Кадровый резерв: перезагружать или начинать с нуля? | Лесной комплекс
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
Кадровый резерв: перезагружать или начинать с нуля?

Кадровый резерв: перезагружать или начинать с нуля?

Проблема нехватки квалифицированных специалистов упорно не уходит из актуальной повестки лесной отрасли — счёт пошёл уже не на годы, а на десятилетия. Сегодня кризис кадрового обеспечения, кажется, достиг своего апогея: если раньше речь шла о необходимости улучшения ситуации, то теперь и улучшать практически нечего. Какого сегмента ни коснись, будь то лесоуправление, лесозаготовка, переработка древесины, восстановление лесов, — специалистов не хватает на всех уровнях.

Обостряет ситуацию тот факт, что значение кадров для лесной отрасли многократно возрастает в периоды реформирования. А как мы знаем, именно такой период беспрецедентной глобальной перестройки переживает сегодня российский лесной комплекс.

Никто не хочет идти в лес

Выступая на VI Всероссийской научно-технической конференции «Леса России», эколог Алексей Ярошенко одним из основных ограничений развития отечественного ЛПК назвал нехватку квалифицированных кадров.

«На протяжении последних 20 лет лесное хозяйство выглядит как умирающая отрасль, новые специалисты туда идут очень неохотно, потому что там царят нищета и бесправие. Старые специалисты постепенно уходят в силу разных причин. Специалистов становится всё меньше, но это только внешняя картина. Более глубокая проблема в том, что те специалисты, которые работают и знают, как выращивать лес, превращаются в специалистов, которые знают, как устроена древесинная бухгалтерия.

Если раньше в российском лесном хозяйстве преобладали люди, которые практически представляли себе, как растёт лес, как в нём ведут хозяйство и выращивают ценные лесные насаждения, то сейчас основная масса сотрудников работает с заполнением бумаг. Они знают, как считать древесину, но не представляют, как её выращивать. Думаю, если собрать всех тех, кто понимает что-то в выращивании леса, хватит максимум на один регион. И чтобы начать отрасль развивать, надо её сначала полностью с нуля насытить специалистами. По-другому она развиваться не будет», — вынес приговор эколог.

Отметим, что такая ситуация возникла не вчера, отрасль шла к ней десятилетия. Ещё 15 лет назад Алексей Ярошенко писал о том, что перспективы обеспечения ЛПК следующего десятилетия квалифицированными молодыми сотрудниками выглядят весьма туманными. И связано это прежде всего с падением престижа лесных профессий.

«Основной вклад вносят проводимые государством реформы лесной службы, в результате которых работники леса превращаются в одну из самых социально незащищённых профессиональных групп (если не самую незащищённую). Проводимая сейчас реформа лесхозов, неизбежное с начала следующего года (2018-го – прим. ред.) разделение их на «управляющие» и остаточные «хозяйственные» части, ликвидация сельских лесхозов — всё это делает неизбежным увольнение, пусть даже постепенное, 3/4 ныне занятых в лесном хозяйстве работников.

Почти в столь же подвешенном состоянии находятся работники лесоустроительных предприятий, поскольку остаётся нерешенной дальнейшая судьба лесоустройства в целом, а созданная единая федеральная структура имеет, скорее всего, временный характер. Даже руководящие работники лесной отрасли не могут чувствовать себя социально защищёнными и уверенными в завтрашнем дне, поскольку структура органов управления лесами в регионах всё никак не может «устояться», и никто не может дать гарантии, что процесс передела полномочий между центром и регионами наконец-то закончился.

Потенциальные будущие работники леса, в том числе студенты и абитуриенты лесных вузов и техникумов, младшие представители «лесных династий», не могут этого не видеть. И это не может не отражаться на их выборе профессии (в том числе на решении идти или не идти работать по специальности даже после получения профессионального лесного образования)», — писал эксперт в 2007 году.

Кадровый резерв: перезагружать или начинать с нуля?

Отсутствие мотивации

Как ни печально, прогнозы эти сбылись. Учитывая все перечисленные тенденции, это было закономерно и ожидаемо.

«В год по лесным направлениям в России выпускается около 1500 специалистов, а реальная потребность отрасли в них в разы выше. При этом социально-экономическая ситуация в отрасли оставляет желать лучшего, поэтому и отток большой», — констатирует завкафедрой «Технология и оборудование лесопромышленного производства» факультета лесного хозяйства, лесопромышленных технологий и садово-паркового строительства Мытищинского филиала МГТУ им. Баумана Максим Быковский.

