Свободная добыча материалов для строительства лесных дорог: почему это важно? | Лесной комплекс
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
Лесовозная дорога
Фото: pxhere.com

Свободная добыча материалов для строительства лесных дорог: почему это важно?

Вопрос лесных дорог, их законности и добычи строительных материалов для лесопромышленного комплекса всегда был достаточно болезненным. На фоне последних событий, происходящих в отрасли, он приобрёл ещё большее значение.

В частности, речь идёт о нерентабельности строительства столь важной инфраструктуры в связи с невозможностью свободной добычи необходимых материалов — песка и гравия. 

История вопроса

Ранее представители отрасли из СЗФО (Архангельской, Вологодской областей, республики Карелия) обратились в Минприроды РФ с просьбой позволить бизнесу свободную добычу материалов, поскольку возможность брать песок и гравий рядом с дорогами существенно снижает затраты предприятий на строительство дополнительных коммуникаций, которых зачастую недостаточно для стабильной и эффективной работы отрасли.  

Важно отметить, что предприятия не претендуют на территории, которые расположены за границами их пользования. Речь идёт о добыче материалов в пределах участков, предоставленных компаниям ЛПК в аренду. 

Глава комитета заксобрания Поморья по ЛПК, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии Александр Дятлов отметил, что сегодня безвозмездная добыча песка и гравия разрешена в случае использования данных ископаемых в личных, бытовых, технологических и прочих не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности целях. Но есть нюанс:

«Формулировка статьи 19 Закона «О недрах» не позволяет сделать однозначный вывод о том, относится ли к собственным нуждам лесозаготовителей использование ими песка и смесей для строительства лесных дорог», — цитирует г-на Дятлова издание «Российская газета».

Неточности в законе уже не раз становились «камнем преткновения»: из-за них возникают судебные споры, в результате которых бизнес зачастую остаётся не у дел. Так, например, в Республике Коми Верховный суд, разбирая подобную ситуацию, посчитал, что пользование недрами предполагает государственный контроль, а представители бизнеса обязаны заниматься восстановлением участков добычи, а также платить за их использование.

Однако в таком случае, отмечают лесопромышленники, переизбыток бюрократии и большие расходы делают строительство дорог нерентабельным. Предприниматель из Поморья Владимир Буторин подчёркивает: материалы остаются в пределах земель государственного лесфонда, как и построенная инфраструктура, поэтому считать, что они используются бизнесом в коммерческих целях, некорректно.

Прецеденты есть, и их следует учитывать

В частности, мнением на данный счёт с «Лесным комплексом» поделился представитель компании «Свеза». Эксперт отметил, что лесные дороги играют ключевую роль в развитии отрасли, поскольку без них невозможно осваивать новые лесные участки и заготавливать сырьё. Отсутствие инфраструктуры, подчеркнул он, делает лесозаготовку неэффективной и значительно ограничивает деятельность предприятий.

Лесозаготовка

Впрочем, сталкиваются с проблемами при добыче материалов пока не все лесопромышленники, но на прецеденты стоит обратить внимание даже тем, кого данная участь миновала:

«Наша компания не сталкивалась с подобными ситуациями, однако, насколько нам известно, они действительно возникают. В отдельных регионах ранее применялась практика выдачи разрешений на использование небольших месторождений общераспространённых полезных ископаемых, что соответствовало сложившейся региональной практике регулирования. Для бизнеса крайне затратно перевозить материалы из отдалённых карьеров, особенно когда на месте имеются такие небольшие месторождения, которые нецелесообразно ставить на государственный реестр, но они идеально подходят для строительства лесных дорог», — подчеркнул представитель компании.

Нерентабельно, но необходимо

Эксперт также отметил, что строительство лесных дорог само по себе не является рентабельным — экономическая выгода возникает за счёт заготовки древесины. Однако бюрократические процедуры действительно могут усложнять процесс, создавая дополнительные административные барьеры.

«Построенные лесные дороги используются как бизнесом, так и государством. Компании создают их для осуществления своей деятельности, однако они также служат общественным нуждам: обеспечивают доступ к лесным массивам для противопожарных мероприятий, борьбы с вредителями и лесопатологических обследований. Кроме того, местные жители используют эти дороги для доступа к лесам, включая грибные и ягодные участки, а также в качестве альтернативных маршрутов между населенными пунктами, особенно в районах с ограниченной транспортной инфраструктурой.

Мы поддерживаем инициативу Ассоциации лесопромышленников о внесении законодательных изменений, которые позволят рационально использовать природные ресурсы для строительства лесных дорог. Компания «Свеза» также принимала участие в разработке соответствующих предложений», — резюмировал спикер.

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Инвестиции в ЛПК
Инвестиции в деревообработку: выбирается ли отрасль из... В начале 2024 года «Лесной комплекс» спрашивал у экспертов,...
Читать онлайн
Новости
Отходы производства —энергетический ресурс предприятия

Отходы лесопиления — энергетический ресурс предприятия

Отходы лесопиления — неотъемлемая часть любого производства ЛПК. В процессе переработки древесины остаются окорочная и фрезерная стружка, щепа, кора, горбыль, которые копятся на территории предприятий и представляют опасность.

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.