Российская лесопродукция в транспортной блокаде | Лесной комплекс
Бензопилы серии GEOSMAX
Узнать больше Свернуть
Развернуть

GEOS — российское название бренда AL-KO, уже более 90 лет выпускающего садово-парковую технику по всему миру. За такой продолжительный срок разработан и выпускается широкий ассортимент надёжной техники как для частного, так и для профессионально применения.

Бензопилы серии GEOSMAX — это качество, надёжность и безотказность в любых условиях эксплуатации.

GEOS — это 20 лет работы в России, 455 дилеров и более 150 авторизованных сервисных центров по всей стране.

Реклама. ООО «ГЕОС», ИНН 7701190698
Erid: F7NfYUJCUneP2WMtPznU

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
Остановка контейнерных перевозок
Фото: pxhere.com

Российская лесопродукция в транспортной блокаде

Ещё никогда логистика в ЛПК не доставляла бизнесу столько непредвиденных осложнений. Сегодня можно без всяких сомнений утверждать, что неблагоприятные прогнозы специалистов международной консалтинговой фирмы Wood Resources International (WRI) становятся реальностью: многочисленные санкции Европы против России сказались на поставках лесной продукции во всём мире, а для отечественных лесопромышленников они и вовсе могут стать фатальными. Дело уже даже не в невозможности отправить товар на экспорт, а в том, что наравне с лесопродукцией в страну перестали поступать европейская фурнитура и сырьё, а также лесная техника, деревообрабатывающие станки и комплектующие к ним. Растущие ограничения со стороны судоходных компаний и авиаперевозчиков практически полностью перекрыли российскому бизнесу доступ к мировым торговым путям. 

Изначально сразу несколько мировых перевозчиков в лице датской компании Maersk, швейцарской Mediterranean Shipping Company (MSC) и французской CMA CGM заявили об остановке контейнерных перевозок как из России, так и в страну. Суммарная доля этих трёх перевозчиков на отечественным рынке превышает 50%. В контейнерной блокаде оказались приморские порты — Владивосток, Находка и Восточный.

Следующими о приостановке перевозок заявили такие крупные экспедиторские компании, как швейцарская компания Kuehne + Nagel International AG и немецкая DB Schenker. И на этот раз «под удар» попали не только морские виды транспорта, но также воздушные и наземные. Прекратило обработку входящих отправлений в Россию и DHL, подразделение Deutsche Post AG. 

В то же время об отмене поставок в Республику Беларусь объявили датская DSV A/S и французская Geodis

Маркетплейс грузовых перевозок FreightOS, в свою очередь, выразил опасения, что из-за сбоев в транспортном сообщении с Россией компаниям по всему миру придётся больше платить за доставку грузов. Более того, часть грузовых авиаперевозчиков ввели надбавки за военный риск.

Очевидно, что все вышеперечисленные решения значительно влияют на логистику в ЛПК, ведь в экспортном контейнеропотоке из РФ преобладает именно продукция лесопромышленного комплекса, включая картон, бумагу, пиломатериалы, фанеру и т. д. 

О проблемах с поставками рассказал руководитель ГК «УЛК» Владимир Буторин. Глава холдинга отметил, что на сегодняшний день европейские компании-поставщики лесозаготовительной и лесовозной спецтехники, оборудования для лесопильных и пеллетных производств остановили отгрузки своей продукции в РФ. По его словам, европейские компании прекратили закупать российские пиломатериалы и топливные гранулы. 

ЛесЕГАИС

Ситуация сказалась и на планах холдинга: несмотря на то, что все предприятия УЛК продолжают функционировать в обычном режиме, компания всё же была вынуждена приостановить работы по строительству нового завода в Карпогорах. Причиной тому послужила та самая отмена поставок: оборудование для нового предприятия производилось в Европе. Тем не менее Владимир Буторин смотрит в будущее с оптимизмом: 

«За 32-летнюю историю своего бизнеса я пережил не один экономический кризис — сейчас искренне считаю, что это время талантливых людей и новых возможностей, которые мы с вами обязательно используем. Вместе мы выстоим, вырастем и станем ещё сильней и успешней!» — цитирует главу УЛК издание News29.ru.  

Сайменский канал — перекрытая транспортная артерия

Однако далеко не все отечественные лесопромышленники разделяют точку зрения руководителя ГК «УЛК». Так, ещё до развернувшихся на Украине в конце февраля событий региональное объединение работодателей «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Вологодской области» попросило правительство разрешить экспорт берёзового баланса через Сайменский канал в Финляндию. 

