В поисках универсального решения | Лесной комплекс
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях

В поисках универсального решения

«Фишки», «бегунки», «щуки», «шаланды», «лапти» — человеку, далёкому от заготовительной отрасли, этот сленг не скажет ничего. Зато лесники сразу поймут — речь идёт о перевозке древесины. С каждым годом доступных участков для заготовки леса становится меньше, а значит, вывозить его приходится из всё более удалённых и неудобных мест, где о дорогах можно только мечтать.

Поэтому в большинстве случаев весь цикл перевозки делят на два этапа — от делянки до промсклада по лесным дорогам, а чаще по бездорожью, затем от промсклада до производства по дорогам общего назначения. И для каждого подбирают свою технику — при всём её многообразии очень сложно найти многофункциональную машину, которую одинаково удобно эксплуатировать как в лесу, так и за его пределами.

Лес везёт не машина, а дорога

У лесников это выражение стало крылатым, и неудивительно — при всей его прозрачной метафоричности, нельзя не заметить горькую самоиронию, свойственную русскому народу: везёт дорога, да только дорог-то в России нет… И этот аргумент становится самым весомым в спорах перевозчиков о том, какую технику лучше использовать для транспортировки древесины.

А поспорить есть о чём — сегодня на рынке представлен широкий ассортимент как специальных лесовозных машин, так и грузовых автомобилей общего назначения повышенной проходимости, которые можно использовать для транспортировки леса. В поисках универсального решения многие останавливаются на КамАЗах — на них и по трассе ехать удобно, и до деляны можно добраться.

Но за проходимость, как правило, приходится платить не только деньгами. Например, вездеход КамАЗ-43118 довольно успешно используют в качестве хлыстовоза и сортиментовоза по полному бездорожью, но есть у этой машины существенный минус — малая грузоподъёмность, которая ещё больше снижается при установке манипулятора.

КамАЗ-65115 можно нагрузить существенно больше, но по лесной глуши эта машина не проедет — уверенно она себя будет чувствовать только на дороге с твёрдым покрытием.

Тонкостей много, и даже оптимальное, на первый взгляд, решение способно удовлетворить не всех. Это подтверждают высказывания лесников, которые можно встретить на отраслевых форумах: «При наличии дорог КамАЗ удобней, но мы за полгода работы на вывозке леса дорог пока не встречали»; «КамАЗ-вездеход — это не для леса, ломается часто и запчасти дорогие».

Обратная картина у пользователей КрАЗов — по грунтовым дорогам едут неплохо, мощности хватает, к надёжности особых нареканий нет. Но вот двигаться по трассе на таких машинах тяжело: крейсерская скорость — не выше 60 км/ч, можно было бы ненароком и заснуть за рулём, если бы не приходилось постоянно «ловить» дорогу — рулевой зазор у некоторых моделей достигает 15 см.

Да и комфортной эту машину не назовёшь: «деревянная» кабина, холодная печка, сильная вибрация — это лишь немногие из минусов, о которых говорят водители. Как подвёл итог один из пользователей тематического интернет-форума, «на КрАЗ любо-дорого смотреть со стороны — брутален, но работать — только по приговору суда».

Правда, здесь нужно учитывать один момент: в большинстве случаев речь идёт о старых моделях, годов 1960–1980-х. По причине своей неубиваемости они до сих пор бороздят леса во многих регионах России, где дорог как не было в советские годы, так и сейчас не появилось. По оценке некоторых лесозаготовителей, проходимость у этих машин даже выше, чем у гусеничных, а это о многом говорит. Плюс прочность — пусть водителя не греет печка, зато на душе спокойно, что не встанешь колом вдали от цивилизации и сервисного центра.

За высокую проходимость и надёжность лесозаготовители любят «Урал-4302» — этот армейский тягач ведёт себя одинаково уверенно как в лесу, так и на трассе. Есть несколько конструктивных недостатков — например, перекрученная рама, которая гнётся, если гружёная машина попадает в яму и опускается слишком низко, или повышенная нагрузка на средний мост из-за слишком близко установленного манипулятора, результат — от перегрузки постоянно летят шестерёнки.

Но все эти проблемы решаемы, тем более что у большинства узлов и агрегатов «Урала» высокая ремонтопригодность, а что нельзя отремонтировать, несложно заменить — конструкция простая, а запчасти легко достать даже на машины, снятые с производства.

Лесная специфика

Главное преимущество специализированных машин — пользователю ничего не нужно придумывать самому. Главное —
проанализировать условия для вывозки леса и сделать правильный выбор.

