Угрозы российской лесозаготовительной отрасли | Лесной комплекс
Бензопилы серии GEOSMAX
Узнать больше Свернуть
Развернуть

GEOS — российское название бренда AL-KO, уже более 90 лет выпускающего садово-парковую технику по всему миру. За такой продолжительный срок разработан и выпускается широкий ассортимент надёжной техники как для частного, так и для профессионально применения.

Бензопилы серии GEOSMAX — это качество, надёжность и безотказность в любых условиях эксплуатации.

GEOS — это 20 лет работы в России, 455 дилеров и более 150 авторизованных сервисных центров по всей стране.

Реклама. ООО «ГЕОС», ИНН 7701190698
Erid: F7NfYUJCUneP2WMtPznU

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
Что угрожает российской лесозаготовке?

Угрозы российской лесозаготовительной отрасли

Несмотря на то, что в отрасли периодически появляются светлые полосы и дарят надежду на выход из кризиса, невозможно отрицать наличие проблем, которые не дают российским лесопромышленникам расслабиться. Им по-прежнему приходится работать в условиях снижения объёмов заготовки, расторжения договоров аренды и ограничения инвестиций в развитие отрасли. Как многообразна растительность в лесу, так обширен и спектр трудностей в отрасли: логистика, платежи, ограничение поставок пеллет, нехватка кадров и износ техники.

Идём на спад

В среднесрочной перспективе сокращение показателей в отрасли видится неизбежным, отмечают эксперты. Уже сейчас наблюдается снижение объёмов лесозаготовки. Генеральный директор ООО «Национальное лесное агентство развития и инвестиций» Виталий Липский отмечает, что объёмы заготовки круглого сырья упали с 225 млн м3 в 2021 году до 180 млн м3 в нынешнем.

Также сократились и объёмы производства части лесопродукции, например пиломатериалов и фанеры. После небольшого сезонного подъёма снизилось производство ДСП и ДВП. Не последнюю роль здесь сыграло сокращение программ ипотечного кредитования. Падение отрасли идёт сразу по двум направлениям: как на внешних рынках, так и на внутреннем.

Всё сложно и с производством фанеры. Эксперты вынуждены констатировать, что пока отсутствуют новые рынки сбыта, сопоставимые с прежними по платёжеспособности. Выручка падает из-за перепродаж через большое количество посредников (Вьетнам, Турцию) и при поставках в США из-за 50% пошлины.

А конкуренция между производителями фанеры усиливается, что приводит к падению цен на неё внутри страны. Производители вынуждены фокусироваться на низкомаржинальных рынках, основной из которых — Египет.

Не меняется в положительную сторону и тенденция расторжения договоров аренды лесов со стороны арендаторов из-за несоответствия количественных и качественных характеристик лесного фонда. Это приводит к сокращению площади лесов, находящихся в коммерческом использовании для проведения заготовок.

В 2023 году, по сравнению с 2022 годом, самое большое сокращение заготовки древесины произошло в Сибирском федеральном округе: -52,1%, до 35 388 тыс. пл. м3. На втором месте Северо-Запад: -23,3%, до 41 062 тыс. пл. м3. Третье место занимает Дальневосточный федеральный округ: -17%, до 9 707 тыс. пл. м3.

Эксперты связывают такое распределение с тем, что производители СЗФО и ЦФО переориентировали экспорт продукции в Китай. За счёт мер государственной поддержки: субсидирования перевозок и отгрузок через порты региона эти поставщики вытеснили производителей из Сибири и с Дальнего Востока.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в июне 2024 года в России заготовили 4,7 млн м3 лесоматериалов хвойных пород, что почти на 10% меньше, чем годом ранее. Объём заготовки лиственных лесоматериалов снизился на 7,7%, до 2,4 млн м3, а топливной древесины остался на уровне аналогичного периода прошлого года — около 700 тыс. м3.

Увеличение транспортных затрат и вынужденная переориентация на низкомаржинальные рынки приведёт к дальнейшему спаду заготовки и производства пиломатериалов в Северо-Западных регионах и Центральной России в ближайшие 1,5 года, считают аналитики. Тем временем азиатские страны, основные покупатели из России, сейчас переживают кризис на рынке недвижимости и, соответственно, сокращают импорт хвойных пиломатериалов.

Что угрожает российской лесозаготовке?

Проблемы растут как снежный ком

Не способствуют улучшению ситуации и проблемы с платежами, которые стали главной трудностью после введения вторичных западных санкций. Всё чаще компании жалуются, что транзакции как в юанях, так и в рублях постоянно задерживаются. Платежи, идущие из Китая в Россию, через несколько дней возвращаются обратно и не доходят до получателя.

Но самой болезненной темой в отрасли эксперты называют логистику. Г-н Липский высказал мнение большинства участников рынка: доставлять лесную продукцию из европейской части страны в Китай дорого, сложно, а значит, экономически невыгодно. Надежды, возложенные на рынки Ближнего Востока и Северной Африки, которые должны были исправить ситуацию после введения санкций, не оправдались.

Транспортный коридор «Север— Юг» пока полностью не налажен, а индийские площадки малоперспективны для нас. Объём потребления лесопродукции там низкий, да и сама страна не очень заинтересована в поставках из РФ. Отдельной темой обсуждений в последнее время становится нехватка вагонного состава, которая тормозит грузоперевозки по железной дороге.

О проблемах износа техники и импортозамещения в последние два годы говорят очень много. И что-то в этом направлении даже предпринимают: отечественные производители стараются выпускать аналоги европейской спецтехники и высокопроизводительных линий, но пока это штучный и довольно дорогой товар.

