Модельный ряд компании Meusburger Новтрак представлен широчайшей линейкой полуприцепов и прицепов, а также надстроек на шасси.
Новтрак специализируется на изготовлении нестандартных и инновационных моделей, разработанных специально под заказчика с учетом его требований и условий грузоперевозок.
Реклама. ЗАО «НОВТРАК», ИНН 5321035445
Erid: F7NfYUJCUneLuWRntvy6
Ещё недавно наличие в активе лесозаготовительной компании зарубежной техники — мощной, надёжной, производительной — считалось явным конкурентным преимуществом. Американские, шведские, финские лесные машины заполнили не только технопарки крупных лесных холдингов, постепенно их стали приобретать небольшие и средние предприятия, тем более что это оборудование стало доступнее за счёт развития лизинговых и кредитных механизмов.
Но в нынешних условиях, когда иностранные производители лесозаготовительной и лесовозной техники уходят с российского рынка на неопределённый срок, это может стать серьёзной проблемой.
Насколько хватит ресурса этих машин, пусть даже очень качественных, без своевременного квалифицированного сервисного обслуживания?
В начале марта одно за другим посыпались официальные оповещения зарубежных компаний о приостановке деятельности в России, были среди них и сообщения от производителей спецтехники. В лесной отрасли одними из первых с таким заявлением выступили представители Ponsse Group.
В компании пояснили, что приняли решение временно прекратить все экспортные операции в Россию и Беларусь в отношении как лесозаготовительных машин PONSSE, так и запчастей для них. Кроме того, было сказано о том, что российская дочерняя компания ООО «Понссе» временно прекращает поставки запчастей и сервисное обслуживание.
«Из-за ситуации в Украине увеличилось число срывов цепочки поставок Komatsu. В связи с текущими сложностями в организации поставок и неопределённостью финансово-экономической ситуации компания приняла решение временно приостановить экспорт в Россию», — выступили следом представители Komatsu.
«Две недели назад мы приостановили поставки техники в Россию, а затем и в Беларусь. Мы продолжаем внимательно следить за ситуацией, полностью соблюдая американские и международные санкции», — несколько запоздало отреагировала пресс-секретарь корпорации Deere & Co Дженнифер Хартманн.
За этими лаконичными формулировками стоит глобальная проблема российских лесозаготовителей: как обслуживать сложную дорогостоящую технику, если нет ни поставок комплектующих, ни доступа к сервисам производителя? Дилерские центры в России продолжают свою работу, но ведь их запасы запчастей не безграничны.
К слову, о приостановке сервисного обслуживания своей техники на территории РФ открыто упомянули только в Ponsse. Здесь стоит вспомнить, что в конце 2021 года в Томске компания открыла первый в Сибири сервисный центр, в котором предполагалось не только продавать технику и обслуживать её, но и обучать операторов — для этого рядом с ним построили учебный полигон. Ещё один такой центр, четвёртый по счёту, в Ponsse планировали открыть в начале этого года в Иркутской области.
Инвестиции в томский центр составили более 2 млн евро. Предполагалось, что они окупятся в течение 15 лет. Сегодня его судьба под вопросом. В Ponsse на наш вопрос относительно перспективы работы сервисных центров вежливо отказались от комментариев, как и в двух других упомянутых компаниях.
Чуть лучше ситуация в сегменте прицепной техники и лесовозных машин. В начале марта завод «Новтрак» на своём сайте опубликовал короткое сообщение: «Уважаемые друзья и партнёры, сообщаем вам, что продолжаем работать в прежнем режиме!» Накануне сдачи номера в компании подтвердили, что специалисты осуществляют сервисное обслуживание техники под маркой «Meusburger Новтрак».
О прекращении поставок машин и запчастей в Россию сообщила Scania, а следом сразу несколько отраслевых изданий, работающих в сфере автомобильной промышленности, опубликовали комментарий от пресс-службы российского офиса компании: «Несмотря на то, что импортные отгрузки новой техники и запасных частей приостановлены до следующего уведомления, Scania в России продолжает свою операционную деятельность и выполняет взятые на себя обязательства перед нашими партнёрами, в том числе в отношении сервисного обслуживания, финансирования отгруженной техники и страхования.
Приостановка в данный момент связана с объективными сложностями импорта: таможенными операциями, работой международных перевозчиков, функционированием IT-систем. Мы ищем оптимальные пути продолжить поддерживать сервисное обслуживание.
