Рассчитай-сь | Лесной комплекс
Оптимизируйте производство
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Создайте эффективную систему бюджетирования и финансового планирования.
Оптимизируйте логистику лесообеспечения и готовой продукции. Обеспечьте отгрузки продукции клиентам точно в срок с системой планирования со встроенными инструментами оптимизации.
Ознакомьтесь с предложениями экспертов Columbus.

Подробнее Свернуть

Рассчитай-сь

10.04.2018

Лет 50 назад ответ на вопрос, какие лесозаготовительные машины покупать, был бы очевидным – тракторы, лесовозные автомобили и полуавтоматические линии по раскряжёвке хлыстов. То есть всё необходимое для хлыстовой заготовки, потому как выбора-то и не было. Сегодня он есть, но его нужно делать правильно. В каких случаях будет выгоднее приобрести харвестер и форвардер, а в каких — скиддер и валочную машину будем разбираться со специалистами.

Фото: ponsse.com

Надёжная техника — залог успеха

Какой бы способ лесозаготовки вы бы для себя не выбрали и к какому бы виду техники не склонились, стоит помнить о том, что любые машины нужно выбирать правильно. Если ваша «рабочая лошадка» окажется «полудохлой клячей», никакой из двух способов лесозаготовки не поможет вам не то что получить прибыль, а даже банально нормально окупиться.

Оборудование должно быть надёжным и прочным. В этом смысле возможны проблемы с б/ушныеми машинами. Потом вы больше потратите на ремонт, дополнительные запчасти и обслуживание. Многие возразят, сказав, что б/ушные машины могут оказаться получше новых и будут отлично справляться со своей задачей. Как отмечают специалисты-практики, если необходимо заготовить 1000-1500 кубов в месяц на среднем лесе, то такой агрегат потянет такие объёмы, если не использовать только его одного в две смены. А если вы заинтересованы в объёмах от 3000 кубов в месяц, то старенькие машины с таким не справятся.

К тому же гарантия на новую технику будет значительно дольше, чем на б/ушную, которая и так уже порядком «разлохмачена».

Если же бюджет ограничен, и вы можете позволить себе только б/у, то лучше взять с собой для моральной поддержки специалиста-техника, который изучит машину и подскажет, стоит ли останавливаться на этом варианте. Кроме того, эксперты отмечают, что если уж вы решились приобрести б/ушную технику, то лучше отдайте предпочтение известным маркам.

«Фирма «Ponsse» также развивает сеть своих сервисных центров, которые продают в России б/ушные машины. В этих сервисных центрах производят предпродажную подготовку этой техники и она, в принципе, работает достаточно конкурентно на российском рынке», — отметил генеральный директор Верхнекетского Лесхоза Томской области Юрий Ваар.
Далее стоит прикинуть эксплуатационные затраты и на ремонт, и на обслуживание. Если на решение рабочего момента или на устранение относительно несерьёзной неполадки требуется половина стоимости этой техники, то вариант не подходит. Возможно, для этой машины сложно подобрать запчасти, и они определённо должны быть только «фирмовые». Это затруднит ваше положение, заставит обращаться в спецмагазин или сервисный центр и переплачивать. Лучше узнать при покупке, можно ли произвести ремонт самостоятельно (в том случае, если у вас есть техник на предприятии).

Далее учитываем сложность оборудования. Если машина нашпигована кучей возможностей, но, чтобы их осуществить необходима масса усилий, то это невыгодное приобретение. Управление должно быть простым и понятным, чтобы оператор освоил его в минимальные сроки. Если обучение требует длительного времени, то вам придётся тратить больше средств на подготовку вашего оператора или искать ему замену. Но с большой долей вероятности специалист, умеющий обращаться с такой сложной машиной потребует более высокую зарплату.

И только в последний момент специалисты рекомендуют смотреть на цену. Если на более дешёвую модель трудно приобрести запчасти, которые, например, нужно заказывать из-за рубежа, то лучше немного переплатить, но потом значительно выиграть на плановом и обязательном ремонте.

И при выборе машины стоит учитывать особенности русского леса. Машины должны быть рассчитаны на плотные леса, на разные сорта древесины и на перепады температур. Работать, например, в зимнем лесу Сибири или Дальнего Востока техника должна также хорошо, как в лесу центральной России.

