GEOS — российское название бренда AL-KO, уже более 90 лет выпускающего садово-парковую технику по всему миру. За такой продолжительный срок разработан и выпускается широкий ассортимент надёжной техники как для частного, так и для профессионально применения.
Бензопилы серии GEOSMAX — это качество, надёжность и безотказность в любых условиях эксплуатации.
GEOS — это 20 лет работы в России, 455 дилеров и более 150 авторизованных сервисных центров по всей стране.
Реклама. ООО «ГЕОС», ИНН 7701190698
Erid: F7NfYUJCUneP2WMtPznU
Несмотря на то, что в отрасли периодически появляются светлые полосы и дарят надежду на выход из кризиса, невозможно отрицать наличие проблем, которые не дают российским лесопромышленникам расслабиться. Им по-прежнему приходится работать в условиях снижения объёмов заготовки, расторжения договоров аренды и ограничения инвестиций в развитие отрасли. Как многообразна растительность в лесу, так обширен и спектр трудностей в отрасли: логистика, платежи, ограничение поставок пеллет, нехватка кадров и износ техники.
В среднесрочной перспективе сокращение показателей в отрасли видится неизбежным, отмечают эксперты. Уже сейчас наблюдается снижение объёмов лесозаготовки. Генеральный директор ООО «Национальное лесное агентство развития и инвестиций» Виталий Липский отмечает, что объёмы заготовки круглого сырья упали с 225 млн м3 в 2021 году до 180 млн м3 в нынешнем.
Также сократились и объёмы производства части лесопродукции, например пиломатериалов и фанеры. После небольшого сезонного подъёма снизилось производство ДСП и ДВП. Не последнюю роль здесь сыграло сокращение программ ипотечного кредитования. Падение отрасли идёт сразу по двум направлениям: как на внешних рынках, так и на внутреннем.
Всё сложно и с производством фанеры. Эксперты вынуждены констатировать, что пока отсутствуют новые рынки сбыта, сопоставимые с прежними по платёжеспособности. Выручка падает из-за перепродаж через большое количество посредников (Вьетнам, Турцию) и при поставках в США из-за 50% пошлины.
А конкуренция между производителями фанеры усиливается, что приводит к падению цен на неё внутри страны. Производители вынуждены фокусироваться на низкомаржинальных рынках, основной из которых — Египет.
Не меняется в положительную сторону и тенденция расторжения договоров аренды лесов со стороны арендаторов из-за несоответствия количественных и качественных характеристик лесного фонда. Это приводит к сокращению площади лесов, находящихся в коммерческом использовании для проведения заготовок.
В 2023 году, по сравнению с 2022 годом, самое большое сокращение заготовки древесины произошло в Сибирском федеральном округе: -52,1%, до 35 388 тыс. пл. м3. На втором месте Северо-Запад: -23,3%, до 41 062 тыс. пл. м3. Третье место занимает Дальневосточный федеральный округ: -17%, до 9 707 тыс. пл. м3.
Эксперты связывают такое распределение с тем, что производители СЗФО и ЦФО переориентировали экспорт продукции в Китай. За счёт мер государственной поддержки: субсидирования перевозок и отгрузок через порты региона эти поставщики вытеснили производителей из Сибири и с Дальнего Востока.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в июне 2024 года в России заготовили 4,7 млн м3 лесоматериалов хвойных пород, что почти на 10% меньше, чем годом ранее. Объём заготовки лиственных лесоматериалов снизился на 7,7%, до 2,4 млн м3, а топливной древесины остался на уровне аналогичного периода прошлого года — около 700 тыс. м3.
Увеличение транспортных затрат и вынужденная переориентация на низкомаржинальные рынки приведёт к дальнейшему спаду заготовки и производства пиломатериалов в Северо-Западных регионах и Центральной России в ближайшие 1,5 года, считают аналитики. Тем временем азиатские страны, основные покупатели из России, сейчас переживают кризис на рынке недвижимости и, соответственно, сокращают импорт хвойных пиломатериалов.
Не способствуют улучшению ситуации и проблемы с платежами, которые стали главной трудностью после введения вторичных западных санкций. Всё чаще компании жалуются, что транзакции как в юанях, так и в рублях постоянно задерживаются. Платежи, идущие из Китая в Россию, через несколько дней возвращаются обратно и не доходят до получателя.
Но самой болезненной темой в отрасли эксперты называют логистику. Г-н Липский высказал мнение большинства участников рынка: доставлять лесную продукцию из европейской части страны в Китай дорого, сложно, а значит, экономически невыгодно. Надежды, возложенные на рынки Ближнего Востока и Северной Африки, которые должны были исправить ситуацию после введения санкций, не оправдались.
Транспортный коридор «Север— Юг» пока полностью не налажен, а индийские площадки малоперспективны для нас. Объём потребления лесопродукции там низкий, да и сама страна не очень заинтересована в поставках из РФ. Отдельной темой обсуждений в последнее время становится нехватка вагонного состава, которая тормозит грузоперевозки по железной дороге.
О проблемах износа техники и импортозамещения в последние два годы говорят очень много. И что-то в этом направлении даже предпринимают: отечественные производители стараются выпускать аналоги европейской спецтехники и высокопроизводительных линий, но пока это штучный и довольно дорогой товар.
