Особенности спецтехники для транспортировки древесины по лесным дорогам | Лесной комплекс
Бензопилы серии GEOSMAX
Узнать больше Свернуть
Развернуть

GEOS — российское название бренда AL-KO, уже более 90 лет выпускающего садово-парковую технику по всему миру. За такой продолжительный срок разработан и выпускается широкий ассортимент надёжной техники как для частного, так и для профессионально применения.

Бензопилы серии GEOSMAX — это качество, надёжность и безотказность в любых условиях эксплуатации.

GEOS — это 20 лет работы в России, 455 дилеров и более 150 авторизованных сервисных центров по всей стране.

Реклама. ООО «ГЕОС», ИНН 7701190698
Erid: F7NfYUJCUneP2WMtPznU

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
Фото: Meusburger Новтрак

Особенности спецтехники для транспортировки древесины по лесным дорогам

Тема лесных дорог набила оскомину всем участникам лесной отрасли, и всё же не говорить о ней невозможно. В условиях текущей политико-экономической ситуации проблема развития и поддержания дорожной сети обостряется, как и многие другие направления, зависимые от импорта. Ведь и для строительства дорог, и для перемещения древесины по ним в России активно использовали зарубежную технику.

«Общая глобальная проблема отечественного ЛПК — низкая эффективность практически всех его составляющих. Причин у этой проблемы достаточно много, как законодательных, так и природно-производственных. К природно-производственным факторам в первую очередь необходимо отнести транспортную проблему.

В России слабая сеть лесных дорог, очень низкие темпы их ввода в эксплуатацию, а качество строительства часто оставляет желать много лучшего. Из официальной статистики известно, что в России на 1 тыс. га — 1,5 км лесных дорог, а в Финляндии на 1 тыс. га — 40 км.

Нельзя не отметить, что спелые доступные насаждения в эксплуатационных лесах во многом уже освоены, в результате плечо вывозки постоянно растёт. На некоторых лесозаготовительных предприятиях Сибири оно уже превысило 250 км. Это, в свою очередь, поднимает себестоимость заготавливаемой древесины и снижает рентабельность лесозаготовок.

Далее, по цепочке, дорожает продукция и снижается рентабельность деревоперерабатывающих предприятий», — комментирует ситуацию в Бюллетене Ассоциации «ЛЕСТЕХ» руководитель направления «Лесозаготовка» Ассоциации, д-р техн. наук, профессор кафедры «Технология и оборудование лесного комплекса» факультета лесного комплекса и землеустройства АГАТУ Игорь Григорьев.

Дорог нет, есть техника

Знают об этой проблеме и производители техники для транспортировки древесины — условия эксплуатации машин находят отражение в требованиях заказчиков.

«Большинство технологических дорог и дорог общего пользования в России нельзя назвать хорошими и качественными, многие из них не соответствуют нормативам. Их состояние значительно влияет на срок службы любого транспортного изделия.

Поэтому при производстве и проектировании полуприцепной и прицепной техники мы учитываем тяжёлые условия эксплуатации техники. И, конечно, без качественных и надёжных комплектующих, таких как высокопрочная сталь и осевые агрегаты, лёгкий и прочный полуприцеп не изготовить», — комментирует менеджер отдела сбыта ЗАО «Новтрак» («Meusburger Новтрак») Иван Антонов.

Сортиментовозы эксплуатируют как по технологическим дорогам, так и по дорогам общего пользования. Это накладывает дополнительные требования к технике по габаритным размерам, полной массе, нагрузкам на ось. Производителям приходится искать решения, чтобы пройти по этим требованиям и одновременно обеспечить максимальную эффективность лесовозных машин.

«Требования к любой прицепной технике, осуществляющей проезд по дорогам общего пользования, регламентированы правилами дорожного движения. К примеру, превышение определённой предприятием для сортиментовоза грузоподъёмности недопустимо.

Если говорить о более общих требованиях в законе, то максимальная масса автопоезда в составе тягача и прицепа не должна превышать 44 тонны, а габаритная длина должна быть не более 20 м.

Мы, как завод-изготовитель различной прицепной техники, дополнительно устанавливаем манометры нагрузки на ось, что позволяет избежать нарушения весового контроля, так водитель уже на этапе погрузки может скорректировать вес перевозимого материала», — приводит пример Иван Антонов.

Фото: u-company.tech

Когда нужен манипулятор?

Также важно понять, нужен ли лесовоз с индивидуальным гидроманипулятором или лучше отдать предпочтение специализированному погрузчику.

«Первый эффективнее при вывозке круглого леса с разных делянок, второй — при больших объёмах перевозок из постоянных мест погрузки и разгрузки. Получается, если технику выбирает подрядчик, который работает для нескольких предприятий ЛПХ и в разных местах, то для него лучше иметь манипулятор.

А если речь о большом лесозаготовительном предприятии, то гораздо эффективнее не использовать шасси с манипулятором — так машины вывезут больше груза», — анализирует генеральный директор ООО «Компания ЮФА» (U-Company) Антон Смирнов.

Представитель «Meusburger Новтрак» подтверждает: выбор зависит от специфики перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, а именно от наличия или отсутствия стационарного погрузчика на местах выгрузки и погрузки. По его мнению, также необходимо понимать, что манипулятор уменьшает массу чистого груза и сокращает площадь для размещения древесины. Кроме того, он прибавляет вес автопоезду, что может усложнить проезд в труднодоступные места.

С учётом специфики

Устанавливать манипулятор на лесовоз или нет, решает сам заказчик. Но есть множество моментов, в которых пользователю лучше положиться на опыт производителя. Главное — проанализировать условия, в которых будет осуществляться вывозка леса, и сформулировать правильный запрос.

