Экспорт в Японию или Южную Корею: топливная щепа или пеллеты? | Лесной комплекс
Оптимизируйте производство
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Создайте эффективную систему бюджетирования и финансового планирования.
Оптимизируйте логистику лесообеспечения и готовой продукции. Обеспечьте отгрузки продукции клиентам точно в срок с системой планирования со встроенными инструментами оптимизации.
Ознакомьтесь с предложениями экспертов Columbus.

Подробнее Свернуть
ЭКСПОРТ В ЯПОНИЮ И ЮЖНУЮ КОРЕЮ: ТОПЛИВНАЯ ЩЕПА ИЛИ ПЕЛЛЕТЫ?

Экспорт в Японию или Южную Корею: топливная щепа или пеллеты?

Восточноазиатскому рынку топливной биомассы предсказывают стремительный рост — для этого есть все основания.

Во-первых, густонаселённые регионы постепенно снижают свою зависимость от ископаемых видов топлива, особенно от угля, и увеличивают долю альтернативной энергетики.

Во-вторых, главные потребители топливной биомассы и древесных топливных гранул в регионе — Япония и Южная Корея — имеют высокий платёжеспособный спрос, а население этих стран делает запрос на экологически чистую среду, так как ситуация с загрязнением воздуха принимает ужасающие масштабы.

В-третьих, растёт потребление энергии, и то, каким будет баланс энергоносителей и структура энергогенерации в будущем, определяется уже сейчас.

Указанные тенденции касаются всех стран Азиатского региона. Фокус направлен на Японию и Южную Корею потому, что они формируют премиальный потребительский рынок с высокими ценами и устойчивым спросом.

В отличие от них, рынок топливной биомассы Китайской Народной Республики пока нельзя назвать развитым, хотя он и очень большой. Однако эксперты ждут политического решения о повороте Китая в сторону «зелёной энергетики» — это кардинально изменит ситуацию. Но пока Китай не может предложить высоких цен на топливную биомассу, обладая значительными ресурсами в виде быстрорастущих тропических растений.

Ближайшие рынки

Многие лесоперерабатывающие предприятия Восточной Сибири и Дальнего Востока имеют значительные объёмы древесных отходов — щепы, обрезков, опилок, стружки, горбыля — и рассматривают различные способы их эффективной утилизации.

Как вариант — экспорт на ближайшие премиальные рынки в Японию или Южную Корею в виде топливной щепы или агломерированного топлива (древесных гранул). С учётом девальвации рубля такое решение проблемы может быть экономически эффективным, востребованным и позволит получать дополнительную валютную выручку и возмещать НДС из бюджета. Оба продукта не облагаются экспортной пошлиной.

Почему не рассматривается производство и экспорт брикетов? Они не применяются (или ограниченно используются) при промышленном производстве тепловой и электрической энергии, а щепа и пеллеты ориентированы в основном на промышленное использование.

Однако у российских лесопереработчиков остаётся ряд вопросов. Какова ёмкость рынка сбыта топливной щепы и топливных гранул на японском и южнокорейском рынках? Каковы цены на эти виды продукции? Какие существуют ограничения по входу на рынок?

Ответ на эти вопросы базируется на анализе указанных рынков специалистами ООО «Национальное лесное агентство развития и инвестиций» и позволит определить экономический и практический смысл экспорта этих категорий топлива, а также целесообразность переработки древесных отходов топливного назначения в древесные топливные гранулы для некоторых лесоперерабатывающих предприятий.

Японский рынок

Пеллеты

Японский рынок электроэнергии — второй в мире по объёмам выработки. Долгое время Япония не выглядела серьёзным игроком на региональном рынке древесных топливных гранул.

Основой национального энергетического рынка выступала атомная энергия и ископаемые виды топлива, однако после аварии на Фукусиме в 2011 году правительство приняло решение о постепенном выводе из строя других атомных блоков. Естественно, что выпадающие энергетические мощности должны быть чем-то заменены.

Опубликованы амбициозные планы по увеличению генерирующих мощностей на древесных топливных гранулах:

  • энергостанция Канда Гоудоу Гаиша (подразделение Канзай Электрик Пауэр) в Канда Мачи, мощностью 75 МВатт;
  • энергостанция Ан Обайфши в Камису-ши, мощностью 50 МВатт;
  • энергостанция Ренова в Канда Мачи, мощностью 75 МВатт;
  • энергостанция еРекс в Оита, мощностью 300 МВатт (которая будет крупнейшей в мире);
  • энергостанция Осака Газ в Содегара, мощностью 75 МВатт;
  • энергостанция Эквис Биоэнерджи в Такаока-ши, мощностью 50 МВатт.

