Аэростаты «легли под сукно» | Лесной комплекс
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях

Аэростаты «легли под сукно»

02.04.2017

Некогда поиски новых технологий для снижения экологической нагрузки при заготовке леса привели научно-инженерный корпус к созданию аэростатно-канатных систем. Ещё в СССР данную тему активно муссировали. Однако, несмотря на все апробации и практическую значимость, дальше расширения исследовательского кругозора данный метод заготовки леса не ушёл. Лоббирование экологических аспектов воздушной лесозаготовки то и дело просачивается в отрасль, но пока не находит пытливого интереса и спроса в массах.

Согласно тезисам ярого сторонника воздушной заготовки леса, профессора кафедры технологии лесопользования и ландшафтного строительства ТОГУ (г. Хабаровск) Александра Абузова, в настоящее время лесозаготовительные предприятия России встречаются с рядом серьёзных проблем. Причём основной причиной учёный считает технические сложности проведения трелёвочного цикла в горном и сильно пересечённом рельефе, где традиционная техника не в состоянии вести лесозаготовки или же её использование приводит к экономическим потерям и серьёзным экологическим последствиям. К тому же лесосырьевая база постоянно удаляется от населённых пунктов в поисках новых лесосек с более благоприятными условиями, увеличивая тем самым расстояние вывозки древесины. Но, как уже известно, лесных площадей без труднодоступных мест становится с каждым годом всё меньше и меньше. Об этом не раз говорилось на заседаниях отраслевых чиновников, которые сейчас озадачены поиском выхода из сложившейся ситуации. Пока суть да дело, на нетронутых горных склонах простаивает спелый лес высокого качества. Его и необходимо в какой-то мере выбирать искусственно, чтобы происходило омоложение лесного фонда за счёт естественного прироста. А также чтобы перестойный лес не превращался в сухостой и не становился причиной пожаров, которые в горных условиях тушить проблематично. С другой стороны, проведение лесозаготовительных работ сопряжено с рядом экологических требований, обойти которые не получится ввиду их законодательной составляющей. Вот и ратует представитель научной диаспоры за новую-старую методику заготовки.

Спустили на тормозах

Вышеописанные аргументы заставляют Александра Абузова продолжительное время не оставлять попыток поиска заинтересованных лиц во внедрении на лесосеках аэростатного метода лесозаготовки. По его мнению, такая технология не только имеет право на жизнь, но и является резервной. О её преимуществах не раз заявлял учёный во всеуслышание в кругу своих соратников и на просторах масс-медиа. И даже адресовал вопрос непосредственно лесозаготовителям: почему на фоне сложившейся экологической ситуации на просторах наших лесосек тормозится внедрение воздушных методов заготовки древесины? Представители данной отрасли не оставили без внимания обращение. В частности арендаторы лесных угодий отмечают, что такая технология очень дорога. Даже в советское время просчитывали рентабельность этого способа заготовки, но до стадии внедрения она так и не дотянула.

Действительно, в 1966 году сотрудниками МЛТИ проводилось опытное применение аэростата АЗ-55 для трелёвочных работ. Тогда на высоте 150-200 м привязанный аэростат погружался в сравнительно ровный ветровой поток, а его грузоподъёмность благодаря змейковому эффекту увеличилась на 30-40%. С усилением ветра аэродинамический эффект значительно возрос при том, что высота подъёма аэростата не превышала 500 м над поверхностью земли. Аэростаты были изготовлены из двухслойной прорезиненной материи весом 260-270 г/м² и допущены к эксплуатации при ветрах до 12 м/с на земле и до 29 м/с на рабочей высоте. Оболочка аэростата имела большой баллонет, превышающий 55% его максимального объёма, что значительно снижало весовые характеристики летательного аппарата. Аэростат поднимался в воздух и приземлялся с помощью автолебёдки с привязным тросом диаметром 6,5 мм. Скорость движения троса ограничивалась 6,5 м/с. Данная система проходила апробацию на лесосеке с ярко выраженным горным рельефом Хадыженского лесокомбината (Краснодарский край). Согласно хронометражу испытаний, на один рабочий цикл прогон соединительного кольца с верхнего склада на лесосеку составлял 2 минуты, спуск соединительного кольца с чокерами канатом — 1 минуту, чокеровка хлыста — 1 минуту, подъём зачокерованных хлыстов в воздух — 1 минуту, транспортировка хлыстов на верхний склад занимала 2 мин и на отцепку хлыстов (разгрузку) уходила ещё 1 минута. Таким образом, продолжительность всего рабочего цикла занимала всего 8 минут. При этом аэростат АЗ-55 был способен транспортировать до 0,5 тонн леса в объёме до 0,5 м³ на расстояние до 900 м. Установка обслуживалась четырьмя сотрудниками, включая вальщика и чокеровщика. Испытатели отметили сменную производительность в 25-30 м³, а экономическая эффективность, согласно данным одного из основоположников воздушной трелёвки древесины Виктора Пикалкина, в ценах 1979 года составила 2 рубля 45 копеек на 1 м³ трелюемого леса.