По словам профессора Арктического государственного агротехнологического университета, руководителя направления лесозаготовки Ассоциации «ЛЕСТЕХ» Игоря Григорьева, большинство нынешних студентов не мотивировано на получение качественных знаний и вообще на работу в отрасли. В ходе семинара Ассоциации в Екатеринбурге, посвящённого проблемам лесопильных производств, он напомнил, что у образовательных учреждений нет иной возможности отбирать абитуриентов, кроме как по результатам единого госэкзамена. «Как часто, по-вашему, ЕГЭ отражает будущую мотивацию человека работать в лесу?» — озвучил эксперт риторический вопрос.

Однако проблема не только в учащихся, но и в тех, кто должен их учить. Спикер напомнил, что «золотое поколение» преподавателей отраслевые вузы растеряли ещё в 1990-е. Большинство занялось предпринимательской деятельностью, а среди тех немногих, кто остался в сфере образования и науки, развернулась нешуточная конкуренция с представителями старшего поколения, которые всячески сдерживали амбиции молодёжи, её карьерный и научный рост.

«В результате сегодня довольно часто мы можем встретить в вузах преподавателей, которые учат студентов тому, чего сами никогда в глаза не видели», — констатирует Игорь Григорьев.

Кадровый резерв: перезагружать или начинать с нуля?

Модульное обучение

Есть у эксперта вопросы и к системе обучения в целом. По его мнению, гораздо удобнее традиционной образовательной системы модульная, принятая в иностранных вузах и в большинстве корпоративных учебных центров. Она подразумевает, что преподаватель — признанный специалист в определённой сфере — приезжает в образовательное учреждение, в рамках своей темы начитывает положенный объём информации, учащиеся сдают зачёт или экзамен по этому модулю и продолжают обучение в рамках следующего с другим преподавателем.

«Сможем ли мы внедрить такую систему обучения на уровне профстандарта, который утвердит министерство образования? Нет, не сможем. А на уровне корпоративного учебного центра? Тут нам никто не судья. Тот же Орегонский университет работает именно так. В сфере деревообработки там есть пять-шесть специалистов высочайшего класса, которые кочуют по вузам и вычитывают свои модули», — поделился опытом профессор.

Слушатели предположили, что система обучения, основанная на модульной системе, в России неизбежно скатится в то же бюрократическое болото, в котором существуют традиционные университеты. Однако эксперт не согласился с этим мнением, отметив, что уже много лет сотрудничает с отечественными лесопромышленниками, и многие из них придерживаются похожей практики: определяются, каких знаний не хватает их сотрудникам, и обращаются с этим запросом в вуз, который, в свою очередь, организует экспресс-обучение.

По словам Игоря Григорьева, учить лесному делу нужно либо непосредственно в лесу, либо рядом с ним. Практика проведения тренингов или курсов в столицах, куда региональные предприятия отправляют своих работников, себя не оправдывает: большинство командировочных воспринимает её как возможность отдыха за счёт работодателя. Эксперт вспомнил случай из своей практики, когда омская лесопромышленная компания направила в Санкт-Петербург на тренинг 10 сотрудников, но занятия из них посещали только трое. Остальные решили, что командировка — отличная возможность посетить музеи, парки и другие достопримечательности Северной столицы.

Кадровый резерв: перезагружать или начинать с нуля?

Позитивный опыт

Ситуация в отрасли сегодня действительно критическая, но нельзя сказать, что для её решения ничего не делается. Напротив, в последнее время лесные регионы запускают новые программы обучения лесных специалистов. Причём большинство из них ориентировано не на студентов и даже не на абитуриентов, а на школьников.

Например, в ходе Петербургского международного экономического форума между представителями Костромской области и уполномоченными лицами АФК «Система» и Внеш-экономбанка было подписано соглашение о запуске новой образовательной программы, рассчитанной на 2021-2026 годы. Она подразумевает создание в регионе системы постоянного профессионального обучения для молодёжи в возрасте от 14 до 35 лет.

Программа рассчитана на школьников и студентов колледжей и вузов, обучающихся по специальностям, связанным с лесной промышленностью. Для молодых людей из Костромского, Галичского и Чухломского районов будет создана сквозная система профориентации и профподготовки для работы на предприятиях лесоперерабатывающего комплекса.

В будущем выпускники отраслевых учреждений среднего профессионального или высшего образования смогут рассчитывать на помощь в трудоустройстве на предприятия холдинга Segezha Group. Новые кадры будут готовить в том числе для строящегося фанерного предприятия в Галиче — с учётом лесозаготовки для его работы потребуется не менее 1000 специалистов.