«Спецтехнику, в том числе полуприцепы и прицепы-лесовозы, проектируют и изготавливают с учётом специфики работы
и перевозки определённого типа грузов в определённых условиях[. Конструкция такой техники соответствует этой специфике. Приобретая полуприцеп-сортиментовоз, заказчик может начать его эксплуатацию сразу после приёмки, не делая каких-либо дополнительных доработок.

Например, не придётся наращивать высоту коников — они сделаны в заводских условиях и оптимальны для перевозки лесоматериалов заявленной массы и объёма. То же относится к конструкции рамы и подвески. Надёжное крепление груза обеспечивают стяжные лебёдки, ремни, проушины и т. д. Мы как производители понимаем, что вывоз леса — процесс непрерывный, чем меньше простоев по техническим причинам, тем лучше.

Поэтому лесовозная техника максимально адаптирована к конкретным условиям эксплуатации, надёжна и неприхотлива в обслуживании. Всё это в совокупности позволяет минимизировать затраты на её дооснащение, обеспечивает максимальную эффективность работы и безопасность при транспортировке леса», — рассказывает коммерческий директор ООО ПКФ «Политранс» Сергей Коновалов.

«Даже если у лесозаготовителя отработан процесс заготовки и вывозки, всегда есть возможность заняться повышением рентабельности. Мы создаём технику на базе тракторов, поскольку считаем, что такая машина неприхотлива и многофункциональна. Например, сейчас у нас в работе харвестеры на базе МТЗ. Скоро мы их продемонстрируем отраслевому сообществу, уверен, им это предложение понравится.

Правда, всегда приходится делать оговорку: за производительностью — это к гигантам: Komatsu, Ponsse, John Deere. Мы — для спецзадач. Поясню на примере: вы приходите к парикмахеру на стрижку, а у него целая сумка всего: триммеры, машинки, ножницы разные — всё не просто так, а для определённого вида работ.

Так же и в лесу — каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно и технику подбирать под конкретные условия работы», — делится опытом руководитель ООО «СКА-Форест» Кирилл Шустерман.

Технология заготовки — ключ ко всему

Деревообработчик Андрей Ноак в своём профессиональном блоге, ссылаясь на опытных коллег-лесозаготовителей, также советует при выборе лесовоза опираться на технологию работы предприятия. А кроме того, рекомендует обратить внимание в первую очередь на новую технику: «Более новый автопарк лесовозов и меньшее количество ремонтов будут снижать затраты на содержание автопарка и увеличивать коэффициент полезной работы.

Поэтому бывалые специалисты рекомендуют для тяжёлых дорог применять только новую технику на гарантии и сервисном обслуживании». Что же касается технологических аспектов, то здесь существует масса тонкостей и нюансов. Например, кузов — для каждой длины пиловочника он свой: для трёх-, четырёх-, шести- и девятиметровых брёвен, а также для перевозки хлыстов.

Соответственно, заготовителю нужно заранее понимать, лес какой длины он будет вывозить с делянок. Впрочем, для вывозки непосредственно с лесозаготовительных участков уже существует почти универсальное решение. Конечно, мгновенно перейти с «тройки» на «девятку» с его помощью всё же не получится, да это и не нужно. А вот с «шестёрки» на «четвёрку» новый форвардер Ponsse переключается без особых усилий. Модель Elephant King Long, представленная в этом году на выставке «Эксподрев», —
новинка на рынке лесозаготовки и пока не имеет аналогов.

«Леса редеют, становятся меньше и диаметр, и длина заготавливаемых сортиментов. Поэтому предприятия постепенно переходят от стандартной для нашего рынка «шестёрки» к «четвёрке»
и даже «тройке». Четырёхметровые сортименты становятся всё более популярны, поскольку они более выгодны при раскряжёвке редеющего леса.

В связи с этим специалисты Ponsse в прошлом году разработали новую модель форвардера. Это удлинённая версия машины, у которой задняя часть спроектирована так, чтобы возить одновременно две «четвёрки», тогда как обычный форвардер может вывезти только одну, что невыгодно по кубатуре. При этом центр тяжести приходится на ось задней тележки, чтобы не рвать межрамные сочленения, трансформируя грузовой отсек, сдвигая решётку и коники.

То есть можно спокойно на регулярной основе возить четырёхметровые сортименты, а как только набралось нужное количество шестиметровых, сдвигаешь решётку гузового отсека и укладываешь «шестёрку». Её середина также окажется над осью задней тележки, то есть центр тяжести не сместится. Оператору ничего не придётся вымерять на глаз, все параметы задаются на компьютере», — поделился информацией о новинке представитель дилерской компании — исполнительный директор ООО «Ремтехника» Алексей Чащин.