Потребление древесной биомассы поддерживает государственная программа FIT (Feed In-Tariff), которая стимулирует использование возобновляемых источников энергии. Но эти рабочие проекты — всего лишь вершина айсберга. Японское правительство анонсировало создание дополнительных мощностей в 3,4 ГВатта на биомассе.

Структура стран-поставщиков древесных топливных гранул в Японию в 2019 году и динаика производства, экспорт и импорт ДТГ в Японию, тонн

Безусловно, для генерации этой энергетической потребности будут использоваться не только пеллеты, но тем не менее спрос на топливные гранулы существенно возрастёт.

В июле 2012 года власти Страны восходящего солнца поставили цель достичь 25–35% генерации всей энергии на основе возобновляемых источников и обязали дистрибьюторов электроэнергии закупать её по ценам, установленным на 10–20 лет.

Общий план развития японской энергетики был подписан в июле 2018 года. Он имеет перекос в сторону угольной генерации и неадекватные требования к солнечной генерации, однако в конечном счёте позитивно влияет на увеличение использования древесной биомассы.

Внутреннее производство древесных топливных гранул довольно невелико, хотя в стране действует порядка 145 производств суммарной мощностью 125 тысяч тонн в год. Большинство заводов производит от 100 до 1000 тонн в год, что заставляет надеяться исключительно на внешних поставщиков. Основные поставщики пеллет на японский рынок — Канада, Вьетнам и Малайзия.

Несмотря на рост потребления топливных гранул, в Японии их существенным конкурентом выступает шелуха пальмовых зёрен — сухой материал, который легко транспортируется и сразу может быть использован для сжигания.

Его поставляют в основном из Индонезии и Малайзии. Что касается топливной биомассы, то Япония в год импортирует порядка 13 млн тонн.

Основной объём представлен лиственными породами (80–90%), и доля хвойных пород незначительна, при этом цены на хвойную щепу выше. Стандарты качества очень высоки, что выражается в довольно высоких ценах (особенно по сравнению с Южной Кореей). Основные поставщики щепы в Японию — канадские и американские компании.

Рынок Южной кореи

Топливная щепа

Южная Корея выступает самым прогрессивным игроком на рынке древесных топливных гранул в Восточной Азии. Объём потребления пеллет составляет порядка 4 тонн в год.

Государственная программа по стимулированию перехода котельных на биомассу (RPS — Renewable Portfolio Standard) предполагает полный переход ряда котельных на древесные гранулы, ввод новых мощностей на этом виде топлива или совместное сжигание пеллет и угля.

В ближайшей перспективе ожидается ввод следующих энергетических объектов:

Структура стран-поставщиков древесных топливных гранул в Юж. Корею в 2019 году и динаика производства, экспорт и импорт ДТГ в Юж. Корею, тонн
  • переоборудование второй угольной Корейской Юго-Восточной Станции (Koen) в Йондоне, мощностью 125 МВатт;
  • проект станции Komipo в Кун-сане, мощностью 75 МВатт;
  • совместный проект строительной компании Hanyang и государственного атомного оператора KNHP в Кванъяне, мощностью 75 МВатт;
  • проект SMG Energy S1 в Кунсане, мощностью 100 МВатт;
  • проект CGN в Дусане, мощностью 109 МВатт;
  • проект GS EPD в Танжине, мощностью 105 МВатт;


С учётом прогнозируемых мощностей ожидается, что к 2021 году объём потребления древесных топливных гранул возрастёт до 6 млн тонн в год. А к 2030 году, согласно уже упоминавшейся госпрограмме PRC, доля энергии с использованием возобновляемых источников должна составить 20%.

Однако в конце 2018 года были приняты поправки в пользу биомассы и древесных гранул, произведённых в Южной Корее, регламентирующие, что к 2021 году доля местного биотоплива должна составить до 30% потребления.

В настоящее время в Южной Корее работает 24 производства древесных топливных гранул с общей мощностью 470 тысяч тонн в год. Основной объём принадлежит компании SY Energy в Чхунч-хон-пукто — 300 тысяч тонн в год, однако это предприятие имеет проблемы с загрузкой производственных мощностей.

И всё же, несмотря на наращивание собственных производственных мощностей, порядка 70–80% потребности Южная Корея может обеспечить только за счёт импорта.