Руководствуясь ценностями компании, Scania намерена сделать всё возможное, чтобы найти законные способы поддержки наших партнёров в России в соответствии с новыми ограничениями».
Об уходе из России объявила и немецкая компания MAN. При этом в пресс-службе MAN Truck & Bus RUS отметили, что все обязательства перед клиентами, такие как обслуживание по гарантии, сервисным контрактам, техническая поддержка, по-прежнему выполняются.
В компании заверили, что MAN Truck & Bus RUS будет делать всё возможное, чтобы продолжать осуществлять качественную и профессиональную поддержку своих клиентов. При этом отметили, что все станции партнёрской сети в России (а их более 60 в разных регионах страны) работают в штатном режиме.
Уход с российского рынка трёх крупнейших производителей лесозаготовительной техники, безусловно, не мог не сказаться на состоянии отрасли.
«Лесная промышленность существенно пострадала от санкций со стороны недружественных стран. В связи с введением ограничений и уходом с рынка основных поставщиков лесозаготовительной техники и лесоперерабатывающего оборудования уже сформировался дефицит техники, запасных частей и комплектующих», — сказано в письме, которое бизнес-объединения «Опора России» и «Деловая Россия» направили вице-премьеру РФ Виктории Абрамченко.
В ходе конференции «Лесозаготовка: аналитика, экономика, внедрение IT-решений», которая состоялась в апреле в Санкт-Петербурге, с докладом об итогах работы лесозаготовительной отрасли в 2021 году выступила аналитик агентства WhatWood Мария Фролова.
В числе ключевых проблем она назвала сложности с запчастями и ремонтом лесозаготовительной техники. По её словам, лесозаготовительные компании уже сейчас пытаются переоснащать машины, находя российские и китайские аналоги, и переоборудовать технику, чтобы сохранить в строю необходимое количество машин.
«Аналогичной по качеству и характеристикам техники отечественного производства, как и аналогов, производимых в дружественных странах, нет. Обеспечение поставки запасных частей для лесозаготовительной и лесоперерабатывающей техники — важнейший вопрос. От его решения без преувеличения зависит судьба отрасли, так как техника должна обслуживаться и поддерживаться в рабочем состоянии.
С текущим положением дел отрасль уже в следующем заготовительном сезоне потеряет более 50% объёмов заготовки», — цитирует ТАСС Сергея Стороженко, общественного представителя уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей по лесной отрасли, председатель комитета «Деловой России» по лесу и устойчивому развитию.
Однако, как известно, кризис — это время, когда двери закрываются для одних участников рынка и открываются для других. Например, петрозаводский машиностроительный завод по производству лесозаготовительной техники «Амкодор-Онего» (входит в белорусский холдинг «Амкодор») объявил о готовности помогать пользователям иностранной техники с сервисным обслуживанием.
«Мы готовы поддержать наших покупателей. Компетенции у нас есть, принципы работы везде одинаковые. Специалисты у нас есть», — заявил генеральный директор предприятия Игорь Дроздов.
Правда, от более подробного комментария на эту тему представители завода воздержались. А жаль — хотелось бы узнать, как они намерены решать проблему с обеспечением комплектующими для зарубежных машин.
Зато своим видением ситуации и перспективами её развития поделились в ООО «Амбитех» — компания является дилером производителя лесозаготовительной техники Tigercat. Сама канадская фирма объявила о приостановке поставок в Россию всего ассортимента оборудования, компонентов и запасных частей.
«Компания Tigercat сожалеет о негативных последствиях этого решения, повлиявшего на работу всех тех наших дилеров и конечных пользователей в России, которые не имеют отношения к этому разрушительному конфликту. В настоящее время мы не имеем информации о том, когда могут возобновиться поставки в Россию», — сказано на сайте производителя.
ООО «Амбитех» также является официальным дилером навесного оборудования Kesla. Причём изначально акцент в распространении продукции был сделан географически на регионы Северо-Запада и Западной Сибири, а функционально — как раз на развитие сервиса.
Сегодня представители компании заявляют о готовности продолжать обслуживание своей техники на 100%. На сервис машин других производителей в компании не замахиваются, поясняя, что берутся только за ту работу, которую точно смогут выполнить качественно и в оптимальные для заказчика сроки.