Формируем парк техники

Однако вернёмся к лесовозам. При выборе машины помимо размеров кузова следует обратить внимание на двигатель — более мощный подойдёт для работы на плохо проходимой местности, а на ровных дорогах можно использовать менее мощный, что позволит существенно сэкономить на топливе.

Также важно понять, нужен ли лесовоз с индивидуальным гидроманипулятором или лучше отдать предпочтение специализированному погрузчику. Первый эффективнее при вывозке круглого леса с разных делянок, второй — при больших объёмах перевозок из постоянных мест погрузки и разгрузки.

По мнению главы ООО «СКА-Форест», сегодня лесозаготовители при формировании парка лесовозной техники прежде всего обращают внимание на её производительность, что понятно, и однородность — такую технику проще обслуживать. «Всё зависит от условий работы — транспортного плеча, вида перевозимого груза, состояния дорожной сети, существующего автомобильного парка.

Исходя из этого, лесозаготовитель определяется с типом техники: прицеп или полуприцеп, — формирует необходимые требования к грузоподъёмности, подвеске, оснащению и другим характеристикам. В целом есть три взаимосвязанных параметра, которые влияют на выбор лесозаготовителей. Это грузоподъёмность, снаряжённая масса и объём перевозимого материла.

Чем ниже собственная масса полуприцепа или прицепа лесовоза, тем, соответственно, будет больше его грузоподъёмность. Это напрямую влияет на экономическую эффективность вывозки леса — за меньшее число рейсов перевозят большее количество грузов, снижая накладные расходы.

Объём перевозимого сортимента определяет конструктивные особенности полуприцепа-лесовоза — высоту коников и ширину платформы. Оптимальное сочетание этих параметров позволяет добиться максимальной эффективности перевозки лесоматериалов», — резюмирует Сергей Коновалов.

Нет предела совершенству

При всём многообразии рынка лесовозных машин производители находят способы предлагать пользователям новые модели или оснащать уже проверенную технику дополнительными опциями.

«За последний год мы разработали и представили на рынок целый ряд дополнений. Все они появились в результате работы с запросами клиентов. Это удлинение грузового отсека, увеличение коников, быстросъёмные механизмы для оперативного отсоединения трактора, более удобные органы управления в кабине, поворотное кресло для трактора, аутригеры для грузового автомобиля и многое другое. Сейчас разрабатываем пожарную ёмкость, которую можно будет поставить на прицеп и тушить лесной пожар», — перечисляет Кирилл Шустерман.

В ПКФ «Политранс» эта работа тоже ведётся на постоянной основе — разработчики стремятся добиться максимально эффективного сочетания массогабаритных характеристик техники.

«При изготовлении конструкций лесовозов широко применяют высокопрочные стали, отечественные и импортные, которые позволяют снижать снаряжённую массу полуприцепа. Также
на снижение массы влияет материал настила рамы — он может быть как металлическим, так и из влагостойкой фанеры, или рама вообще может быть выполнена без настила.

Выпускают модели с разными типами подвесок, рассчитанными на различные условия эксплуатации. Наряду с рессорно-балансирными мостами полуприцепы-лесовозы комплектуют пневматической подвеской. Большое внимание уделяют удобству и безопасности работы — на переднем защитном щите устанавливают фонари, подсвечивающие грузовую платформу полуприцепа, что особенно удобно при работе в тёмное время суток.

Также на щите есть места для крепления различного инструмента. Тросовые стяжные устройства надёжно фиксируют груз при перевозке. Чтобы при погрузке и разгрузке не повреждать раму полуприцепа, на ней устанавливают отбойные брусья. Наряду с полуприцепами выпускают и прицепы-лесовозы как в трёхосном, так и в четырёхосном варианте. Возможно изготовление прицепа с раздвижной рамой», — рассказывает Сергей Коновалов.

Текст: Мария Кармакова

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №6 2020

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Шредеры и рубительные машины от «СтанкоЛеса»: прибыльный... На выставке Woodex кировская компания «СтанкоЛес»...
Читать онлайн
Новости

НПК «Полиэстер»: российские аналоги импортных теплоносителей

ООО «НПК “Полиэстер”» представляет широкий спектр высоко- и низкотемпературных теплоносителей, среди которых потребители могут найти достойную замену любым импортным маслам, применяемым в различных системах.

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.