Исключаем слабое звено | Лесной комплекс
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
Ручной токарный рубанок

Исключаем слабое звено

Если начинающая хозяйка не умеет готовить борщ, вряд ли положение спасут хорошие продукты, современная плита и красивая посуда. Ничто не заменит тех навыков, что не набором фактов хранятся в памяти, а держатся, так сказать, на кончиках пальцев. Откуда они берутся? Знания, время и опыт — другого пути просто не существует. В том числе — в сфере деревообработки.

Бескорыстные выдумщики

И вот ведь в чем парадокс: много столетий подряд Россия рождает блестящие технические идеи, и в то же время о технологической отсталости наших производственных площадок еще недавно говорилось едва ли не чаще, чем сегодня о санкциях или курсе валют. Производительность труда во многих российских отраслях по сравнению с зарубежными коллегами меньше в разы. Это значит — во столько же ниже и конкурентоспособность отечественных товаров на мировых рынках. Чтобы выправить ситуацию, требуются современные технологии. А они, вместе с технологическими линиями, тоже завозятся из-за рубежа.

Между тем Россия может гордиться изобретением первого в Европе паровоза и первого в мире тепловоза. Русские впереди планеты всей осветили улицы своих городов электрическими фонарями, стали пионерами в создании теории для производства транзисторов, диодов и лазера. Это мы построили первый в мире трамвай, трактор на гусеничном ходу и даже велосипед. Не говоря уже о радио и космосе. Одним словом, никому не придет в голову ставить под сомнение интеллект россиян.

Так почему же на наших предприятиях импортные технологические линии, на сельскохозяйственных полях зарубежные комбайны, а в небе заморские самолеты? Зарубежные эксперты называют причину: мы не умеем монетизировать идеи. Придумать, изобрести, проявить смекалку — это да. Сказки, воспитавшие десятки поколений российских детей, здесь ставят точку: дальше героям везет как бы само собой. И как заработать капитал на идее, сказочные истории не объясняют. Быть может, поэтому слово «предприимчивый» в русском языке имеет скорее негативный оттенок.

Где тонко, там и рвется

Но, пусть и понемногу, дело выправляется. Приобретая высокопроизводительную импортную технику, российские предприятия, в том числе лесоперерабатывающие, ощутили естественный кадровый голод: кто-то же должен на этом оборудовании уметь работать. В противном случае кадровый вопрос станет слабым звеном всей технологической цепочки. А где тонко, там известно, что бывает.

Так вот, чтобы не рвалось, десять лет тому назад, когда отечественное лесное образование отмечало двухсотлетний юбилей, был разработан целый комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального обучения. Необходимость более активной подготовки квалифицированных кадров, особенно рабочих и специалистов среднего звена, стала очевидной сначала для работодателей, а потом и для отраслевых учебных заведений. Все согласились, что без стратегических изменений в образовании не получится соответствовать инновационному развитию экономики страны.

В ближайшей перспективе проблема подготовки «лесных» кадров обострится еще больше. Не только из-за повышения уровня сложности технических и технологических решений, но и в результате все более жестких экологических требований.

Деньги на полицию нашлись в лесу

В 2011 году на суд общественности были вынесены профессиональные стандарты третьего поколения по семнадцати отраслевым профессиям. Их разрабатывали не только учебные заведения, но и работодатели. Стороны признали, что без поддержки «лесному» образованию не только не нарастить качество, но даже не удержать существующего уровня.

Активное участие в разработке стандартов приняли и представители регионов: ведь любой специалист готовится на отдаленную, в 3-5 лет, перспективу. Поэтому задачу повышения эффективности системы профессионального образования необходимо решать с учетом развития территорий. Тем более, что в конце 2011 распоряжением Правительства РФ № 2413 более 700 федеральных техникумов и колледжей, подведомственных Минобрнауки, были переданы субъектам Российской Федерации. Среди них — полтора десятка техникумов и колледжей, готовящих специалистов для лесного хозяйства и промышленности.

Причина столь масштабных преобразований, по утверждению ряда экспертов, как ни странно, связана с переименованием милиции в полицию: таким образом правительство попыталось компенсировать расходы по переводу органов внутренних дел на полное финансирование из федерального бюджета.

От спички до коттеджа

Кадровый вопрос в 60-х годах прошлого столетия уже стоял остро перед отечественной лесной отраслью. Тогда она переживала бурное развитие, а это требовало большого числа грамотных специалистов.