И, конечно, нужно знать, что вы хотите производить, на какие объёмы рассчитываете, какой у вас план и бюджет. Тогда можно делать вывод, какой тип лесозаготовки для вас более выгодный.

«Однозначно сказать, в какой момент будет выгоднее использовать хлыстовую заготовку, а в какой — сортиментную, нельзя. Каждая из технологий предназначена для заготовки леса в особых условиях, в зависимости от категорий леса, оснащённости предприятия, целей предприятия и от сырья, которое нужно получить в итоге. Тут много факторов, которые прямо или косвенно связаны и влияют на выбор технологии лесозаготовки.

Правда, исходя из нашего опыта работы и наблюдений, могу сказать, что наши харвестеры выгодно использовать при объёме заготовки от 30 000 кубометров в год, в отличии от импортных аналогов, где рентабельность достигается при заготовке не менее 70 000-80 000 кубометров в год. На эти же моменты (цели, задачи, категорию леса и т. д.) стоит ориентировать и при выборе лесозаготовительной техники. И нельзя не учитывать бюджет предприятия.

Есть премиальные машины, например, «John Deere» и «Komatsu» и, если есть средства, можно работать на них. А можно работать и на нашей технике. Замечу, что наши харвестеры и форвардеры значительно дешевле, а по производительности не ниже премиальных», — прокомментировал генеральный директор «Амкодор-Росмаш» Александр Гаравский.
«Выгодно заготавливать лес можно и тем и другим способом. Если предприятия занимается глубокой переработкой древесины и там есть сортировочные площадки, то в таком случае удобнее использовать хлыстовой метод. А предприятиям, которые не рассчитаны под сортировочные линии, но могут перерабатывать уже готовый сортимент, лучше использовать сортиментную заготовку», — добавил Юрий Ваар.

Своё родное

Пройдёмся по технике для хлыстовой заготовки, которая была советским изобретением.

При хлыстовом методе используют три единицы техники. Спиливание деревьев и формирование их в пачки осуществляет валочно-пакетирующая машина. После избавления от сучьев у «пня» и получаются так называемые хлысты. Срубленные деревья формируются в пачки по 3-5 штук. Скиддер с помощью большого захвата транспортирует древесную пачку на нижний склад, где стоит третья машина — процессор. В качестве процессора может выступать экскаватор с харвестерной головкой, который раскряжёвывает хлысты на сортименты нужной длины. Уже последующую погрузку в машины чаще всего осуществляют с помощью отдельного погрузчика.

«Хлыстовой метод имеет более длительную историю: всегда готовили лес в хлыстах. Лес спиливается хлыстом, то есть стволом целиком, и укладывается в пачку. Эти пачки вывозятся на разделочную площадку. Там либо сучкорезчики вручную бензопилами удаляют со стволов сучки и ветки и распиливают их на сортименты, либо сучкорезная машина обрубает сучки, а потом уже вручную ствол разделывают на сортименты.

Получается, все эти порубочные остатки остаются либо на разделочной площадке, и готовый сортимент вывозят из леса, либо на погрузочной площадке обрубают только ветки и вершинки, хлыст целиком вывозится из леса, а на предприятии распускают на сортименты. Так, например, делала Группа «Илим». Компания вывозит хлысты на погрузочную площадку, там обрубаются вершинки и ветки, чтобы при перевозке просто не торчали и не мешали. Хлысты грузят на хлыстовоз, вывозят на ЛПК, там уже на разделочной линии распускают на сортимент, сортируют по размеру и качеству, низкосортную древесину рубят на щепу, и загружают в котёл, древесину более высокой сортности используют по разным потребностям. Это предприятие варит целлюлозу, им без разницы, какого размера лес», — отметил технический директор «Тимбермаш Байкал» Виталий Сташуль.

Что можно сказать в пользу хлыстового метода? Часто отмечают, что его выгодно использовать при массовой, сплошной вырубке в больших объёмах. В таком случае вывозить целые хлысты и обрабатывать их на другой площадке удобнее. К тому же, при использовании хлыстовой технологии, непосредственно на лесосеке производится минимальное количество обрабатывающих операций. Это позволяет снизить непродуктивную потерю древесины, которая имеет место при обработке в «полевых условиях».

