Когда появились телевизоры, печатным изданиям прочили неминуемую кончину. Точно так же и с механизированной заготовкой древесины. Кажется, высокотехнологичные харвестеры давно должны вытеснить из леса вальщиков с бензопилами. Ан нет. Конечно, доля механизированной заготовки с каждым годом неуклонно снижается, но эксперты говорят, что для человека, мастерски владеющего бензопилой, в лесу работа всегда найдется.
Некоторые крупные предприятия время от времени делают громкие заявления, что на их делянах работают исключительно лесные комбайны, но, как правило, для валки, обрезки сучьев и раскряжёвки крупномерных деревьев всё так же привлекают вальщиков — по договорам субподряда.
С другой стороны, наивно предполагать, что тяжёлая ситуация с импортом лесозаготовительной техники и бешеный рост цен на запчасти и расходники для харвестеров заставят лесопромышленников поставить машины на прикол и вернуться к ручной валке. Как бы ни было трудно с техникой, эксперты считают такое развитие событий не то чтобы маловероятным — скорее уже из разряда откровенной фантастики.
Даже двадцатипроцентное вынужденное снижение объёма заготовки до уровня десятилетней давности, вызванное потерей европейских и западных рынков, падением спроса на древесину в Китае и низкой ценой, не может изменить соотношение механизированной и машинной заготовки леса.
Хотя проблема, действительно, серьёзная. По опросам, в первую очередь из строя выходят именно харвестеры. Операторы, конечно, стали бережнее использовать технику, но поломок не избежать.
Тут, помимо подорожавших в разы запчастей, есть другая проблема: машинам приходится ждать ремонта месяцами из-за того, что детали доставляют окольными путями параллельным импортом.
Здесь на помощь механикам приходят разборки. В крайнем случае из нескольких машин-доноров на предприятии собирают одну — работоспособную. Не зря появился даже такой термин, как «технический каннибализм», который сейчас набирает аппетит. В таких условиях ряд крупных компаний вместо круглосуточного режима перешли на работу в одну смену, сократив количество машин, задействованных в заготовке. Остальная часть лесозаготовительной техники стоит у «забора».
Надо сказать, что и с ручным моторным инструментом (в особенности бензиновым) для заготовки древесины картина выглядит примерно так же. Импортозамещение — тема очень болезненная для лесной отрасли, которая на 100% была зависима от зарубежного оборудования.
Если в некоторых нишах отечественные производители оборудования и раньше могли на равных конкурировать с европейскими компаниями, то в нише производства профессионального бензоинструмента для заготовки древесины, положа руку на сердце, такого сказать, к сожалению, нельзя. Пока, по крайней мере.
С российского рынка профессионального бензомоторного инструмента ушли главные игроки: Stihl и Husqvarna. При этом, естественно, параллельный импорт оборудования этих брендов окольными путями положения явно не спасает: во-первых, из-за того, что это капля в море, а во-вторых — стоимость с учётом санкций стала неоправданно высокой.
Хотя говорят, что свято место пусто не бывает и по законам рынка имеющуюся нишу рано или поздно должны занять другие участники, переходить на пилы отечественного производства лесозаготовительные бригады и вальщики леса, мягко говоря, не спешат. Заготовители проводят такую аналогию: это примерно то же самое, что пересесть с BMW седьмой модели на «жигули-семёрку». А к хорошему, как известно, привыкаешь быстро.
Почему отечественные лесопромышленники не готовы рассматривать для заготовки российские марки бензомоторного инструмента?
По словам эксперта ООО «Межрегиональный лесопромышленный центр экологии инжиниринга и строительства» Фёдора Свойкина, отечественные бензопилы подходят для использования для личных нужд, но только не для работы в лесу, где ежедневная нагрузка на инструмент слишком большая. Всё дело в том, что во многих лесных регионах заготовку ведут преимущественно зимой. Понятно, что экстремальные условия труда, низкие температуры, очень интенсивная работа предъявляют повышенные требования к износостойкости, надёжности и безотказности инструмента.
Помимо затрат на ремонт, выход из строя пилы может обернуться вынужденным простоем в работе лесозаготовителей в разгар сезона. А если одномоментно перестала работать не одна пила, а несколько? Такая ситуация чревата для бригады срывом сроков заготовки, учитывая, что большинство лесосек находятся, как правило, вдали от населённых пунктов и производственных баз с запчастями, поэтому рисковать никто не хочет.