Поэтому многие колледжи и техникумы отсчитывают свой возраст именно с этого периода. Но есть и такие учебные заведения, особенно в традиционно лесных регионах (Карелии и Архангельской области), которым перевалило за 80 лет.

Сегодня в 25 регионах России есть колледжи, обучающие специалистов с «лесным» уклоном. Всего в стране их около сорока. И в каждом таком учебном заведении есть специальность под шифром 250401 «Технологии деревообработки».

Технолог на любом производстве призван дать ответ на вопрос «как?». Если точнее: «Как сделать лучше, быстрее, с минимальными затратами?» Новый образовательный стандарт предусматривает три учебных блока.

Кроме общеобразовательных дисциплин (математики, информатики, экологии природопользования), будущий технолог почти четыре года, или почти три, учит так называемые общепрофессиональные предметы.

Инженерную графику, чтобы читать чертежи и схемы. Электротехнику, чтобы разбираться в оборудовании.

Материало- и древесиноведение. Иначе какой же из него технолог? А еще менеджмент, экономику, информатику, без которых немыслим мало-мальски приличный специалист. Ну и, наконец, предусмотренные стандартом специальные предметы: технология и организация деревообрабатывающего производства, технологическое оборудование, основы конструирования столярно-мебельных изделий, защитная обработка древесины.

Таким образом из 3000 учебных часов пятая часть отведена на общеобразовательные дисциплины, треть на общепрофессиональный модуль и 40% отдано на постижение собственно тонкостей ремесла. Может быть, именно поэтому, по мнению большинства практиков, выпускники колледжей лучше вузовских адаптируются на производстве, быстрее «въезжают» в процесс.

Стандарт третьего поколения

Хороший технолог в современном понимании — это специалист, как теперь модно говорить, обладающий определенными компетенциями. Не вдаваясь в тонкости, которых в работе с деревом великое множество, переработку древесины условно можно разделить на три основных операции, предшествующих любому производству: сначала дерево рубят, потом пилят и сушат. Далее технологические цепочки расходятся в зависимости от того, во что в итоге суждено превратиться бревну: строительный материал, фанеру или бумагу.

Именно на этом, третьем, этапе сушки, когда в структуре дерева происходят сложные процессы, умелым обращением можно нивелировать недостатки исходного материала. Или, наоборот, непрофессиональными решениями испортить хороший лес.

Именно здесь проявляются подлинные знания и понимание всех тонкостей работы с деревом. Ведь это только считается, что сушит аппаратура, где основные характеристики заданы автоматически. На самом деле, несмотря на автоматизацию процессов, все зависит от технолога, его умения выбрать верные параметры программы, предугадать поведение пиломатериала, скомпоновать «близкие по духу» доски, правильно их уложить в штабель и подобрать оптимальный режим сушки. То есть ощутить процесс буквально кончиками пальцев: именно от этого зависит состояние готовой продукции на выходе. И ее качество, как мантра, как энергетический посыл, переходит потом в каждое изделие: от спички до коттеджа.

Региональная специфика

Стандарт гласит: хороший технолог любит свою работу и самостоятелен в принимаемых решениях. Он находит оптимальные варианты достижения нужных параметров, прекрасно ориентируется в многочисленных технологиях и режимах, всегда в курсе новинок. Владеет системами автоматизированного проектирования (САПР), составляет технологические карты (делай «раз», делай «два», делай «три»…) и организует технологический процесс, рассчитав оптимально необходимое количество оборудования, сырья и материалов. Следит за качеством, чтобы оно на каждом этапе соответствовало техдокументации.

Однако Россия страна большая. И, несмотря на единый образовательный стандарт, специфика подготовки технологов деревообработки в каждом регионе все-таки своя. Например, технолог с юга, где растет лучший в мире дуб, должен знать, что эта ценная твердая порода дерева требует терпения и контроля не менее десяти параметров сушки.

Чего хочет работодатель?

Если раньше основной объем сушки приходился на большие сушильные цеха крупных предприятий, то сегодня на рынке присутствует множество малых переработчиков с одной-двумя камерами небольшой емкости. Вместе с тем рынок предъявляет все более жесткие требования к качеству дерева.

Низкое качество сушки из-за слабой технологической подготовки специалистов приводит к неравномерному распределению влажности. Эта проблема может долгое время не давать о себе знать и проявиться тогда, когда готовое изделие уже эксплуатируется.