«Мы помним, как развивался спрос на технику для хлыстовой заготовки. Тогда большинство частных компаний готовили лес вручную, механизирована была только трелёвка и погрузка. Некоторые работали с отечественной лесозаготовительной техникой более плотно и использовали ещё и отечественные валочные машины. Лес транспортировали лесовозами напрямую до места переработки, если это была прибрежная зона, с лесовозов хлысты сбрасывали на воду, увязывали плоты, и громадными плотами до 50 000 кубометров отправляли на ЛПК.

На тот момент в лесной отрасли информации, и соответственно, предложения на импортные машины хлыстовой заготовки леса не было.

Потом интерес стал потихоньку развиваться, и мы продали первому клиенту-частнику колёсный скиддер John Deere 748 GIII взамен гусеничного трелёвочного трактора ТТ4.
Скиддер запустили, и он показал результат, превосходящий показатели гусеничной машины в несколько раз. И по производительности, и по экономичности – по расходу топлива.
На такой вариант посмотрели другие частные клиенты и начали покупать эти трелёвочные трактора.

Итак, скиддер работал так хорошо, что за ним перестала успевать валка. Клиенты поняли, что в этом случае нужна валочная машина. Обратились к нам, мы такой техникой располагали. Предложили валочную машину с дисковой пакетирующей валочной головкой. У этой модели производительность была опять же на порядок выше, чем у ЛП-19 — отечественного аналога, с которым на тот момент все работали. Получилось так же, как с трелёвочными тракторами, в своё время: продали одну машину, люди посмотрели, оценили, и на следующий год купили уже 40 машин. Другие предприниматели увидели, что у одного дела с такой машиной пошли в гору, оценили преимущества и тоже стали покупать», — рассказал Виталий Сташуль.

А в чём же минусы? Чтобы использовать хлыстовую технологию, необходимо большое количество складов и обрабатывающего оборудования, а это очень затратно, такое могут себе позволить только очень крупные предприятия. Именно поэтому метод был так популярен в Советском Союзе, потому что лесозаготовкой занимались в основном крупные леспромхозы на больших площадях.

Далее, хлыстовой метод не годится в случае с рубками прореживания и для заготовки мелкотоварной древесины, которая обычно очень интересна для небольших предприятий.
Кроме того, после спиливания дерева, его, чаще всего, скиддером трелюют с лесосеки на склад по земле. После такого волочения, особенно в не очень хорошую погоду деревья становятся грязными от земли и песка. И это в лучшем случае, иногда не получается избежать и некоторых механических повреждений, из-за которых дальнейшая продукция может упасть в качестве.

И, кроме того, хлыстовой метод стали использовать реже из-за законодательного ограничения, которое распространяется на правила перевозки хлыстов по автомобильным дорогам.

«Хлыстовые» машины

Подробнее поговорим о технике для хлыстовой заготовки. У неё есть и преимущества по сравнению с машинами для сортиментной заготовки, но есть и свои недостатки.

Валочно-пакетирующие машины производят только на гусеничном ходу, поэтому они не приспособлены для работы в болотистой, гористой или сильно пересечённой местности. Это существенно сужает географию лесозаготовки. Также, как отмечают специалисты, машины для хлыстовой заготовки более тяжеловесны, а значит менее манёвренны, ими сложнее управлять, и они потребляют больше топлива. За один час работы валочно-пакетирующая машина расходует 30-40 литров топлива. К тому же, если учесть, что для работы по хлыстовому методу требуется 3 единицы, значит необходимо нанять больше специалистов. И по этой же причине цена, которая потребуется на закупку техники, увеличивается.

Затраты предприятия на покупку машин для хлыстовой заготовки на 45% выше, чем затраты на приобретение машин для сортиментной заготовки.

Но, повторимся, всё зависит от обстоятельств. Если же вы осуществляете вырубку в больших объёмах, начиная от 150 000 кубических метров, то стоит отдать предпочтение хлыстовой заготовке и соответствующей технике. Хотя, и в данном случае всё может быть не так однозначно.

