Вопрос инфляции цен на продукты производства с каждым годом не теряет своей актуальности, и лесная отрасль не является исключением. На сегодняшний день цена на продукцию глубокой переработки достигла докризисного уровня и продолжает расти. При этом поменялась структура импорта и экспорта. Россия закупает продукцию глубокой переработки в два раза больше, чем продает, при этом обладая самыми большими запасами леса (сырьевой базой).
Еще более актуальный вопрос: почему при увеличивающихся ценах на продукты глубокой переработки российские предприятия не могут удовлетворить внутренний спрос?
Ответ кроется в эффективности работы этих предприятий, а точнее, в неэффективном расходе сырья при производстве. Российские предприятия уступают западным компаниям в эффективности переработки леса в 1,5–2 раза.
Средний расход пиловочного сырья на 1 м3 продукции глубокой переработки у нас составляет 2,2–2,4 м3, в Финляндии — 1,4 м3, в США — 1,6 м3. В результате Россия занимает лишь 11-е место по уровню переработки древесины при том, что спрос на продукты глубокой переработки возрос в среднем на 18–30% за 2013 год.
В настоящий момент рост цен и объемов потребления произошел и ожидается на рынках целлюлозно-бумажной продукции, деревянного домостроения, лесохимической продукции и топливно-энергетического топлива из древесного сырья.
Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, Правительство РФ разработало «Концепцию развития лесопромышленного комплекса РФ в период до 2020 г.». Согласно документу, помощь регионам будет оказываться при реализации приоритетных инвестиционных проектов РФ в виде выделения лесных участков на льготных условиях и возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам.
Также на ситуацию положительно повлияло повышение пошлин на продажу круглого леса в 2009 г. Сегодня цена на рынке продуктов глубокой переработки из древесины может снизиться при одном условии: если уже существующие предприятия смогут удовлетворить внутренний спрос.
После вступления России в ВТО новые предприятия создавать и развивать уже нет времени, а уже существующие — почти не способны увеличить объемы производства с эффективной структурой затрат без потери качества. В любом случае на рынке не избежать конкуренции от зарубежных компаний, которая будет только усиливаться.
Для снижения цены российским предприятиям необходимо повлиять на основные факторы, влияющие на цену: объем сырьевой базы, используемая технология, доступность денежных средств, транспортное «плечо», объем государственной поддержки.
• Чем больше лесной участок (сырьевая база), тем дешевле кубометр сырья. Необходимо помнить, что большой участок требует и большей арендной платы и сопутствующих работ по его освоению.
• На сегодняшний день спроектировать весь процесс заготовки пиловочника и производства продукции глубокой переработки не составляет труда, так как в России продается любая техника мировых производителей, способная удовлетворить самый изысканный вкус. Остается только вопрос оптимальной загрузки производственных мощностей и грамотной логистики.
• Высокая стоимость кредитных ресурсов обусловлена высокой процентной ставкой, а также большим объемом первоначального взноса от всей стоимости проекта. В коммерческих банках собственнику предлагают внести до 30% средств от всей стоимости проекта. В государственных банках это цифра колеблется от 20%. Редко опускается до 15%.
Учитывая выше перечисленные факторы, можно утверждать, что у компаний, которые только входят на рынок, резерва для снижения себестоимости нет. Факторный анализ проектов предприятий глубокой переработки показал, что основные статьи затрат — это проценты за кредит, амортизация, транспортные расходы и затраты на запчасти.
Государственная поддержка и субсидии не способны компенсировать эти расходы. Хотя в некоторых субъектах РФ для приоритетных инвестиционных проектов отменены почти все местные налоги и сборы. В условиях дефицита бюджета большинства субъектов РФ помощь предприятиям лесного комплекса будет сокращена.
После вступления в ВТО пошлины на продажу круглого леса упали, и на рынке формируется дефицит круглого леса, а следовательно, повышение цены за сырье. Уже в ноябре 2013 года на сайте компаний производителей на клееный профилированный брус (сосна, лиственница), доску пола (лиственница экстра), мебельный щит (береза экстра) цены повысились, а на остальную продукцию повышение произошло с января 2014 года.
На данный момент цены достигли докризисного уровня и в условиях наступающего кризиса снижаться не будут по выше перечисленным причинам.
Текст: кандидат технических наук, доцент Института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского Федерального Университета Сергей Масаев и директор ООО Фирма «Мастер» Юрий Харлов
Meusburger Новтрак вновь собирает гостей со всей России на масштабной домашней выставке!
16-18 июня в Великом Новгороде пройдет домашняя выставка «Hausmesse-2023» — масштабное мероприятие для специалистов, деятельность которых связана с грузоперевозками! Компания Meusburger Новтрак придерживается нестандартного подхода как в...
Читать далее...
«Экстру-Тех»: гарантия качества и обширный сервис
Современные потребители практически не ограничены в выборе расцветок и фактур дверных и оконных конструкций, отделочных профилей из ПВХ, МДФ или алюминия. Однотонные или с «древесным» рисунком, матовые или глянцевые, почти зеркальные — решения...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.