«Провести техобслуживание может любой грамотный механик, для этого не обязательно обращаться в сервисный центр. А вот более сложные вещи, связанные с программным обеспечением или доставкой эксклюзивных запчастей, — в этом мы наших партнёров не обнадёживаем.
Максимум, чем можем помочь, — у нас есть расточные станки, которые помогают восстанавливать отверстия в деталях независимо от производителя», — пояснил руководитель службы сервиса и запасных частей компании «Амбитех» Игорь Крымов.
Компания «Ремтехника», официальный дилер техники Ponsse на территории Красноярского края и Республики Хакасия, также заявляет о своей готовности осуществлять сервисное обслуживание лесозаготовительных машин.
«У нас есть главный ресурс — это наш высокопрофессиональный коллектив. Команда «Ремтехники» сейчас работает в полном составе. Руководство компании регулярно организует обучение персонала — курсы и семинары по повышению квалификации, сотрудники сдают тесты, чтобы подтвердить свою квалификацию.
Да, некоторые зарубежные производители приостановили свою деятельность на территории России. Но важно помнить — клиенты уже купили машины, и их нельзя убрать в коробку до лучших времён. В технику вложены деньги, и она должна работать. Для её обслуживания у нашей компании есть всё необходимое оборудование как зарубежного, так и отечественного производства.
Ведь мы уже много лет работаем в этом сегменте рынка, знаем ресурсы лесозаготовительных машин и их возможности. Наше оборудование полностью функционирует, и его работа никак не зависит от политической ситуации», — отмечает исполнительный директор ООО «Ремтехника» Алексей Чащин.
Игорь Крымов признаёт: в текущей ситуации сложности испытывают все дилеры зарубежной лесной техники, потому что заводы-производители прекратили их поддержку, а без неё осуществлять сервисное обслуживание практически невозможно: нельзя оформить гарантийные случаи или даже просто посмотреть каталоги запчастей: доступ к ним закрыт, а значит, и ремонт выполнить не представляется возможным.
Дилер техники Tigercat оказался в более выигрышном положении — как ни странно, скромные масштабы компании в этом случае обеспечили ей преимущество.
«За два месяца, прошедшие с момента введения антироссийских санкций, мы ещё ни одному клиенту не отказали в обслуживании из-за отсутствия запасных частей. Что нам помогло? Все российские дилеры крупных заводов-производителей лесозаготовительной техники пользовались их поддержкой, в том числе складскими запасами в России.
У нас такой поддержки не было, и мы формировали собственные склады. Теперь дилерские центры в РФ потеряли доступ к ресурсам зарубежных предприятий, а наши запасы остались при нас.
Хватит их, по примерным оценкам, на год-полтора, если говорить о наиболее востребованных позициях. Штат квалифицированных инженеров, профессиональный инструмент, современное программное обеспечение — всё это осталось неизменным», — подчёркивает Игорь Крымов.
По его оценке, рынок сервиса лесных машин в нашей стране получил хорошее развитие, потому что такая техника требует к себе повышенного внимания, ведь её простой дорого обходится клиенту. В качестве примера представитель «Амбитеха» приводит опыт своей компании в освоении Карелии — территория лесная и в современной технике нуждается.
Но поскольку на тот момент дилер не располагал квалифицированным персоналом непосредственно в самом регионе, то потенциальные покупатели выражали опасения, сможет ли поставщик обеспечить своевременное обслуживание машин в случае возникновения неполадок в их работе.
Но всё это относится к периоду до 23 февраля 2022 года. А что мы имеем сегодня?
«Как и все поставщики, мы прорабатываем альтернативные пути поставки запчастей, комплектующих и инструмента. Это может быть Китай или другие дружественные страны либо поставщики из недружественных государств, которые будут работать через третьи страны.
Также рассматриваем варианты сотрудничества с российскими производителями, и на данный момент этот путь видится самым жизнеспособным. С соотечественниками всегда легче договориться, здесь меньше рисков по части сроков доставки и логистики. Другое дело, что крупные заводы не могут поставить нам, скажем, два подшипника, им нужна большая загрузка.
И тут возможны варианты: или мы будем сотрудничать с перекупами, или напрямую с производителями, если они смогут выпускать небольшие партии продукции. Например, сейчас ведём переговоры с ГК «Кировский завод» в Санкт-Петербурге по поводу производства комплектующих для нашей техники», — делится планами Игорь Крымов.