Поэтому работодатель ищет специалистов с пристрастием. И, судя по объявлениям рубрики «Требуются», готов платить деньги тому, кто, во-первых, имеет практический опыт, и, во-вторых, способен управлять не только типовыми технологиями, но и при необходимости создавать основу для эксклюзивных изделий на заказ.

Собственно, сегодня каждый случай уникален, ведь способов профессиональной сушки древесины много: конвективная, атмосферная, вакуумная, СВЧ, камерная, конденсационная. И для технико-экономического обоснования проекта уже недостаточно двух-трех обобщающих факторов, как раньше. Теперь технолог сушильной камеры рассматривает каждую партию древесины, как единственный в своем роде.

На «цифру» надейся, а на практику нажимай

Если говорить о переменах в подготовке специалистов среднего звена в целом, то здесь явно наметилась тенденция более гибкого образования. Это дистанционное обучение, разбивка учебного процесса на модули, активное внедрение Интернет-технологий.

Все эти новшества постепенно перестраивают учебный процесс, превращая привычные колледжи и техникумы в учебные заведения цифрового типа. Но специфика именно «лесного» образования такова, что никакая «цифра» не заменит практики. Поэтому все отраслевые колледжи и техникумы имеют учебно-опытные лесные участки, технику для работы в лесу, тренажеры, необходимые для отработки практических навыков.

Еще одна тенденция: на смену коллективным формам обучения приходят индивидуальные, когда студент становится самостоятельнее, и у него появляется больше свободы выбора для творчества и формирования приемлемых методов обучения.

Представитель компании Muhlbock в России Михаил Шестак
Представитель компании Muhlbock в России Михаил Шестак

«Сегодня многие специалисты, работающие с оборудованием для сушки древесины, имеют либо «смежное» образование, то есть обучались по другой специальности, либо не имеют профильного образования в отрасли деревообработки вообще. Особенно остро вопрос стоит на небольших предприятиях. Их руководство часто возлагает функции технолога на операторов сушильного комплекса, ошибочно полагая, что раз процесс сушки автоматизирован, то и профессиональная подготовка специалистов не является обязательной.

На территории России работает не так много ВУЗов, где готовят специалистов по деревообработке. Но в них собран действительно сильный преподавательский состав. И это дает возможность студентам получить фундаментальную теоретическую базу и стать высококлассными специалистами.

Однако в вопросе подготовки кадров есть две очевидные проблемы. Первая — невысокие зарплаты в отрасли в целом приводят к нежеланию молодых людей работать по специальности: ресурс знаний преподавателей оказывается не востребован и со временем может быть просто утерян. Вторая — низкое материальное обеспечение ВУЗов не позволяет обучать студентов на современном оборудовании, то есть не дает практического опыта, особенно важного в сушке древесины.

Что делать? На мой взгляд, необходимо налаживать активное сотрудничество руководителей деревообрабатывающих компаний с учебными заведениями. Будущие специалисты должны вживую видеть, как идет технологический процесс на производстве, видеть древесину своими глазами, на практике учиться анализировать графики сушки и соответствующие им режимы. Я считаю, что вопрос не имеет положительного финансового ожидания для бизнеса, а лежит скорее в «морально-патриотической» плоскости сознания владельцев предприятий.

Muhlbock производит сушильное оборудование для древесины, поэтому напрямую заинтересована в наличии профильных специалистов высокого уровня. На базе компании в Австрии работает целый отдел, занимающийся исключительно сушкой древесины. Кроме того, ежегодно в России мы проводим недельный курс обучения по сушке древесины для компаний, использующих наше оборудование. В процессе учебы российские специалисты улучшают теоретическое понимание основ процесса удаления влаги из древесины, учатся правильно «читать» протоколы сушки и делятся друг с другом практическим опытом работы с породами, произрастающими на территории от Калининграда до Владивостока», — рассказывает представитель компании Muhlbock в России Михаил Шестак.

Текст: Елена Баева

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №2 2015

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

LEUCO: деревообработка по принципу золотого сечения На Woodex 2023 компания LEUCO представила инструмент с...
Читать онлайн
Новости
Hausmesse-2023

Meusburger Новтрак вновь собирает гостей со всей России на масштабной домашней выставке!

16-18 июня в Великом Новгороде пройдет домашняя выставка «Hausmesse-2023» — масштабное мероприятие для специалистов, деятельность которых связана с грузоперевозками! Компания Meusburger Новтрак придерживается нестандартного подхода как в...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.