Участники рынка говорят, что техника есть, но привычные иностранные харвестеры и форвардеры поставляются в рамках параллельного импорта по неподъёмной цене. Попытки китайцев занять эту нишу пока выглядят слабовато и находятся в зачаточном состоянии, на стадии тестирования спецтехники на полигонах страны.

Столь ожидаемые харвестеры и форвардеры российского производства, которые проходят испытания в Карелии, вероятнее всего, многим пользователям будут не по карману, так как пока это единичный товар, а не серийный. Потребитель не готов платить за отечественные машины, аналогичные привычным европейским, и будет «до последнего вздоха» эксплуатировать своих «железных коней».

Не обойдём стороной и больную тему последних лет — проблему отходов производства. Раньше опилки использовались для производства пеллет, которые до введения санкций экспортировались в Европу. Сейчас единственным зарубежным рынком сбыта выступает Южная Корея. Но доставка топливных гранул туда нерентабельна, а эти грузы тормозят работу всей инфраструктуры Восточного полигона.

Внутренний рынок потребления, несмотря на все усилия властей продвинуть топливо и даже перевести на него муниципальные котельные, пока не развивается. По оценкам участников отрасли, в 2023 году объём производства пеллет снизился почти в пять раз, а складируемые остатки лесопиления увеличились более чем в семь раз.

Генеральный директор ООО «Группа компаний УЛК» Владимир Буторин отмечает, что на предприятии уже накопилось более 200 тыс. кубометров отходов лесопиления и ежегодно будет столько же прибывать. Сократилась экономическая эффективность основных пользователей круглых лесоматериалов — лесопильных предприятий.

Проблемы с продажами на внутреннем рынке, с экспортом пеллет, топливной и технологической щепы и других видов сопутствующей продукции, вероятно, приведут к ещё большему ухудшению ситуации. На этом сложности не заканчиваются. По данным аналитического центра при правительстве РФ, лесопромышленный комплекс страдает также от нехватки кадров и технологий.

Чего хотят лесопромышленники?

Поговорка «спасение рук утопающих — дело рук самих утопающих» здесь не работает. Очевидно, что без господдержки отраслевикам не выжить. Член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ольга Епифанова считает, что в текущей ситуации могут помочь две наиболее важные меры поддержки. Это субсидирование транспортных затрат для экспортно ориентированных компаний и переориентация с внешней торговли на развитие внутреннего спроса.

Также, по её словам, стоит более пристально рассмотреть эффективные и рентабельные проекты по строительству лесных дорог, усовершенствовать арендные отношения. Ещё в прошлом году на проблемах лесопромышленного комплекса особое внимание акцентировал президент РФ Владимир Путин в рамках совещания по вопросам развития. Одной из мер поддержки отрасли, которую в правительстве считают перспективной, как раз стало субсидирование транспортных затрат для компаний, работающих на внешние рынки.

Так, благодаря Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.07.2023 N° 1215, экспортёры ЛПК в 2023-2024 годах могут компенсировать до 80% расходов (не более 50% от объёма поставок) на транспортировку своей продукции, если доставка осуществляется через морские порты Северо-Западного федерального округа. Однако воспользоваться субсидиями не так просто. Г-н Буторин отмечает явные недостатки механизма распределения, которое зависит от очерёдности подачи заявки.

«Получение средств зависит от того, кто быстрее нажмёт кнопку на компьютере и у кого быстрее сработает интернет», — негодует глава УЛК.

И даже ловкость рук и скорость сети не гарантируют получение компенсации: по итогам 2023 года выплаты не получило ни одно предприятие, и это притом, что власти увеличили изначально заложенный бюджет, отмечают бизнесмены. Неудивительно, что во время выездного заседания Совета Федерации, прошедшего в июле текущего года, лесопромышленники попросили пересмотреть механизм распределения транспортной субсидии и сохранить её объёмы на уровне прошлого года.

Дело в том, что на сегодня механизм субсидирования перевозок через порты Северо-Запада практически отменён, и, как следствие, восточное направление сильно перегружено. Поэтому участники заседания считают, что необходимо расширить пропускную способность Волго-Балтийского и Волго-Донского каналов, а также решить проблему с транзитом грузов через Казахстан.

Помимо этого, представители ЛПК страны уверены, что мер, которые позволят облегчить процесс становления лесной отрасли, мало и нужны новые решения. Они предложили инициативы по расширению программы модернизации действующих котельных, работающих на угле и мазуте, для их перевода на биотопливо. Отраслевики хотят, чтобы власти возмещали часть расходов на покупку российского оборудования и внедрение в России системы отопления пеллетами.

А проблему снижения заготовки хвойной древесины необходимо решать, повышая эффективность использования лесных ресурсов, развивая глубокую переработку древесины и увеличивая внутреннее потребление продукции лесной промышленности.

Кроме того, эксперты считают, что властям необходимо разработать механизм поддержки для производителей лесной техники и оборудования. Также представители отрасли высказали инициативу ввести софинансирование программ по строительству жилья для молодых специалистов и разработать льготные ипотечные программы для строительства деревянных домов заводским способом. От того, какие из этих предложений услышат власти и смогут ли правильно на них отреагировать, во многом будет зависеть ситуация в отрасли в ближайшие годы.


Текст: Марина Каталакиди

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №5 2024

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации... Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на...
Читать онлайн
Новости
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК

Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК

Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.