтому их особенно важно защитить от целенаправленной вырубки, случайных поджогов и других антропогенных воздействий.
Своим взглядом на эту проблему, перекликающимся с мнением представителя FSC, поделился депутат Госдумы от Бурятии Николай Будуев.
«Вопрос не только в том, насколько увеличить количество лесников. Главное — повысить качество работы. Сейчас многие технологии позволяют облегчить труд лесника. Где-то можно ногами не ходить, а дрон запустить. Все эти разработки уже есть в теории и переходят в практику», — подчеркнул депутат в утреннем эфире телеканала «Россия-1».
Он также заявил, что сотрудникам лесной отрасли необходимо повышать зарплату — в некоторых регионах РФ она составляет меньше 25 000 рублей. И напомнил о важности создания семейных трудовых династий, которые обеспечивают передачу опыта от поколения к поколению, а мотивацией для эффективной работы становится не только финансовая составляющая, но и ответственность за фамилию.
Не обошлось и без обсуждения традиционной кадровой проблемы: стать лесным инспектором может только человек с профильным образованием. Но если в советское время кадры для лесного хозяйства готовили 35 вузов, из которых 11 были профильными, то сегодня их осталось всего 3. Ежегодно они выпускают 1500 студентов для всех секторов лесной отрасли страны. Сколько из них захотят охранять леса от чёрных лесорубов, браконьеров и поджигателей за зарплату ниже средней по России?
«Чтобы довести количество лесных инспекторов до норматива, нужно финансирование. В 2020 году на увеличение штата лесных инспекторов было выделено 405 млн рублей, что позволило отрасли принять 630 человек», — прокомментировал ситуацию глава Рослесхоза Сергей Аноприенко.
Однако практика показывает, что даже наличие денежных средств не всегда помогает добиваться конечной цели. В 2019 году комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды отметил, что годом ранее Рослесхозу был выделен 1 млрд рублей для повышения численности лесных инспекторов на 1900 человек. Фактически же на эту должность было трудоустроено 855 специалистов.
И всё же без увеличения финансирования не обойтись. Это мнение не только руководителей отраслевых госструктур, но и промышленников и представителей общественных организаций. Алексей Ярошенко в комментарии для «Независимой газеты» напомнил, что при старой модели лесники фактически совмещали функции сторожей и лесных рабочих. Основную часть средств лесхозы получали за счёт доходов от лесохозяйственной деятельности. Сегодня же лес охраняют чиновники — работники органов управления лесами или подведомственных им учреждений. А значит, все затраты, связанные с их работой и содержанием, заложены в бюджет.
«По нашим оценкам, чтобы обеспечить минимально необходимое исполнение переданных регионам лесных полномочий, включая охрану лесов, суммарный размер лесных субвенций из федерального бюджета должен составлять не менее 100 млрд рублей в год. Однако в 2021 году на эти цели выделено 24,9 млрд рублей. Ещё 8,6 млрд регионы должны получить на лес в рамках нацпроекта «Экология». То есть для исполнения переданных регионам лесных полномочий, включая лесную охрану, не хватает примерно 80 млрд рублей. И это только для минимально приемлемого уровня.
Значимого увеличения финансирования переданных субъектам РФ лесных полномочий в ближайшие три года не планируется. Значит, и улучшать охрану лесов будет в целом не на что. От того, что над этой системой появится некоторый федеральный лесной надзор, что-то, может быть, и изменится, но вряд ли существенно. Саму охрану лесов — патрулирование — в любом случае пока оставят регионам. Федеральный центр возвращать эту головную боль себе не хочет. Да и регионы, думаю, тоже отдали бы её с удовольствием», — подводит итог эколог.
Текст: Мария Кармакова
Лесопродукция на продажу: переориентация экспорта или внутренний рынок?
Переориентация экспорта российской лесопродукции практически завершена. Те предприятия, что нашли иные площадки сбыта, активно наращивают сотрудничество с новыми партнёрами, а их отстающие коллеги не менее активно стараются нагнать упущенное,...
Читать далее...
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.