Строительство, ремонт и обслуживание лесных дорог. Чья ответственность? | Лесной комплекс
Бензопилы серии GEOSMAX
Узнать больше Свернуть
Развернуть

GEOS — российское название бренда AL-KO, уже более 90 лет выпускающего садово-парковую технику по всему миру. За такой продолжительный срок разработан и выпускается широкий ассортимент надёжной техники как для частного, так и для профессионально применения.

Бензопилы серии GEOSMAX — это качество, надёжность и безотказность в любых условиях эксплуатации.

GEOS — это 20 лет работы в России, 455 дилеров и более 150 авторизованных сервисных центров по всей стране.

Реклама. ООО «ГЕОС», ИНН 7701190698
Erid: F7NfYUJCUneP2WMtPznU

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
Лесные дороги. Чья ответственность?
Фото: wirestock-Freepik

Строительство, ремонт и обслуживание лесных дорог. Чья ответственность?

Дороги всегда были бедой нашей страны, а те, по которым с делян вывозят сортимент, — ещё более сложная тема. В российских лесах проложено больше 1,8 млн км дорог, а кто за них несёт ответственность, не всегда понятно. Бесхозных быть не должно, но они есть.

Госдума пыталась принять законопроект о лесных дорогах уже несколько раз, и в марте 2024 года документ прошел первое чтение. Наконец в Лесной кодекс вводится понятие «лесные дороги», которые могут быть лесохозяйственными и лесотранспортными, а также располагаться в эксплуатационных, защитных и резервных лесах.

Дороги-призраки

Для удобной перевозки леса с деляны бизнесмены прокладывают короткий путь к ближайшему шоссе, ухаживают за полотном: подсыпают и выравнивают. Но когда лесозаготовка заканчивается, а предприниматель переходит на другой участок, маршрут остаётся невостребованным, дорога со временем разрушается и приходит в упадок.

А местные жители за это время уже успели привыкнуть к ней и продолжают пользоваться транспортным путём, который никто не обслуживает и за который ответственности никто не несёт. Ремонтировать разбитые колеи некому, а за попытки сделать это самостоятельно легко стать нарушителем закона и получить реальный штраф.

Именно в такой ситуации оказался мордовский предприниматель Игорь Рогожин, который по просьбе земляков отправил свой бульдозер, чтобы на брошенной грунтовке убрать несколько выросших поперек пути деревьев.

Работа обошлась ему дорого — полгода лишения свободы условно и 860 000 рублей штрафа. Жители деревни Угоры в Костромской области сражаются за свой БАМ — Брантовскую автомагистраль, точно такую же брошенную «лесовозку», по которой все привыкли ездить коротким путём на ближайшую станцию РЖД.

В Рослесхозе поясняют, что сохранность и техническое состояние лесных дорог контролируют арендаторы лесных участков, если те проходят по их территориям. Если же они расположены за пределами зоны аренды, то за них отвечают те или иные госучреждения. Но порой непонятно, в чьей зоне ответственности находится дорога.

Если за транспортные шоссе отвечает Росавтодор, за платные магистрали — ГК «Автодор», а за состояние улиц и переулков в любом населённом пункте можно спросить с администрации, то тут ответственного может просто и не найтись.

По мнению юристов, брошенные, но нужные людям и эксплуатируемые дороги должны брать на свой баланс муниципалитеты. Тогда они будут обязаны ухаживать за ними и обеспечивать их нормальное функционирование.

Но на деле брать на себя лишнюю головную боль никто не хочет. Необходимо поставить дорогу на кадастровый учёт, провести её геосъёмку и, естественно, финансировать поддержание полотна на должном уровне. Такие затраты может выдержать не каждый бюджет. Особенно тяжело маленьким муниципалитетам, где едва хватает средств, чтобы закрыть насущные проблемы.

Арендаторы строят лесовозные дороги самым дешёвым способом в расчёте на непродолжительную эксплуатацию. Другое дело — лесохозяйственные грунтовки, которые нужны для патрулирования, выполнения работ или проезда пожарных при необходимости. Такими дорогами пользуются постоянно, поэтому их стараются держать в пригодном состоянии и ежегодно выделяют средства на их очистку и восстановление.