«Любое лесозаготовительное предприятие само по себе ориентировано на ту базу, которая имеется в планах переработки. Поэтому если предприятие работает с сортиментом, независимо от объёмов, даже если это будет 500 000 кубических в год, всё равно они будут использовать сортиментный метод заготовки. Если есть сортировочные площадки, на которых можно разделывать хлысты и потом сортировать сортименты по карманам, то даже при объёме заготовки в 50 000 кубометров в год, предприятие всё равно будет использовать хлыстовой метод», — уточняет Юрий Ваар.

Теперь отметим ряд плюсов. У одного «хлыстового» машинного комплекса высокая производительность, свыше 100 000 кубометров в год. Не требуется высокая квалификация операторов, управление достаточно простое. Такая техника эффективна при больших расстояниях трелёвки. И после использования этих машин остаётся максимально чистая лесосека, все отходы скапливаются на разделочной площадке, что снижает затраты на их утилизацию или переработку.

«При современной глубокой переработке древесины, хлыстовой метод можно даже назвать более прогрессивным, чем сортиментный. Если предприятие занимается глубокой переработкой, то есть производит пеллеты, фанеру, ДСП и так далее, то им гораздо выгоднее работать с хлыстами, чем с сортиментами. Потому что при заготовке сортиментным методом дровяная древесина как правило остаётся, а при хлыстовой заготовке, вывозятся абсолютно вся древесина. Кроме того, в лесосеке при использовании хлыстового метода более чисто. Все древесные отходы перерабатываются», — высказал мнение Юрий Ваар.

Если затронуть самые известные марки техники для хлыстовой заготовки, то четырьмя самыми известными будут американские «Caterpillar» и «John Deere», канадская «Tigercat» и японская «Komatsu». Эти страны активно используют метод хлыстовой заготовки, а значит и разрабатывают технику, которая будет эффективно работать в их лесах. К слову канадские леса схожи с российскими. Последнее время стала часто встречаться техника от американских фирм «Prentice» и «Timber Pro». Из отечественных производителей и производителей из стран СНГ выделяют технику от ООО «Лестехком», ОАО «Абаканский опытно-механический завод», «Минский тракторный завод».

В Европе, в особенности странах Скандинавии, больше специализируются по технике для сортиментной заготовки. В среднем комплект оборудования будет стоить в районе 2,15 млн долларов, цена может варьироваться от марки и количества единиц техники.

По скандинавскому примеру

Сегодня большинство лесозаготовителй работают именно по сортиментному, скандинавскому методу лесозаготовки. Постепенно внедрять её в нашей стране стали примерно с начала 1990-х годов, и через 10 лет доля этого метода заготовки начала постепенно расти.

Отчасти это связано и с тем, что всё больше становится предприятий с небольшими объёмами заготовки. Для работы этим методом требуется две единицы техники, которые включают в себя несколько функций. Харвестер и сваливает деревья и делает обмер по диаметру и длине, и обрезает сучья, и раскряжёвывает дерево на сортименты и укладывает получившееся в пачки. Форвардер выполняет роль транспорта-доставщика: он предназначен для трелёвки полученных сортиментов на погрузочные площадки. Как отмечают специалисты-практики, подобный метод заготовки увеличивает гибкость сбытовой политики и транспортной логистики лесозаготовительного предприятия. Если заготавливать древесину сортиментным способом, есть возможность продать лес покупателю на условиях самовывоза прямо на верхнем складе.

Лучше всего сортиментный метод заготовки подойдёт для заготовки и древесины в труднодоступных лесных массивах. Машины для проведения сортиментной методики полноприводные, а управляющая система позволяет форвардеру передвигаться по сложно пересечённой местности. То есть, если лесозаготовителя заинтересовал лес на болотистой или захламлённой территории, то техника для сортиментной заготовки легко справится с такими неудобствами, в отличие от машин для хлыстовой заготовки. То есть харвестер и форвардер легко минуют различные преграды такие как пни и ямы. К тому же, на просторах нашей необъятной родины есть леса, где почва практически всегда рыхлая и тяжёлая. По такой валочно-пакетирующая машина передвигаться не может, а харвестер или форвардер без проблем. А для увеличения проходимости таких машин их колёса часто оборудуют специальными цепями.

Сортиментная технология также очень эффективна при проведении рубок главного и промежуточного пользования, санитарно-гигиенических рубок и для освоения лесов 1-йгруппы. К ним относятся леса, которые выполняют различные защитные и санитарно-гигиенические свойства или леса особо охраняемых природных территорий. Проще говоря, это леса, на которых держится экологическая безопасность регионов и городов.

