Значение лесов для планеты огромно: они борются с изменением климата, способствуют поддержанию биоразнообразия и защите сельхозземель, обеспечивают человечество востребованной в промышленности древесиной и недревесной лесной продукцией.
Страны, располагающие самыми значительными лесными ресурсами, в ответе перед всем миром за свои природные богатства. Для них критически важно наладить эффективное управление лесными территориями, в котором приоритет отводится защите и воспроизводству лесов.
По данным Глобальной оценки лесных ресурсов, опубликованной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) в 2020 году, леса занимают примерно 4,1 млрд га, или 31% поверхности земной суши. Более половины (54%) лесов мира приходится всего на пять стран.
Лесная политика Китая затрагивает сферы лесонасаждения, защиты лесов и дикой природы, регистрации прав собственности на лесные ресурсы, заготовки и транспортировки древесины. Кроме того, она направлена на предотвращение и контроль опустынивания.
Эта политика реализуется в соответствии со среднесрочными и долгосрочными планами развития лесного хозяйства. Их разрабатывает Государственное управление лесного хозяйства Китая, подчиняющееся Госсовету, оно же выступает основным органом управления лесами. Вопросы лесного комплекса на уровне провинций и городов решают местные бюро управления лесным хозяйством под руководством вышестоящего отраслевого госоргана.
Свой прежний расточительный подход к лесным ресурсам страна пересмотрела в конце 90-х годов прошлого века. По данным инвентаризации лесов КНР, на вторую половину 1990-х годов площадь лесного фонда оценивалась в 159 млн га. Два разрушительных наводнения 1998 года наглядно показали, к чему приводит масштабная вырубка леса, особенно в горных районах. Тогда Китай радикально изменил принципы лесоуправления.
В ряде регионов было запрещено вырубать горные и дикие леса. На сельхозземлях стали развиваться искусственные посадки — лесосырьевые плантации, которые обеспечили часть потребностей промышленности в древесине. Оставшуюся часть внутреннего спроса на древесину страна удовлетворяет за счёт импорта необработанного леса.
Массовые искусственные лесопосадки обеспечивают Китаю ежегодный прирост площади лесов на миллионы гектаров. Благодаря этому сохраняются самые ценные естественные леса, развивается система особо охраняемых природных территорий и лесной комплекс обеспечивается сырьём на десятки лет вперёд.
В 1980-х годах Государственное управление лесного хозяйства Китая при поддержке ФАО развернуло масштабную передачу местным фермерам права собственности на коллективные леса. Домохозяйства стали использовать древесину и недревесную продукцию для себя и для продажи, ухаживать за своими лесами, позже государство отменило все связанные с этим налоги, в том числе на продажу древесины. По статистике ФАО, в результате этой работы 173 млн га лесных угодий перешло в пользование полумиллиарду фермеров, создано более 100 тыс. лесных кооперативов.
Среди программ в области лесного хозяйства, которые реализуются в Китае с конца 1990-х годов, действует проект возвращения сельскохозяйственных земель в лесной фонд. Экологическая программа направлена на преобразование малопродуктивных земель и крутых склонов в леса и лугопастбищные угодья, чтобы избежать эрозии почв и опустынивания. Она помогла восстановить 34,3 млн га деградированных земель и сельскохозяйственных угодий, добиться значительного улучшения состояния окружающей среды, увеличения доходов фермеров и сокращения масштабов нищеты.
Государство поддерживает участников программы субсидиями, обеспечивает техническую помощь. В рамках проекта фермеры, которые живут в лесах и окрестностях и участвуют в коллективном лесном хозяйстве, получают право владения и пользования лесом в течение 70 лет с возможностью его продления. Это позволяет домохозяйствам получать доход от древесины и платежи за экосистемные услуги.
Лесной комплекс РФ представляет собой совокупность лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса. Эти блоки тесно взаимосвязаны, но управляются разными ведомствами.
На федеральном уровне за нормативно-правовое регулирование деятельности по изучению, использованию, воспроизводству и охране лесов отвечает Минприроды. Регулятором в области лесных отношений выступает Рослесхоз, он же оказывает госуслуги и управляет госимуществом в области лесных отношений.
ЛПК входит в зону ответственности Минпромторга. Ведомство оказывает госуслуги и управляет госимуществом в сфере лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, но специфических полномочий в отношении лесной промышленности не имеет.