В советскую эпоху, когда индустриализация шла полным ходом, а новаторство и рацпредложения были на особом счету у власти, аэростаты массового применения так и не получили. Что уж говорить про нынешнее время. Сейчас у государства даже денег на уходы и посадку нет, так о каких аэростатах может идти речь? Лесники с сожалением констатировали, что государство сегодня много куда «не лезет», начиная от армии и заканчивая вопросами ЖКХ. В этом-то и есть суть современных проблем. На что Александр Абузов парировал: «Значит, в советское время плохо считали. Я могу сказать это с уверенностью, так как лично проводил испытания аэростатно-канатной системы в 2002-м году. И занимаюсь этой технологий и по сей день. Возможно, многие лесозаготовители путают аэростатные системы с дирижаблями».

Впрочем, не исключено, что участники полемики не совсем представляли себе и саму систему, и возможности технологии, а посему и «посыпали» тему солью. Согласно мнению лесников, кто заготавливает древесину, тот и выбирает технологию. А заготовка древесины в России — это либо арендаторы, либо конкурс. Поэтому, если технология будет признана хорошей, то мимо неё никто не пройдёт — закон рынка. Соответственно её требуется предлагать, рекламировать, и даже создавать некий пиар. Нельзя, конечно, утверждать, что лесники — народ дремучий, своё дело они отлично знают и выгоды не упустят.

Но сейчас для многих арендаторов главное — взять лес с наименьшими затратами, а какие последствия будут для лёгких планеты потом никого не волнует. Мало кто действительно кроме «зелёных» заботиться о восстановлении леса, его захламлённости порубочными остатками, думает об уничтожении подроста и тонкомера, эрозии почвы и прочем наносимом природе уроне. Все только делают умные лица и говорят, что «да, так лучше не работать, надо что-то придумывать», а дальше слов ничего не двигается. Лесозаготовители откровенно говорят, что в стране только и могут ловить «чёрных лесорубов», да и то не всегда.

Конечно, если государство чётко обозначит экологические критерии для лесозаготовок и будет исправно их контролировать, то и сама ситуация заставит лесозаготовителей думать о новых технологиях. Однако не стоит забывать, что внедрение любых стратегических технологий, которые используются для разработки природных ресурсов, кстати, принадлежат государству, а не арендаторам, должно происходить при чётком взаимодействии государства, НИИ и заинтересованных лиц. Это ведь не в бирюльки играть. По сути, любая технология должна внедряться не в ущерб участникам лесного рынка. Как показывает практика, внедрения чего-либо сверху, даже при самой высокой технологичности и экологичности, в нашем государстве превращается в жёсткое насаждение, да ещё и за чужой счёт. И речь идёт о ситуации, которая сейчас присутствует практически везде: выбрали нужный лес, а часть ненужного древостоя бросили. Бесспорно, многим лесозаготовителям такой подход самим не нравиться, но пока у всех одна отговорка — «другой техники у нас для этого нет».

Где родился, там не пригодился

Интерес к аэростатам участники обсуждения проявили, да только практически никто из них этого «зверя» в глаза не видел, тем более в действии. О своём знакомстве с подобной технологией высказался лишь представитель партии «зелёных».