Фото: ru.freepik.com

Наводим порядок

По данным Рослесинфорга, 6,4 тыс. км новых лесных дорог появляется в России каждый год. Ещё почти 11 тыс. км путей, проложенных через дебри и чащи, ремонтируют и реконструируют. Страна большая, людей много, и дороги нужны как для проезда обычного населения, так и для спецтехники в экстренных случаях.

При этом всесезонными считается только половина дорог, остальное — зимники или «убитые» пути, предназначенные буквально для одноразового использования. Естественно, поддерживать все имеющиеся лесные дороги смысла нет, но востребованные грунтовки в чащах ещё могут послужить при грамотном подходе.

«Сегодня лесное законодательство России должным образом не регулирует эту сферу. Так, не определены права арендаторов лесных участков, занимающихся созданием и эксплуатацией лесных дорог. К тому же их строительство фактически невозможно за пределами арендуемых лесных участков, что ограничивает транспортировку древесины», — говорит глава комитета Архангельского областного собрания по лесопромышленному комплексу, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии Александр Дятлов.

В Лесной кодекс вводят понятие «лесные дороги», чтобы навести порядок и отрегулировать отношения в сфере их создания, содержания и эксплуатации. Они могут быть лесохозяйственными и лесотранспортными, а также располагаться в эксплуатационных, защитных и резервных лесах. Соответствующий законопроект принят в первом чтении 12 марта 2024 года на пленарном заседании Госдумы.

Соответствующий параграф вводит чёткое определение лесных дорог, распределяет их по видам и разграничивает по расположению. Он призван отрегулировать всё, что касается строительства, содержания и эксплуатации зеленых транспортных артерий. В перспективе это даст возможность сделать эти трассы частью лесной инфраструктуры России.

Согласно поправкам, теперь лесохозяйственные пути будут создавать при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению. А строительство лесотранспортных дорог будет осуществляться для вывоза из леса древесины и иных лесных ресурсов, а также для обеспечения проезда к лесным участкам, предоставленным по соответствующим основаниям гражданам или юридическим лицам либо используемым такими лицами по публичному сервитуту.

Для содержания и эксплуатации лесных дорог допускаются выборочные и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, если таковые не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством РФ. Особенности работ будут утверждаться Минприроды России.

Александр Толмачев, член Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры отмечает, что лесные дороги — сложная для регулирования тема, ведь здесь сталкиваются противоречивые положения.

«С одной стороны, это дороги, а значит, относятся к транспортной инфраструктуре. С другой — леса нужно беречь и защищать, а значит, для дорог нужны особые требования и условия. Для того чтобы разрешить противоречия, и существует новый законопроект. Он закрепляет само понятие „лесные дороги” и очерчивает сферу их эксплуатации», — поясняет г-н Толмачев.

Народный избранник подчеркнул, что такие дороги нужны для того, чтобы на местах вырубок поднимались новые деревья.

«Важное в законопроекте — закрепление роли лесных дорог для хозяйственных целей и лесозаготовки. Он защищает от ситуаций, когда годами в лесу существовала просека, а потом вдруг на её месте возникло целое шоссе», — пояснил депутат.

Предполагается, что документ сможет установить необходимый баланс между использованием лесных ресурсов и их защитой. Впрочем, некоторые эксперты полагают, что точка в этом вопросе ещё не поставлена.

«Лесные дороги очень нужны в зоне активного хозяйственного освоения лесов. В тайгу лезть ни к чему, а там, где идёт рубка, где рядом есть жильё и обычные дороги, надо сохранять и поддерживать. Даже законы все есть, но нет подзаконных актов, которые решали бы вот такие вопросы. А они постоянно возникают. И новый законопроект тут ничем не поможет, он очень сырой», — считает глава общественного совета Рослесхоза Владимир Морозов.


Текст: Марина Каталакиди

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №3 2024

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Новое или хорошо забытое старое?
Министерство лесного хозяйства: новое или хорошо забытое... Разговоры о создании Министерства лесного комплекса идут...
Читать онлайн
Новости
ru.freepik.com

Лесопродукция на продажу: переориентация экспорта или внутренний рынок?

Переориентация экспорта российской лесопродукции практически завершена. Те предприятия, что нашли иные площадки сбыта, активно наращивают сотрудничество с новыми партнёрами, а их отстающие коллеги не менее активно стараются нагнать упущенное,...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.