Сплав леса: перезагрузка | Лесной комплекс
Оптимизируйте производство
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Создайте эффективную систему бюджетирования и финансового планирования.
Оптимизируйте логистику лесообеспечения и готовой продукции. Обеспечьте отгрузки продукции клиентам точно в срок с системой планирования со встроенными инструментами оптимизации.
Ознакомьтесь с предложениями экспертов Columbus.

Подробнее Свернуть
лесосплав

Сплав леса: перезагрузка

До Перестройки сплав древесины был традиционно наиболее распространённым способом доставки леса с заготовительных участков на перерабатывающие комбинаты. Он самый дешёвый, а в некоторых случаях и вовсе единственно возможный. В последние 20 лет сплав заменили на транспортировку лесовозами, и идею возобновить доставку древесины по воде многие лесозаготовители не воспринимали всерьёз, а то и вовсе считали абсурдной. Однако в последнее время некоторые предприятия снова возвращаются к такой практике. И их становится всё больше.

В Архангельской области лесосплав по сей день — один из основных способов доставки сырья. Многие деревообрабатывающие предприятия доставляют лес плотами и на баржах, а Северную Двину считают крупной транспортной артерией.

Госсовет Коми в прошлом году выступил с инициативой и предложил лесозаготовительным предприятиям республики воспользоваться примером соседнего региона и тоже возродить сплав древесины. Помимо того, что этот способ до сих пор остаётся наиболее рентабельным, по мнению республиканских властей, он поможет сохранить автомобильные дороги, которые лесовозы разбивают из года в год. Учитывая прогноз, что правительство России также намерено возродить лесосплав, на совещании предположили вариант возможной поддержки — выделении средства на дноуглубительные работы. Насколько обоснованы такие предположения, судить сложно. Однако и без дополнительного финансирования некоторые предприниматели уже сейчас готовы освоить речной вид транспортировки.

Руководитель компании «Северо-Западный лесной терминал» Николай Балин сообщил позже нашим коллегам из «Комиинформ», что предприятие прорабатывает вопрос о запуске лесосплава древесины со стороны Корткеросского района к «Монди СЛПК» — основному покупателю сырья.

Вниз по Ангаре

В последние несколько лет крупные компании Сибири тоже снова стали проявлять интерес к доставке древесины с помощью сплава. Так, в 2017 году крупная сибирская компания «Краслесинвест» впервые в своей истории осуществила сплав лесосырья плотами по Ангаре. До этого момента всю заготовленную древесину вывозили с делянок автотранспортом. Сейчас на предприятии реализуют комплексную программу бесперебойной поставки древесины на завод, в которую включён и сплав древесины в плотах с наиболее удалённой лесосырьевой базы в Кежемском районе Красноярского края.

Сплотка осуществляется на расстояние в 150 км. В зависимости от уровня воды каждый плот состоит из 6 000 – 6 500 кубометров древесины. Для того, чтобы сохранить качество сырья, после транспортировки по реке брёвна не отправляли на склад, а сразу же по прибытии они шли на распиловку.

В 2018 году планируется доставить по Ангаре 200 000 м3 пиловочного сырья — это в два раза больше, чем в прошлом. Первый плот на рейд приплава «Краслесинвест» уже доставлен.

Работы по разбору плота, приёмка лесосырья идут круглосуточно. Строго контролируют расстановку техники и персонала, качество работ на участке. Для удобства сотрудников оборудовали вагончик.
В соответствии с требованиями Водного Кодекса РФ и договором водопользования, «Краслесинвест» разработал и реализует программу регулярных наблюдений за состоянием определённого участка акватории Ангара и его водоохраной зоной, в которую входят наблюдения и анализ состояния водоохраной зоны, качества воды. Также идёт подготовка к выпуску в реку популяции мальков хариуса и осетра.

Заготовку леса для сплава ведёт авторитетная подрядная организация ООО «Карат-Лес». Услуги по проводке, транспортировке и постановке плотов предоставляет Енисейская сплавная контора.

Ярцевский филиал — в передовиках

А вот для Лесосибирского ЛДК №1 сплав – вполне традиционный способ транспортировки леса. Сезон навигации для предприятия начинается каждый год примерно в одно и то же время — в начале мая. Объём древесины, доставляемой на комбинат с лесозаготовительных участков по воде, весьма внушительный, и составляет порядка 900 кубометров заготовленного зимой леса.

Навигация-2018 для Лесосибирского ЛДК №1 стартовала 27 апреля. В этот день рейд комбината принял первую баржу «Рудовоз-11» с грузом свыше 1000 м3 пиловочного сырья из села Язаевка Большемуртинского района.

В общей сложности, собственные лесозаготовительные филиалы комбината в текущем году подготовили к сплаву около 500 000 м3 круглого леса. Передовиком традиционно является старейший и самый крупный Ярцевский филиал, который в этом году планирует отправить более 200 000 м3 сырья. Ещё по 140 000 м3 готовят к сплаву Тагаринский и Шиверский филиалы.