«Я видел в Бразилии небольшой аэростат с подъёмной силой около 50 кг, который предназначался для транспортировки дров сельским населением. К нему прикреплялось одно бревно, которое приподнималось, чтоб тащить его становилось легче. Видел его надутым, но в реальной работе оценить не довелось», — признался руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко.

Остальные же чисто по наитию высказывали свои предположения о системе воздушной трелёвки. По их разумению, речь идёт о системах наподобие канатных установок, но к каретке с пачкой деревьев крепится трос аэростата, который приподнимает эту пачку. А потом этот груз тащится по направляющему тросу канатной установки на погрузочную площадку. Одно дело образно представлять аэростат в действии и другое — воочию увидеть его возможности. Поэтому-то и просили лесники показать им технологические схемы, экономические расчёты, фотографии, а лучше видео полного технологического цикла. Тогда бы, по их мнению, можно было вести конкретный разговор о внедрении. А пока у нас вода в ступе толчётся, в других странах эта технология где-то, да и используется. Безусловно, в 1970-е этот метод применялся в Краснодарском крае при работе с ценными породами древесины: бук, дуб, клён. И вертолёты были компартии, которая тогда ещё что-то решала в думе, и горючее было дешевле, а сейчас сосну трелевать при нынешних ценах на топливо — однозначно утопия, считают лесозаготовители.

Опять-таки, использование данного метода в лесозаготовке, конечно же, идея осуществимая. Допустим, уже сейчас воздушная канатная трелёвка — работающая реальность, а вот аэростаты — пока неработающая мечта, хотя кто его знает, что в будущем будет. При этом для несведущих учёный-практик даёт пояснения, чтобы как можно точнее обрисовать возможности, продвигаемой им технологией. В первую очередь он отмечает, что зачастую люди путают аэростатные системы с дирижаблями.

«Современные аэростатно-канатные системы — это беспилотные системы, двигателей у них нет. Управляются наземной автоматической лебёдочной системой с помощью одного оператора. При этом система управления имеет аналог навигационной системы. Это принципиально отличает эти системы от прошлых, которые использовались в США-Канаде с 1960-х по 1990-е годы. Также надо помнить, что многие зарубежные аналоги трелюют вверх по склону, так как на вершине находится дорога. А у нас в стране строить дороги по вершинам сопок и гор при лесозаготовках запрещено», — говорит Александр Абузов.

Он лично провёл испытания на базе Дальневосточного Центра Воздухоплавания «Аэрос» трёхлинейной системы управления трелёвочным аэростатным носителем МТА-500. И сравнивал эффективность работы двухлинейной и трёхлинейной систем управления с определением продолжительности монтажного цикла и общего рабочего времени. В процессе апробации также рассматривалась подъёмная сила аэростата в зависимости от температуры окружающего воздуха и высоты над уровнем моря и натяжение канатов в трёхлинейной системе управления. Проводилась и отработка приёмов монтажа системы, перемещение аэростата, подъём и посадка, наведение на рабочую точку, а рассчитывалась возможность и трудоёмкость проведения работ по добыче и хранению газа в лесных условиях. По заверениям учёного, результаты этих научных изысков позволяют говорить о целесообразности введения воздушного метода заготовки, как в экологическом, так и экономическом плане. Однако как ни старается привлечь внимание и инвестиции к проекту научный деятель, аэростаты по-прежнему остаются лишь фактом исследовательской деятельности. А вот зарубежные коллеги всё же смогли пробить брешь в сознании лесозаготовителей и даже поставить на поток внедрение различных систем в лесозаготовительной среде. Но это, как говорится, уже совсем другая история…

Подготовила Елена Вашкевич по материалам сайта aerocomsystems.ru

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №2 2017

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Компания «КАМИ»: импортозамещение в тренде Ни одна выставка Woodex не обходится без масштабной...
Читать онлайн
Новости

Компания «КАМИ»: импортозамещение в тренде

Ни одна выставка Woodex не обходится без масштабной экспозиции от компании «КАМИ». Мероприятие 2023 года не стало исключением: компания подготовила экспозицию площадью 1 510 м², на которой одновременно было представлено свыше 60 работающих станков.

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.