Кадровый резерв: перезагружать или начинать с нуля?

Формируем представление о профессии

О нехватке квалифицированных кадров в лесной отрасли заявили в министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. Потребность в кадрах в текущем году здесь составляет более 370 человек, а к 2028 году, по прогнозам лесопромышленников, увеличится до 5000 человек. Аналогичная ситуация в госучреждениях лесной сферы — для эффективной работы им не хватает более 200 специалистов.

Чтобы ликвидировать этот пробел, в области планируют запустить программу, направленную на популяризацию лесных профессий среди школьников. Проект «Кадровый резерв лесной отрасли: перезагрузка» победил в конкурсе Фонда президентских грантов. В течение полугода команда сотрудников Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова будет ездить по региону и рассказывать школьникам о различных лесных специальностях.

На первом этапе проекта будут работать выездные лаборатории, где специалисты вуза расскажут будущим абитуриентам о лесозаготовке, лесном деле, обработке древесины, лесном бизнесе, работе механиков в лесной отрасли. В дальнейшем наиболее мотивированных и талантливых школьников будут приглашать в образовательные школы.

Также в рамках проекта будет организована молодёжная проектная школа «Современный язык профессий: летняя сессия». Школьники под руководством учащихся и преподавателей средне-специальных образовательных учреждений и вузов смогут пройти профессиональные пробы по профессиям, актуальным для развития лесной отрасли. Кроме того, ребята получат возможность встретиться с представителями профильных предприятий и посетить работающие производства, чтобы получить реальное представление об условиях работы в лесной промышленности. Завершится проект чемпионатом профессий «Кадровый резерв».

Кадровый резерв: перезагружать или начинать с нуля?

«В нашем регионе лесная отрасль играет одну из ведущих ролей. Становится обидно, когда выпускники неохотно идут на лесные направления подготовки. Мы хотели бы видеть мотивированных, талантливых студентов, которые в будущем стали бы ценными кадрами для лесной промышленности Архангельской области. Наш проект нацелен на эти задачи», — подчеркнула доцент кафедры лесопромышленных производств и обработки материалов САФУ Наталья Главатских.

«В настоящее время средний возраст специалистов лесной отрасли составляет около 40 лет, и эта цифра с каждым годом растёт. Нам нужны как новые инженерно-технические специалисты, так и представители рабочих профессий. Но самое главное, чтобы эти кадры были высококвалифицированными. Нам не хватает машинистов лесозаготовительных машин, водителей, механиков, мастеров на лесосеке. И проблема даже не в текучке кадров, а просто в их отсутствии на рынке труда.

Среди причин такой ситуации — низкий уровень престижа лесных профессий и неправильно сформированное о них представление. Наш проект должен изменить эту ситуацию», — отметила директор по персоналу ООО «Производственно-коммерческое предприятие «Титан» Анна Трофимова.

Разница поколений

Какой эффект дадут эти программы, покажет время. Пока стоит радоваться тому, что они запущены и реализуются. Однако тем, кто будет их осуществлять на практике или разрабатывать аналогичные проекты в будущем, стоит помнить о том, что у разных поколений очень отличается отношение к труду. В пример нынешней молодёжи ставят ветеранов лесного дела, рождённых в 1960-е, максимум в 1980-е годы, когда было принято всю жизнь посвящать одному делу (и часто одному предприятию) и достигать результатов долго и упорно, совершая трудовые подвиги.

Нынешняя молодёжь отнюдь не настроена на «долго и упорно», ей нужно зарабатывать здесь и сейчас. Не имея особых навыков, вчерашние студенты и даже школьники хотят иметь достойный заработок сразу после трудоустройства. Хорошо это или плохо — вопрос философский. Важно то, что это трудноосуществимо в лесном хозяйстве, по крайней мере, в том виде, в котором оно существует сегодня.


Текст: Мария Кармакова

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №4 2021

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Бренд ARMOS на «Мебель-2023»: надёжность мебели для... Два последних года для рынка франчайзинга были очень...
Читать онлайн
Новости

Бренд ARMOS на «Мебель-2023»: надёжность мебели для покупателей и бизнеса для партнёров

Два последних года для рынка франчайзинга были очень успешными. Кризис показал, что работать вместе с крупным и устойчивым партнёром куда безопаснее. К тому же, как рассказали нам эксперты ниши в отдельном материале, сложные события дали старт...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.