Основные полномочия в сфере хозяйственного управления лесами переданы региональным органам власти. Субъекты РФ выполняют целый спектр задач:
Действующая в лесном хозяйстве система экономических отношений унаследована от советской экономики, когда лесные ресурсы не продавались, а централизованно распределялись, при этом государство не получало дохода. Сейчас государственный доход от предоставления права использования лесов обеспечивает арендная плата.
Ставки платы за единицу объёма лесных ресурсов и единицу площади не менялись с 2007 года, указывала Счётная палата в конце 2024-го. Исследователи отмечают, что механизм аренды, подобный российскому, не применяется ни в одной другой стране. Более эффективными признаны разнообразные формы государственно-частного партнёрства в области использования лесов.
Институт частной собственности на леса, практикуемый во всём мире, постепенно внедряется и в России. С 2020 года в лесном законодательстве закреплена возможность использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях сельхозназначения. Владельцам сельхозземель разрешено использовать выросшие на участках леса для заготовки древесины, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, научно-исследовательской и образовательной деятельности, создания и эксплуатации лесных питомников и др.
К слову, эксперты оценивают площадь неиспользуемых сельхозземель, пригодных для выращивания леса, более чем в 75 млн га. По мере наработки практического опыта нормативная база в этой сфере будет развиваться.
В федеральной собственности США и под управлением федерального правительства находится 30% лесного фонда страны. Ещё 10% принадлежат правительству штатов, округов и муниципалитетов, ими управляют региональные и местные органы власти.
60% лесов Соединённых Штатов находятся в частной собственности, причём две трети от этой площади — участки со средним размером менее 10 га, принадлежащие семьям и отдельным лицам. Оставшаяся треть — частная собственность корпораций.
Государству принадлежат главным образом заповедные охраняемые леса, где заготовка древесины запрещена. Леса, используемые в производственных целях, в основном сосредоточены в руках частных лиц и семей. В собственности корпораций и компаний находится примерно 14% государственных промышленных лесов.
Американская система лесоуправления в США является многоуровневой. Правительство занимается только теми аспектами лесоуправления, которые касаются общественных лесных земель по всей стране.
Значительные полномочия по управлению лесами государство передало на региональный уровень. В каждом штате действуют свои лесные законы и надзорные органы, есть главный лесник и организация лесного хозяйства. Некоторые штаты кооперируются и совместно регулируют лесохозяйственные отношения. Местные власти тоже разрабатывают собственные нормативные акты и программы.
Контролирующую функцию на федеральном уровне выполняют Служба национальных парков, Минобороны и Лесная служба, входящая в структуру Министерства сельского хозяйства США. Лесная служба управляет находящимися в федеральной собственности национальными лесами через региональных и местных лесных инспекторов, которые отвечают за выполнение лесоохранных, защитных и других мероприятий.
Лесная служба также участвует в управлении частными и муниципальными лесами. Для этого в стране создана сеть из 10 региональных филиалов. Профильные отделы этих подразделений курируют вопросы противопожарной безопасности, защиты животных, заготовки и переработки древесины, инженерных работ, лесопользования в соответствии с планами управления лесным хозяйством, разработанными для каждого штата.
Китай и США — мировые лидеры по темпам лесовосстановления. В последние 20 с лишним лет Россия догоняет их по этому показателю. За период с 2001 по 2021 год отечественные леса приросли примерно на 54,6 млн га.
За 2019-2024 годы, пока действовал федеральный проект «Сохранение лесов», РФ значительно нарастила темпы лесовосстановления. Восстановлено 7,8 млн га леса, причём объёмы работ стали самыми крупными за последние 27 лет, следует из статистики Минприроды и Рослесинфорга. С 2021 по 2024 годы территории лесовосстановления в РФ превысили площадь погибших лесов.
Эта работа продолжится с более высокой эффективностью. В ближайшие 5 лет на федеральный проект «Сохранение лесов» заложен 71 млрд рублей — это на 70% больше, чем потратили с 2019 по 2024 годы.
Наряду с количественными показателями в проекте уделено внимание качеству лесовосстановления и лесоразведения. Для этого предусмотрели новые мероприятия: проведение ухода за лесными культурами, развитие лесного семеноводства и лесных питомников.
Подробнее об этом читайте в материале «Сохранение лесов России — результат общих усилий».
Отходы лесопиления — энергетический ресурс предприятия
Отходы лесопиления — неотъемлемая часть любого производства ЛПК. В процессе переработки древесины остаются окорочная и фрезерная стружка, щепа, кора, горбыль, которые копятся на территории предприятий и представляют опасность.
Читать далее...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.