Просьба эта вполне понятна, поскольку Сайменский канал является единственным доступным водным путём, по которому лесопромышленники могли отгружать свою продукцию в эту скандинавскую страну — ежегодно российские компании экспортировали через него около 300 тыс. кубометров леса. 

Вступивший в начале 2022 года запрет на экспорт древесины и радикальное сокращение числа таможенных пунктов, через которые был разрешён вывоз лесоматериалов, заставили многих представителей лесного бизнеса всерьёз опасаться того, что объёмы лесозаготовки им придётся сокращать, а ещё терпеть финансовые издержки, к которым предприятия, вынужденные работать в новых условиях, оказались не готовы. 

В частности, недовольны запретом на экспорт древесины через Сайменский канал оказались предприятия Вологодской области. Единственной альтернативой для них оставались перевозки наземным транспортом, что экономически крайне невыгодно для лесопромышленников: транспортировка тех же берёзовых балансов на расстояние 600–700 км оценивается в 2500 руб. за кубометр (и это без учёта НДС). Данная сумма превышает стоимость самих балансов. О какой выгоде может идти речь в таком случае?

Более того, перевезти весь объём заготовленного на экспорт баланса с помощью автомобилей попросту не получится: перевозчики не смогут обеспечить необходимое количество транспорта для этих целей. Чтобы перевезти 350 тыс. кубометров груза, потребуется приблизительно 13 тыс. автомобильных рейсов. 

Генеральный директор холдинга «Череповецлес» Валерий Писарев отмечает, что сегодня просьбу лесопромышленников об открытии канала поддерживают в Минпромторге. Издание «Красный Север», ссылаясь на эксперта, сообщает, что российский Союз лесопромышленников готовит письмо с просьбой возобновления экспорта древесины через Сайменский канал на имя главы Правительства России Михаила Мишустина.

Российский лес на пути в Азию

Вот только поможет ли открытие Сайменского канала отечественному ЛПК в условиях новых санкций ЕС и прекративших поставки в Россию и из ней крупных мировых экспедиторских компаний? Пока на этот вопрос ответить сложно, однако впадать в отчаяние не стоит: европейские партнёры и поставщики не отказались работать с россиянами. Они ждут конкретики и приостанавливают работу «до дальнейших уведомлений», что даёт надежду на возобновление отношений. 

Читайте также: «Удар санкциями по ЛПК: как себя «чувствует» лесная отрасль в новых условиях».

Перспективным направлением оставалась и остаётся Азия, и в частности Китай, который интереса к российской древесине не потерял уж точно. Китайские инвесторы сотрудничают с предприятиями Дальнего Востока, расширяя своё присутствие в регионе за счёт новых инвестпроектов.

Согласно данным аналитического агентства WhatWood, на сегодняшний день основным импортёром российской лесопромышленной продукции выступает именно Поднебесная: на КНР в 2020 году пришлось около 35% экспортной выручки компаний, в то время как на Европу — 29%, а на СНГ  — 19%. 

В то же время, по оценке генерального директора логистической международной компании Standard Trade, с рынка перевозок вряд ли уйдет китайская COSCO. Останутся также и российские перевозчики — FESCO и SASCO. Таким образом, возить грузы морским транспортом всё ещё можно, но цены будут, что вполне ожидаемо, «кусаться».   

Горячая линия Минпромторга для экспортёров

Правительство России не осталось в стороне. Как сообщает Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «Бумпром»), Минпромторг и  АО «Российский экспортный центр» столкнулись с большим количеством сообщений и звонков со стороны взволнованных ситуацией российских экспортёров. Многие компании были обеспокоены тем, как будет организована поддержка ННЭ. 

Для решения возникающих сложностей Минпромторгом была организована специальная «горячая линия». Экспортёры смогут не только сообщить о проблемах, но также узнать актуальную информацию о механизмах государственной поддержки и получить консультацию.

Обратная связь с ведомством организована посредством электронной почты по адресу: export@minprom.gov.ru. Также на сайте АО «РЭЦ» доступна для заполнения форма обратной связи, через которую экспортёры могут сообщить о возникших проблемах и получить помощь.

Сообщается, что Минпромторг и АО «Российский экспортный центр» постоянно наблюдают за развитием ситуации, связанной с поставками на внешние рынки продукции российской промышленности.

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации... Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на...
Читать онлайн
Новости
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК

Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК

Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.