Есть ещё такой важный фактор, как энергоэффективность и компактность. При выборе бензопил, как и другого инструмента, это один из решающих критериев. Если, условно, при одних и тех же характеристиках импортная пила «ест» меньше бензина и масел, учитывая нынешнюю стоимость топлива и смазочных материалов, нетрудно догадаться, какой инструмент возьмут для работы. А если он при том ещё и гораздо легче отечественного «соперника»…
Лесозаготовители привыкли к определённому уровню надёжности, безопасности, энергоэффективности, к комфорту, в конце концов, и отказываться от них не готовы.
Тем более что о полноценном импортозамещении говорить не совсем честно. После ухода европейских поставщиков профессионального инструмента для лесозаготовки некоторые российские «производители» бензопил, вместо того чтобы заниматься собственными разработками и поднимать отечественное производство, без всякого зазрения совести наклеивают свои лейблы поверх китайских иероглифов и продают.
В таких условиях упоминать импортозамещение можно разве что в разрезе замены одного импорта на другой: европейского — на китайский.
По словам Фёдора Свойкина, большинство китайских производителей бензопил, представленных на российском рынке, предлагают технику с примерно одинаковыми характеристиками — различия не существенны. Приемлемой альтернативой некоторые лесозаготовительные компании увидели для себя промышленный инструмент — тот же Китай, но на фоне других конкурентов уже более качественный.
Как отмечает эксперт, по его информации, ряд лесозаготовительных предприятий начали использовать в работе бензопилы таких марок, как Hanakawa и Holzfforma. По внешнему виду, большинству характеристик и модельному ряду они сильно напоминают проверенные временем и привычные вальщикам Stihl. Конечно, назвать их полностью идентичными братьями-близнецами нельзя.
Если говорить образно, это скорее двоюродные родственники. Отличия есть. По словам как экспертов, так и самих лесозаготовителей, с кем удалось пообщаться, в первую очередь отличия касаются запаса прочности: всё-таки оригинальные модели в этом вопросе намного выигрывают, но они и стоят сейчас как минимум в два раза дороже и к тому же в дефиците.
В Иркутской области в арсенале вальщиков появились пилы китайского бренда ZimAni, но пока он не получил широкого распространения, и сказать что-то определённое о его эксплуатации сложно.
«Будем покупать вместо одной пилы две. А что делать?!» — говорит предприниматель из Красноярского края Дмитрий Конышев.
Одна из причин снижения доли механизированной заготовки древесины кроется в дефиците кадров. Эпоха стахановцев и брутальных советских лесорубов, лихо валивших огромные деревья в тайге с помощью бензопилы «Дружба», прошла.
Если есть хоть какая-то альтернатива, молодёжь вместо тяжёлого физического труда вальщика выбирает другие профессии. Взять, к примеру, тех же операторов харвестеров и форвардеров: работают в комфортных кабинах чуть ли не в футболках и тапочках, управляют джойстиками большой лесной машиной, которая ловко пилит и раскряжёвывает вековые сосны.
Конечно, случаются экстренные ситуации, и операторам приходится выходить из зоны комфорта и работать засучив рукава при срочных и межсезонных ремонтах (в случае отсутствия фулсервиса), но с трудом вальщиков это всё равно не сравнимо.
С другой стороны, по словам преподавателей Дивногорского техникума лесных технологий, и запрос на подготовку вальщиков леса от ЛПК поступает крайне редко. Крупные предприятия работают на лесных машинах. Чаще эта профессия сейчас востребована в компаниях зелёного строительства, муниципальных организациях для спиливания опасных деревьев в черте городов и населённых пунктов.
В этом году отделение дополнительного образования Дивногорского техникума лесных технологий выпустило 20 студентов, получивших эту специальность.
За дипломом «Вальщик леса», как правило, идут те, кто точно понимает, зачем им это нужно. Речь идет либо о людях, которые уже работают и им нужны «корочки» для трудоустройства, либо о студентах, которые выбирают эту специальность как дополнительную профессию. А некоторые целенаправленно получают квалификацию вальщиков для участия в соревнованиях профессионального мастерства, рассматривая их как популярный отраслевой вид спорта.
«Недавно я прошла обучение и получила свидетельство вальщика леса 6 разряда. Откуда такой интерес к этой профессии? Моя основная специальность — «Лесное и лесопарковое хозяйство». Когда я на «Лесорубе-2022» на Красном кольце увидела, как выступают женщины, вдохновилась и приняла участие в отборочных соревнованиях «Сибирский лесоруб», которые прошли в Красноярском крае в этом году.