В дополнение к древесине собственной лесозаготовки на комбинат ждут по реке около 350 000 м3 кругляка, заготовленного сторонними организациями. Треть от общего объёма леса планируют доставить баржами, а остальной будет поступать плотами до конца августа.

Подготовка флота к навигации — отдельная тема. Слаженная команда комбината провела большую предварительную работу по ремонту и техническому обслуживанию судов, решила вопросы со своевременной поставкой ГСМ, обеспечением пожарной безопасности. Все суда прошли масштабный капитальный ремонт и соответствуют требованиям Российского речного регистра.

И всё же, несмотря на некоторые попытки вернуться к практике сплава леса, такого масштаба, как это было в СССР, нам никогда не добиться. К сожалению, или к счастью.

Как это было

С наступлением весны, после того, как проходил ледоход, реки по всему Советскому союзу превращались в огромные многокилометровые коридоры из брёвен. Смотришь на старые фотографии и кажется, будто реки до краёв заполнены деревянными плотами.

Чтобы хоть немного представить себе размах лесосплава, достаточно назвать всего один факт. Только представьте себе: в 1970-е годы древесину сплавляли по 85 рекам — свыше ста миллионов кубометров в год.

К делу относились не только с энтузиазмом, но и со всей серьёзностью. Для обучения речников и работников лесозаготовительных производств в Ленинграде создали профильный институт Лесосплава. Забытые сейчас профессии сплавщиков и плотогонов были в чести. Они требовали не только сноровки и физической силы, но и досконального знания течения и специфики реки. А у каждой из них свой характер, свой норов.

Способ транспортировки по воде в большинстве случаев даже не обсуждался. Он был не просто приоритетным. А единственно возможным. Если говорить о Сибири, то и сейчас мы не вполне довольны качеством и количеством автодорог, а в 1960-70 годы, как говорят старожилы, дорог не было вовсе — были только направления. Отсюда в то время и получили такое развитие водный и авиационный транспорт.

Если вернуться к лесозаготовке, то основной объём работ проводился зимой, после чего лес вывозили на берег замерзшей реки, где он ждал своего часа. А весной, в половодье, сплавщики спускали брёвна на воду.

Существует несколько видов сплава леса.

Молевой. Когда стволы при наступлении паводка сталкиваются в воду, и они плывут по течению к месту задержания — запани.

Плотовой. Все стволы связывают в плоты, которые прикрепляют к тягачам или направляют по течению плотогоны.

Кошельный. Осуществляется, как правило, на небольшие расстояния суднами. Несвязанные брёвна помещают в специальные плавучие ограждения — кошели.

Четвёртый вид транспортировки леса по воде — внутри судов. Он применяется, но считается уже не столь экономичным.

Лесные утопленники

«Основные причины потерь при молевом сплаве: пуск в сплав неподготовленной древесины тяжёлых хвойных и лиственных пород (лиственница, осина, берёза), плохое оснащение сплавной трассы, несоблюдение правил и сроков проведения лесосплавных работ, перегрузка реки», — считает заведующий кафедрой использования водных ресурсов СибГУ им. М. Ф. Решетнёва Александр Пережилин.

Молевой сплав в России сейчас запрещён. Соответствующее решение утверждено в 1995 году вместе с принятием Водного Кодекса. Причина запрета очевидна: при молевом сплаве свободно плывущие по реке брёвна быстро намокают и опускаются на дно. Чтобы представить себе масштабы проблемы, достаточно учесть: потери древесины при молевом сплаве, по мнению экспертов, составляли до 5% от объёма. А если к этим цифрам добавить леса, затопленные при строительстве ГЭС…

При большом объёме спускаемых одновременно деревьев стволы наносят огромный ущерб речной экосистеме. Со временем, они начинают гнить и отравляют воду. Кроме того, невыловленные и торчащие из воды брёвна представляют опасность для речных судов. Есть мнение, что затонувшая древесина, десятилетиями лежавшая на речном дне, приобретает свойства морёной, за счёт чего её стоимость резко возрастает. Специалисты лесной отрасли считают такие заявления беспочвенными, поскольку морение леса происходит в результате выдержки здоровой древесины, не подвергшейся гниению в толще воды без доступа воздуха. Бесспорно одно: чтобы поднять «лесных утопленников» со дна, необходимы баснословные средства и пока что желающие вкладывать деньги в столь сомнительное, с экономической точки зрения, мероприятие в очередь не стоят.

И всё же, учёные считают, что сплав леса влияет на экосистемы водных объектов не только отрицательно, но и положительно.

Всегда на плаву

лесосплав

Как нетрудно понять из названия, для Енисейской сплавной компании сплав леса — основной вид деятельности. Кредо, если можно так выразиться. Это одно из старейших предприятий Красноярского края, основанное в далёком 1934 году, 70 лет занимается организацией и координацией лесосплавных работ.