«В случае с сортиментной технологией на месте заготовки производится конечный ценный продукт — пиловочник. Подобным способом древесину заготавливал один из наших клиентов, который на тот момент экспортировал древесину в Китай. Когда мы с ним начинали работать, китайские заказчики предпочитали пиловочник от 160 мм и выше, тоньше не брали. Соответственно, все просчитывается с точки зрения расходов на заготовку и доставку и прочего, одним требуется лес от 160 мм который можно продать дорого, другие возьмут меньше 160мм, но дешевле. Гораздо выгоднее в таком случае использовать именно сортиментный метод заготовки», — прокомментировал Виталий Сташуль.

Особенности «европейцев»

По очень многим параметрам, машины для сортиментной заготовки кладут «хлыстовую технику» на обе лопатки.

При заготовке сортиментным методом, оставляемые на корню деревья меньше повреждаются и гораздо лучше сохраняется подрост. Машины более экологичны, потому что потребляют меньше топлива, а значит производят меньше выхлопов. Харвестер потребляет за час работы всего 15-16 литров топлива, это в два раза меньше, чем валочно-пакетирующая машина.

Техника для сортиментной заготовки более манёвренная. Например, фарвардер производят на шести- и восьмиколесной базе. Он обладает отличной ходовой системой, где каждое колесо имеет независимую гидравлическую подвеску. Это даёт возможность изменять ходовой просвет на разных рабочих и дорожных поверхностях и компенсировать уклоны. Когда работы проводятся на крутом склоне, несущая рама форвардера остаётся в горизонтальном положении.

Благодаря современной колёсной базе многих форвардеров минимизируется нажим на почву в процессе лесозаготовительных работ и перевозки древесины.

Значительно упрощается логистика и транспортировка. На колёсной технике можно легко перемещаться по обычным трассам и доставлять древесину в близлежащие пункты назначения. Это делает лесозаготовительную работу менее затратной. Да и вообще, как мы уже отмечали выше, комплекс техники для сортиментной заготовки из двух машин будет на 45% дешевле, чем для хлыстовой.

Но везде существует обратная сторона. И у техники для сортиментной заготовки есть ряд минусов. Например, один из них — степень оптимальности раскроя при раскряжёвке, которая на порядок меньше, чем обеспечивают стационарные раскряжёвочные установки нижних складов.

Форвардеры и харвестеры могут выполнять большое количество функций и имеют достаточно сложное строение. Поэтому, если некоторые особо сложные модели таких машин сломались, времени на их ремонт может уйти много. Заказ сложных запчастей можно произвести только у специализированных дилеров, а время доставки занимает несколько дней.
Сложные машины — сложное управление. Да, они манёвренны, вездеходны и многофункциональны, но чтобы заставить их работать в полную силу, нужен специалист высокого профиля. Харвестер считается одной из самых сложных машин на лесозаготовках, все системы импортных моделей у него оборудованы электроникой, поэтому всегда сложно стоит вопрос с подбором подготовленных профессиональных операторов, зарплата которых будет на порядок выше, чем у операторов техники для хлыстовой заготовки. Кроме того, от каждого такого специалиста требуется постоянное повышение квалификации.

И ещё раз отметим: при сортиментной заготовке на делянках остаётся масса древесных отходов. Могут потребоваться отдельные вложения на очистку лесосеки.

Говоря о производителях техники для сортиментной заготовки, стоит выделить, конечно, страны Скандинавии. Одними из лучших считаются машины от финских брендов «Farmi Forest», «Ponsse» и «Valmet», а также эстонского «Palms». Пользуются успехом также харвестеры от «John Deere». Многие отмечают и немецких производителей лесозаготовительной техники, а именно бренд «NAF». Среди наших производителей снова выделяется «Лестехком», «Амкадор», а также «Онежский тракторный завод» и «Велмаш».

Текст: Мария Бобова

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №2 2018

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Новости
Hyundai HL760-9S

Фронтальный погрузчик Hyundai HL760-9S: востребованный и универсальный

Один из наиболее популярных и востребованных видов машин на рынке спецтехники — это фронтальные погрузчики. И в этом нет...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.