В целом взгляд на будущее у представителей дилерских организаций позитивный. На чём основан оптимизм?
«Рынок России достаточно ёмкий, и терять его никто не захочет. Оригинальные комплектующие вернутся в Россию, но на это потребуется время: поставщикам предстоит продумать логистику, условия поставки и многое другое. Время — единственный невосполнимый ресурс. Ни мы, ни наши клиенты не можем ждать.
Наши специалисты уже сейчас прорабатывают различные варианты: ведут активные переговоры с российскими производителями, рассматривают параллельный импорт. Переход на аналоги тоже возможен, если это высококачественный продукт, отвечающий всем техническим требованиям.
Очень важно, чтобы оборудование соответствовало поставленным задачам, работало качественно и с высоким КПД. А кто его изготовил, это уже не так важно», — убеждён Алексей Чащин.
«Работая в сфере сервиса, я прошёл два достаточно тяжёлых экономических кризиса. Они, конечно, были гораздо менее масштабными, чем нынешний, и тем не менее мы их благополучно преодолели и накопили определённый опыт. Бизнес всё равно подстроится под новые условия, это будут или альтернативные поставщики из-за границы, или поставщики в России, или в Китае.
Хотя, скорее, не «или», а «и», потому что все три возможности будут реализованы. Вопрос только в том, насколько быстро рынок адаптируется. Как известно, спрос рождает предложение, а спрос определённо есть, важно обозначить его тем игрокам рынка, которые могут его удовлетворить. Чем мы, в общем-то, сейчас и занимаемся», — подводит итог представитель компании «Амбитех».
Планы в отношении партнёрства с Китаем строят многие игроки российского рынка, и не только в лесной отрасли. Вопросы вызывает пресловутое «китайское качество», которое, как известно, очень нестабильно.
К тому же в Поднебесной выпускают далеко не всю номенклатуру требуемых запчастей, комплектующих и инструментов. Но это пока — известно, что китайские производители подстраиваются под запросы рынка достаточно оперативно.
Впрочем, по мнению депутата Законодательного собрания Архангельской области Александра Дятлова, поставки из Китая и Белоруссии проблему с нехваткой техники и комплектующих в ближайшее время не решат. Не исключает чиновник возможности прокладки логистических цепочек через Среднюю Азию, но цена на такой импорт возрастёт в разы.
«Некоторые компании начинают сотрудничать с Северным (Арктическим) федеральным университетом имени Ломоносова — там делают чертежи необходимых деталей, а изготовить их можно на ПО «Севмаш». Они могут производить многое», — цитирует депутата сетевое издание Octagon. Media.
Перспективы реэкспорта запчастей через третьи страны участники рынка тоже оценивают по-разному.
Есть мнение, что зарубежным компаниям нет смысла рисковать, осуществляя поставки в Россию, пусть и не напрямую, — рынок нашей страны не столь велик по сравнению с остальным миром.
«Дефицит техники и комплектующих уже сформировался, а заменить их аналогами из России и Китая удаётся далеко не всегда.
В качестве временной меры некоторые эксперты предлагают попытаться организовать импорт лесозаготовительной техники через третьи страны, в том числе через ЕАЭС. Но сделать это будет довольно сложно, потому что харвестеры, форвардеры и другая спецтехника — это штучный товар, отследить конечную точку их поставки западные производители смогут довольно легко.
Следовательно, в сложившихся условиях остаётся только одно: максимально быстро организовывать производство аналогов импортной техники в России. Правительство РФ уже объявило о том, что вопрос государственной поддержки этого направления прорабатывается, а проведённый нашим агентством анализ рынка показал, что условия для импортозамещения в отрасли есть.
Чтобы воспользоваться благоприятным моментом, нужно чётко понимать, что сейчас нужно рынку в тех сегментах, откуда ушли иностранные производители», — считают аналитики маркетингового агентства Megaresearch.
Текст: Мария Кармакова
Усиление ответственности за нарушение оборота древесины: препятствия на пути к прозрачности
О том, что власти начнут штрафовать лесопромышленников за нарушение правил оборота древесины, мы писали ещё в марте текущего года. Впервые о нём заговорили в ноябре 2023-го, а весной документ приняли в первом чтении. Спустя ещё несколько месяцев...
Читать далее...
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.