Южная Корея импортирует около 3,5 млн тонн топливной щепы в год (более 90% из лиственных пород). При этом цены довольно низкие. Сейчас стоимость топливной щепы существенно упала, а цена на пеллеты выросла. Сложно сказать, стало ли это результатом политики в пользу агломерированного топлива и ухода от топливной биомассы. В любом случае целесообразность поставок топливной щепы в Южную Корею снижается.

Цены

Уровень цен на древесные топливные гранулы и топливную щепу в Японии в 2019 году
Уровень цен на древесные топливные гранулы и топливную щепу в Японии в 2019 году
Уровень цен на древесные топливные гранулы и топливную щепу в РФ и Вьетнаме в 2019 году
Уровень цен на древесные топливные гранулы и топливную щепу в РФ и Вьетнаме в 2019 году
Уровень цен на древесные топливные гранулы и топливную щепу в Южной Корее в 2019 году
Уровень цен на древесные топливные гранулы и топливную щепу в Южной Корее в 2019 году

Несмотря на бурный рост, японский рынок не предлагает на древесные топливные гранулы цен, сопоставимых с европейскими. То, что стоимость пеллет практически соответствует стоимости топливной биомассы, — основная проблема для всех потенциальных российских экспортёров.

В таких условиях у российского производителя нет стимула перерабатывать древесные отходы в топливные гранулы с прицелом экспортировать их в Японию, с учётом того, что агломерирование требует значительных инвестиций и затрат на производственный процесс.

При сопоставимых ценах это экономически нецелесообразно. Потенциальная экономия кроется в транспортных затратах, но всё зависит от плеча доставки.

В свою очередь, южнокорейские потребители ориентированы на покупку древесных топливных гранул и топливной щепы самой низкой ценовой категории и выставляют низкие требования к продукции, что позволяет заходить на рынок всем заинтересованным игрокам. Но на этом рынке активно действуют поставщики из Вьетнама (62% на 2019 г.) с минимальной себестоимостью производства пеллет в регионе.

Они формируют так называемую цену отсечения для других поставщиков. Средняя цена продажи топливных гранул в портах Вьетнама на условиях FOB составляет 80–85 USD/т, а с учётом доставки в порты Южной Кореи цена достигает 100–115 USD/т (условия CIF/CFR).Именно по такой цене поставляет свою продукцию ООО «СП Аркаим».

Другим механизмом снижения цены на пеллеты является тот факт, что национальная государственная программа PRC позволяет использовать не только древесные топливные гранулы, но и другие агломерированные заменители из растительных полимеров. Это позволяет энергостанциям расширить базу поставщиков и снижать цену.

Российские производители однозначно проиграют азиатским конкурентам в этой борьбе. И если на текущий момент из-за девальвации рубля это не так заметно, то в случае его укрепления этот факт станет очевиден.

Для сравнения, средняя цена древесных топливных гранул в порту Санкт-Петербурга на условиях FOB составляла 118 EUR/т, что с учётом курсовой разницы на 62,5% ниже европейского уровня цен.

Это основная причина, по которой производители древесных топливных гранул, несмотря на большую удалённость, поставляют свою продукцию по железной дороге в порты северо-запада России, а не в дальневосточные.

Так поступают ООО «ДОК «Енисей» (Красноярский край), АО «Новоенисейский ЛХК» (Красноярский край), ООО «Русфорест Магистральный» (Иркутская область) и другие предприятия Восточной Сибири.

Вход на рынки: барьеры

Японский рынок сильно монополизирован. Вход на рынок возможен только через крупные торговые дома или корпорации, но для того чтобы начать с ними предметный разговор, необходимо предложить к поставке определённый объём продукции стабильного качества и выдерживать строгие графики. В противном случае дело не сложится.

Стоит учесть, что японский бизнес сильно политически ангажирован. В этой связи закупки топливных гранул у США или Канады как стратегических союзников более оправданы и будут поддерживаться на высоком уровне.

Южнокорейский бизнес не имеет такой значительной привязки. Хотя этот рынок тоже монополизирован, но есть возможность работать с относительно небольшими компаниями-операторами, поэтому вход для новых игроков менее сложен, что подтверждается стабильными поставками пеллет из России.


Текст: Национальное лесное агентство развития и инвестиций

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №1 2020

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Новости
трубоукладчики Shantui

Трубоукладчики Shantui: время надёжной техники

Бренд SHANTUI давно зарекомендовал себя на российском рынке в качестве производителя надёжной и, что немаловажно,...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.