«Спецтехнику, в том числе полуприцепы и прицепы-лесовозы, проектируют и изготавливают с учётом специфики работы и перевозки определённого типа грузов в определённых условиях. Конструкция такой техники соответствует этой специфике. Приобретая полуприцеп-сортиментовоз, заказчик может начать его эксплуатацию сразу после приёмки, не делая каких-либо дополнительных доработок.

Поэтому лесовозная техника максимально адаптирована к конкретным условиям эксплуатации, надёжна и неприхотлива в обслуживании. Всё это в совокупности позволяет минимизировать затраты на её дооснащение, обеспечивает максимальную эффективность работы и безопасность при транспортировке леса», — рассказывает коммерческий директор ООО ПКФ «Политранс» Сергей Коновалов.

Фото: Meusburger Новтрак

Специфика регионов

Что касается самих условий, то здесь обычно принимаются во внимание рельеф и климатические особенности территорий, где заказчик оборудования ведёт заготовку и откуда лес будет вывозиться на склады. В большинстве лесных регионов основной объём заготовки осуществляется в зимний период. В частности, в Архангельской области это обусловлено наличием большого количества водных объектов и болот, которые не позволяют осуществлять заготовку и вывозку сырья в другое время.

Менеджер отдела сбыта «Meusburger Новтрак» Иван Антонов подтверждает: в каждом регионе своя специфика. В Сибири, например, обычно требуется усиленный вариант исполнения, так как технику эксплуатируют в самых сложных климатических и дорожных условиях, а для магистральных перевозок на Северо-Западе подойдёт облегчённый вариант.

По опыту специалистов ПАО «КАМАЗ», в Сибири сортиментовозы часто используют в составе автопоездов с соответствующим прицепом. В этом случае за один рейс перевозится больший объём древесины, что снижает итоговые транспортные расходы. Такие прицепы адаптированы к условиям российской зимы и рассчитаны на перевозку крупногабаритного необработанного леса, а также готовой продукции лесоперерабатывающей промышленности.

Природа диктует

Антон Смирнов рассказывает, что в условиях Севера эксплуатируют в основном машины с колёсной формулой 6х6 повышенной проходимости, а в условиях центрального региона — машины с базой 6х4. Это напрямую связано с качеством дорожных сетей и климатическими условиями.

«Полная масса автопоезда при шести осях и более составляет 44 тонны. В лесозаготовках практически 95% пользователей отдают предпочтение тягачам с формулой 6х4, поэтому для перевозки леса по дорогам общего пользования хватает трёхосного лесовоза. Если же компания перевозит по лесным дорогам, то покупает четырёхосный полуприцеп, тягач 6х6 и увеличивает высоту коников, чтобы перевезти максимально больший объём.

При наличии рессорно-балансирной подвески шасси 6х4 можно установить в машине систему пневматического подъёма оси за счёт специальных кронштейнов и пневмоподушек на мосты внутри рамы грузовиков.

Управление системой осуществляется кнопкой из кабины. За счёт подъёма оси улучшается сцепление с дорожным покрытием при недостаточной нагрузке на заднюю тележку», — подчёркивает руководитель U-Company.

А что делать, если машина всё же застрянет на непроходимом участке дороги? Такой вариант разработчики тоже учитывают, устанавливая на шасси дополнительные элементы, которые должны помочь вернуть её в строй: например, буксировочные проушины, петли для троса и буксирные крюки.

При этом специалисты отрасли отмечают: очень часто вытаскивание приводит к поломкам техники, и, чтобы этого избежать, нужно правильно оценить технические характеристики шасси.

Фото: Meusburger Новтрак
Иван Валентик, генеральный директор АО «Краслесинвест" (из выступления на стратегической сессии Красноярского экономического форума «Енисейская Сибирь — окно в Азию»)
Иван Валентик, генеральный директор АО «Краслесинвест» (из выступления на стратегической сессии Красноярского экономического форума «Енисейская Сибирь — окно в Азию»)

Иван Валентик, генеральный директор АО «Краслесинвест» (из выступления на стратегической сессии Красноярского экономического форума «Енисейская Сибирь — окно в Азию»)

«Ещё три месяца назад мы серьёзно не рассматривали китайскую технику. В нашей стратегии долгосрочного лесообеспечения мы планировали купить около 300 тягачей с прицепами и смотрели на западных производителей.

Но последняя ситуация, когда отсутствует возможность получать даже запасные части, заставила нас совершенно по-другому взглянуть на китайский рынок. Сегодня мы покупаем 20 лесовозов Shacman.

Мы получили достаточно неплохие ценовые предложения от наших партнёров. Понятно, что срок службы этой техники немного меньше, но финансовые модели мы оцениваем положительно. Поэтому на первый период времени мы вполне сможем заместить западно-европейские поставки техникой китайских производителей.

А по цене мы столкнулись с фактами попытки продажи нам запасных частей и расходных материалов по цене в 4–5 раз выше от поставщиков запчастей и компонентов западно-европейского производства. Потому что по этой технике как раз формируется основной дефицит.

Понятно, что это на совести тех людей, которые пытаются воспользоваться этим моментом, и должно быть в ведении соответствующих органов государственной власти».


Текст: Мария Кармакова

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №4 2022

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

логистика в лпк
Транспортные субсидии для ЛПК: деньгами делу не помочь? В задаче по переориентации экспорта продукции ЛПК на Восток...
Читать онлайн
Новости
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК

Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК

Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.