Сегодня свободная добыча песка и гравия разрешена, если эти материалы используются в личных, бытовых, технологических и других некоммерческих целях. Однако статья 19 закона «О недрах» не даёт однозначного ответа, относится ли к собственным нуждам лесозаготовителей использование ими песка и смесей для строительства лесных дорог.
Неточности в законе приводят к судебным спорам, которые порой решаются не в пользу предпринимателей. Этой проблемой заинтересовались представители лесной отрасли из СЗФО. Они обратились в Минприроды РФ с просьбой позволить бизнесу свободную добычу необходимых материалов, поскольку возможность брать песок и гравий рядом с дорогами существенно снижает затраты бизнеса на строительство дополнительных коммуникаций, которых зачастую недостаточно для стабильной и эффективной работы.
В статье «Свободная добыча материалов для строительства лесных дорог: почему это важно?» представитель компании «Свеза» рассказал «Лесному комплексу», что для бизнеса крайне затратно перевозить материалы для создания необходимой инфраструктуры из отдалённых карьеров. Особенно когда на месте имеются такие небольшие месторождения, которые нецелесообразно ставить на государственный реестр. Эксперт подчеркнул, что строительство лесных дорог само по себе не является рентабельным, однако это необходимость, без которой функционирование отрасли существенно осложнится.
Комментарием на злободневную тему с редакцией портала поделилась также президент Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» Ольга Калюжная.
— Низкая обеспеченность лесного фонда лесными дорогами — одна из основных проблем лесного комплекса. Соответствующие поручения давались Президентом РФ в 2020 и 2023 годах.
Наличие лесных дорог важно для охраны, защиты лесов, тушения лесных пожаров. Существует и экономический аспект: большинство лесов труднодоступны или недоступны — соответственно, лесозаготовительный потенциал остаётся существенно недоиспользованным.
Законопроект №501213-8 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» (в части регулирования отношений в сфере создания, содержания и эксплуатации лесных дорог) внесён в Госдуму 01.12.2023, принят в первом чтении 12.03.2024. До настоящего времени идёт подготовка ко второму чтению.
Вопрос добычи общераспространённых полезных ископаемых при строительстве лесных дорог остаётся нерешённым. Действительно, в этом вопросе есть неопределённость.
По смыслу статьи 19 закона №2395-1 «О недрах» общераспространённые полезные ископаемые добываются и используются без лицензии на пользование участком недр.
Лесозаготовительные организации при заготовке древесины добывают и используют общераспространённые полезные ископаемые — песок, песчано-гравийные смеси — для строительства лесных дорог. При этом формулировки статьи 19 закона №2395-1 «О недрах» не позволяют сделать однозначный вывод о том, относится ли к собственным нуждам использование песка и песчано-гравийных смесей для производственных и технологических нужд, а также связаны ли производственные и технологические нужды с осуществлением предпринимательской деятельности.
Представляется, что ситуация должна быть разрешена таким образом, чтобы облегчить лесопромышленникам процедуру строительства лесных дорог: построенные лесные дороги будут в дальнейшем использоваться органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере лесных отношений, в том числе для охраны лесов от пожаров.
Решением могло бы стать внесение в законодательство изменений, которые отнесут производственные и технологические нужды индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих песок и гравий для строительства и содержания лесных дорог в рамках лесозаготовительной деятельности, к их собственным нуждам. Это позволило бы бизнесу не оформлять в таких случаях лицензии, то есть избежать длительной по времени процедуры.
Мы понимаем осторожность регуляторов в связи с возможным злоупотреблением со стороны недобросовестных участников рынка песчано-гравийных смесей. Контроль за соблюдением требований законодательства должен быть эффективным, но не обременительным для честных лесопользователей.
Таким образом, несложно сделать вывод о том, что предложение лесопромышленников СЗФО о внесении в действующий на данный момент закон изменений, которые позволят рационально использовать природные ресурсы для строительства лесных дорог, неизбежно встречает одобрение со стороны представителей отечественного ЛПК.
Добьётся ли бизнес успеха на этом пути? Пока судить рано, однако «Лесной комплекс» продолжает следить за развитием ситуации. Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы ничего не пропустить!
Отходы лесопиления — энергетический ресурс предприятия
Отходы лесопиления — неотъемлемая часть любого производства ЛПК. В процессе переработки древесины остаются окорочная и фрезерная стружка, щепа, кора, горбыль, которые копятся на территории предприятий и представляют опасность.
Читать далее...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.