Это захватывающий спорт. Были моменты — волновалась аж до слез. Такой опыт вдохновляет и мотивирует на развитие», — рассказывает студентка 3 курса Дивногорского техникума лесных технологий Светлана Дементева.
Вальщики работают под открытым небом, в день проходя до восьми километров. В сибирских регионах, как все понимают, заготовка проходит, в основном зимой: снег по колено, мороз, ветер. Тем более что сейчас некоторые сибирское предприниматели полностью отказались от вырубок в летний период: слишком хлопотно это в отсутствие лесопромышленной инфраструктуры.
Чтобы сохранить коллектив, появилась практика, когда вальщикам предлагают на лето работать на пилораме. В отдалённых таёжных посёлках, где с работой тяжело, люди рады любой возможности заработать, тем более если не готовы ехать на вахту в другой регион. Цена на круглые лесоматериалы упала настолько, что волей-неволей подталкивает заготовителей налаживать углубленную переработку древесного сырья.
Особенно это касается малых предприятий, нацеленных на внутренний рынок. Таковы реалии сегодняшнего дня. С одной стороны, остро стоит вопрос выживаемости предприятий лесного сектора, с другой стороны, их поставили перед жёсткой необходимостью развивать производство. И тут у хорошего руководителя все сотрудники — игроки одной команды.
Фёдор Свойкин, кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С. М. Кирова, доцент Сыктывкарского лесного института, эксперт ООО «Межрегиональный лесопромышленный центр экологии инжиниринга и строительства»
«О том, что лесопромышленники поставили харвестеры на прикол и перешли на заготовку пилами, речи, конечно, не идёт. При сокращении объёмов заготовки древесины многооперационные лесные машины переходят на сокращение смен: работают не в две-три смены, как раньше, а оставляют только дневные, например.
В то же время часть техники временно выводится из эксплуатации: стоит у забора и ждёт восстановления объёмов заготовки или разборки как донор. Это грозит кадровыми изменениями. Часть работников могут перейти в смежные отрасли со схожей вахтовой организацией труда (нефтегазовый сектор, дорожное строительство), потому что оператор харвестера вряд ли станет заготавливать лес вручную — он скорее будет осваивать другую промышленную технику (например, экскаватор, который конструктивно проще и надёжнее).
Крупные предприятия и холдинги, в любом случае, вряд ли откажутся от многооперационных лесных машин. Даже с учётом санкций объёмы заготовки древесины у них остаются довольно большими.
В то же время наверняка всегда будут лесозаготовительные бригады для ручной валки лесных насаждений. Часто такой способ применяют на выборочных рубках. Строить лесные дороги и осваивать новые лесные массивы всегда было дорого, и даже в более лёгкие времена немногие компании шли на такие расходы, а сейчас — тем более. Одна из первоочередных задач, которые ставят перед собой менеджеры лесного бизнеса, — снизить себестоимость продукции».
Станислав Талышев, студент 4 курса Дивногорского техникума лесных технологий
«Я получил диплом «Вальщик леса» в техникуме во время учебы по основной специальности. Это даёт мне возможность участвовать в конкурсах.
Профессионально интересуюсь лесным делом и уже несколько раз участвовал в отборочных соревнованиях «Сибирский лесоруб». Благодаря победе в 2022 году я стал участником всероссийского этапа конкурса, который прошёл в Красноярске, на Красном кольце, и занял 2-е место среди юниоров.
Дважды принимал участие в «Лесном многоборье»: в прошлом и позапрошлом годах. В Москве мы заняли 2-е место в командном первенстве и по 3-му месту на отдельных этапах. В Йошкар-Оле команда Дивногорского техникума взяла серебро и два первых места на этапах «Лесовосстановление» и «Основные работы на лесосеке».
В 2022 году на Европейском чемпионате лесных школ я занял 2-е место в составе нашей команды и 3-е — в личном зачёте.
Победы в конкурсах пригодятся мне в карьере в лесном хозяйстве. Но не только поэтому я освоил специальность вальщика. Эти навыки нужны в «Авиалесоохране», с которой я планирую связать профессиональную деятельность».
Текст: Елена Скуратова
Лесопродукция на продажу: переориентация экспорта или внутренний рынок?
Переориентация экспорта российской лесопродукции практически завершена. Те предприятия, что нашли иные площадки сбыта, активно наращивают сотрудничество с новыми партнёрами, а их отстающие коллеги не менее активно стараются нагнать упущенное,...
Читать далее...
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.