В 80-х годах двадцатого века Енисейская сплавная контора по объёму лесосплава занимала второе место в стране после Керченского рейда на Каме, сплавляя до 6 млн м3 леса.

Предприятие формировало транзитные плотокараваны на Крайний Север, доставляло лес на деревообрабатывающие предприятия Маклаково и Новоенисейска.

Как и в те далёкие годы, и сейчас, сохранив своё историческое название, Енисейская сплавная контора оказывает услуги по проводке плотов, производит отгрузку круглого леса, лесоэкспортным и другим предприятиям Лесосибирска и Нижнего Приангарья, выполняет паромные перевозки через Енисей для предприятий Мотыгинского района. Неслучайно выбрано месторасположение конторы: посёлок Стрелка до сих пор является стратегическим транспортным узлом Ангаро-Енисейского бассейна.

Благодаря тому, что удалось сохранить деловые связи с крупными деревообрабатывающими предприятиями Лесосибирска, Красноярска и территорий Крайнего Севера, сплавная контора развивает новые виды деятельности, а вместе с тем поддерживает жизнедеятельность поселка, поскольку «Енисейская сплавная контора» до сих пор является градообразующим предприятием.

Мнение

заведующий кафедрой
Александр Пережилин, заведующий кафедрой использования водных ресурсов СибГУ им. М. Ф. Решетнёва

«После прекращения молевого лесосплава сотрудники кафедры использования водных ресурсов СибГУ им. М. Ф. Решетнева в 1990-1995 гг. провели научно-исследовательские работы и обследовали реки Красноярского края и Иркутской области. В результате чего был сделан вывод, что объём затонувшей древесины составил более 450 000 м3.
Повторные обследования в 2004 году на реках Мана и Колба подтвердили предположение о незначительности произошедших изменений, т. к. основная доля приходилась на древесину лиственницы и располагалась в труднодоступных местах.

Кроме того, объёмы разнесённой в устье р. Енисей древесины по разным источникам колеблются от 0,4 до 1,5 млн м3.

Однако больше всего леса было затоплено в ложах водохранилищ ГЭС Ангаро-Енисейского бассейна – более 32 млн м3 по причине экономической нецелесообразности вырубки на участках с незначительными запасами древесины и большими уклонами, а также из-за несоблюдения установленных сроков. Так, на Братском водохранилище подготовленную и уложенную вдоль берегов при лесосводке древесину не успели вывезти из-за ускорения темпа гидростроительства.

Плавающая и затопленная древесина, несомненно, является источником засорения и загрязнения водных объектов, но негативное отношение большинства населения базируется на субъективных фактах, в большинстве случаев, не находящих подтверждения. О вредном влиянии лесосплава заговорили тогда, когда в реках резко сократились уловы рыбы, не учитывая при этом влияние других видов водопользования.

Плавающая и затопленная древесная масса как физическое тело оказывает механическое воздействие на водохозяйственные объекты:
— забивая защитные решетки, снижает производительность и представляет непосредственную угрозу безопасности гидротехнических сооружений;
— представляет опасность для судоходства, особенно для судов на подводных крыльях;
— нарушает естественные условия среды обитания рыб;
— скопившаяся в заливах и разнесённая по берегам древесная масса снижает привлекательность их как зон активного отдыха и туризма.
Вещества, экстрагируемые водой из древесины, состоят в основном из следующих типов соединений:
— многоатомные фенолы, так называемые дубильные вещества, или танниды;
— полисахариды — пектины, крахмал и некоторые гемицеллюлозы, так называемые камеди;
— низкомолекулярные углеводы.

Многолетние исследования ГосНИОРХ и ЛТА доказали, что критерием безвредности лесосплава для экологического равновесия водоёма является отношение объёмов древесины и воды во время лесосплава 1:250 и более, при котором не создаётся неблагоприятных условий для обитания и развития гидробионтов. При проведении лесосплава на реках Европейской части России и Сибири это соотношение, как правило, было значительно больше: р. Кама — 1:920, р. Пинега — 1:3500, р. Мана — 1:631, р. Тасеева — 1:6022, р. Бирюса – 1:2937, р. Абакан — 1:3991.

Анализ химических свойств воды лесосплавных рек России показывает, что в большинстве случаев показатели находятся в границах предельно допустимых концентраций или мало отличаются от своих значений при бытовом режиме рек. Это подтверждает, что нахождение древесины в определённых объёмах не создаёт заметного дополнительного загрязнения воды по сравнению с естественным фоновым значением, а, следовательно, не оказывает значительного негативного воздействия.

При этом влияние на изменение гидрохимического состава воды достаточно ощутимо проявляется в местах её концентрации: рейды, запани».

Текст: Елена Скуратова

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №3 2018

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Новости
Hyundai HL760-9S

Фронтальный погрузчик Hyundai HL760-9S: востребованный и универсальный

Один из наиболее популярных и востребованных видов машин на рынке спецтехники — это фронтальные погрузчики. И в этом нет...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.