Участники рынка говорят, что техника есть, но привычные иностранные харвестеры и форвардеры поставляются в рамках параллельного импорта по неподъёмной цене. Попытки китайцев занять эту нишу пока выглядят слабовато и находятся в зачаточном состоянии, на стадии тестирования спецтехники на полигонах страны.
Столь ожидаемые харвестеры и форвардеры российского производства, которые проходят испытания в Карелии, вероятнее всего, многим пользователям будут не по карману, так как пока это единичный товар, а не серийный. Потребитель не готов платить за отечественные машины, аналогичные привычным европейским, и будет «до последнего вздоха» эксплуатировать своих «железных коней».
Не обойдём стороной и больную тему последних лет — проблему отходов производства. Раньше опилки использовались для производства пеллет, которые до введения санкций экспортировались в Европу. Сейчас единственным зарубежным рынком сбыта выступает Южная Корея. Но доставка топливных гранул туда нерентабельна, а эти грузы тормозят работу всей инфраструктуры Восточного полигона.
Внутренний рынок потребления, несмотря на все усилия властей продвинуть топливо и даже перевести на него муниципальные котельные, пока не развивается. По оценкам участников отрасли, в 2023 году объём производства пеллет снизился почти в пять раз, а складируемые остатки лесопиления увеличились более чем в семь раз.
Генеральный директор ООО «Группа компаний УЛК» Владимир Буторин отмечает, что на предприятии уже накопилось более 200 тыс. кубометров отходов лесопиления и ежегодно будет столько же прибывать. Сократилась экономическая эффективность основных пользователей круглых лесоматериалов — лесопильных предприятий.
Проблемы с продажами на внутреннем рынке, с экспортом пеллет, топливной и технологической щепы и других видов сопутствующей продукции, вероятно, приведут к ещё большему ухудшению ситуации. На этом сложности не заканчиваются. По данным аналитического центра при правительстве РФ, лесопромышленный комплекс страдает также от нехватки кадров и технологий.
Поговорка «спасение рук утопающих — дело рук самих утопающих» здесь не работает. Очевидно, что без господдержки отраслевикам не выжить. Член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ольга Епифанова считает, что в текущей ситуации могут помочь две наиболее важные меры поддержки. Это субсидирование транспортных затрат для экспортно ориентированных компаний и переориентация с внешней торговли на развитие внутреннего спроса.
Также, по её словам, стоит более пристально рассмотреть эффективные и рентабельные проекты по строительству лесных дорог, усовершенствовать арендные отношения. Ещё в прошлом году на проблемах лесопромышленного комплекса особое внимание акцентировал президент РФ Владимир Путин в рамках совещания по вопросам развития. Одной из мер поддержки отрасли, которую в правительстве считают перспективной, как раз стало субсидирование транспортных затрат для компаний, работающих на внешние рынки.
Так, благодаря Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.07.2023 N° 1215, экспортёры ЛПК в 2023-2024 годах могут компенсировать до 80% расходов (не более 50% от объёма поставок) на транспортировку своей продукции, если доставка осуществляется через морские порты Северо-Западного федерального округа. Однако воспользоваться субсидиями не так просто. Г-н Буторин отмечает явные недостатки механизма распределения, которое зависит от очерёдности подачи заявки.
«Получение средств зависит от того, кто быстрее нажмёт кнопку на компьютере и у кого быстрее сработает интернет», — негодует глава УЛК.
И даже ловкость рук и скорость сети не гарантируют получение компенсации: по итогам 2023 года выплаты не получило ни одно предприятие, и это притом, что власти увеличили изначально заложенный бюджет, отмечают бизнесмены. Неудивительно, что во время выездного заседания Совета Федерации, прошедшего в июле текущего года, лесопромышленники попросили пересмотреть механизм распределения транспортной субсидии и сохранить её объёмы на уровне прошлого года.
Дело в том, что на сегодня механизм субсидирования перевозок через порты Северо-Запада практически отменён, и, как следствие, восточное направление сильно перегружено. Поэтому участники заседания считают, что необходимо расширить пропускную способность Волго-Балтийского и Волго-Донского каналов, а также решить проблему с транзитом грузов через Казахстан.
Помимо этого, представители ЛПК страны уверены, что мер, которые позволят облегчить процесс становления лесной отрасли, мало и нужны новые решения. Они предложили инициативы по расширению программы модернизации действующих котельных, работающих на угле и мазуте, для их перевода на биотопливо. Отраслевики хотят, чтобы власти возмещали часть расходов на покупку российского оборудования и внедрение в России системы отопления пеллетами.
А проблему снижения заготовки хвойной древесины необходимо решать, повышая эффективность использования лесных ресурсов, развивая глубокую переработку древесины и увеличивая внутреннее потребление продукции лесной промышленности.
Кроме того, эксперты считают, что властям необходимо разработать механизм поддержки для производителей лесной техники и оборудования. Также представители отрасли высказали инициативу ввести софинансирование программ по строительству жилья для молодых специалистов и разработать льготные ипотечные программы для строительства деревянных домов заводским способом. От того, какие из этих предложений услышат власти и смогут ли правильно на них отреагировать, во многом будет зависеть ситуация в отрасли в ближайшие годы.
Текст: Марина Каталакиди
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...
Читать далее...
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.