Свет очей стальных гигантов | Лесной комплекс

Свет очей стальных гигантов

На лесных делянах работа спецтехники не прекращается даже ночью. И в сезон активных заготовок в лесу без осветительных приборов не обойтись. Чтобы обеспечить необходимый уровень освещения для качественной работы, производители лесных машин оснащают своих подопечных надёжными фарами рабочего света. Но всякий ли осветительный прибор даёт нужный эффект?

Сегодня многие производители лесных машин считают, что экономически целесообразно использовать те фары, что потребляют минимум электроэнергии, обеспечивая при этом освещение самого высокого уровня. Сейчас наблюдается нешуточная борьба между ксеноном и светодиодом, так как фары рабочего света обоих типов, установленные на спецтехнику, дают возможность без привлечения сторонних ресурсов организовать должное освещение рабочего места. Отыскать золотую середину в этом противоборстве пока не представляется возможным, ибо с каждым годом наблюдается улучшение имеющихся характеристик осветительных приборов и обновление продуктовой линейки. При этом в отраслевых кругах негласно признают преимущество светодиодного освещения.

На рынке спектр моделей основных и дополнительных фар от компаний Nordic Lights, Schiberg, Aurora и Oledone представлен как самыми компактными, так и солидными конструкциями. Оптику данных производителей широко используют на многих видах машин: легковых и грузовых автомобилях, специальной лесной и сельскохозяйственной технике, внедорожниках и вездеходах.

Сергей Исаев
Сергей Исаев, ведущий специалист ООО «ТехСтар»

«Очевидно, что для лесозаготовительных машин огромное значение имеет высококачественная оптика фар. Полноценное освещение рабочей зоны обеспечивает максимально комфортные условия для операторов и непосредственно влияет на увеличение производительности техники, кроме того повышает безопасность работ при валке леса. Качество освещения способно многое изменить и, как показывает практика, сказаться на улучшении показателей эффективности лесозаготовки в целом. Ксеноновые и светодиодные фары, дающие максимальный световой поток при низком потреблении энергии и равномерное распределение света, являются наиболее востребованными для лесных машин», — пояснил ведущий специалист ООО «ТехСтар» Сергей Исаев.

Некоторые специалисты отмечают превосходство светодиодной технологии, сравнивая её с привычными галогенными и ксеноновыми лампами. По их мнению, диодные фары рабочего света и светодиодные балки обеспечивают яркую, плотную, равномерную световую заливку обширного участка непосредственно рядом с техникой. Качество света сравнимо с дневным солнечным, что обеспечивает высокий уровень комфорта при выполнении работ. Фары рабочего света создают яркое световое пятно большой площади за счёт использования специальных линз-рассеивателей. Низкое энергопотребление позволяет существенно экономить топливо при использовании светодиодных фар для освещения рабочих площадок. Диодные балки размещают на крыше транспортного средства и используют как источник дополнительного освещения. С их помощью создают световой коридор определённой дальности, что позволяет не сбавлять привычный рабочий ритм даже тогда, когда вокруг хоть глаз выколи. Стоит отметить, что, выбрав оптимальный угол наклона оптики можно избежать засветки рабочих частей спецтехники (грейфера, головки) — между источником света и краем светового пятна остаётся неосвещённое пространство.

«Наиболее востребованным на данный момент является светодиодное рабочее освещение. Оно набирает большую популярность и заменяет собой рабочее освещение с ксеноновыми или галогеновыми лампами. Заготовка леса ведётся круглогодично и круглосуточно, а значит, хорошая освещённость пространства вокруг лесозаготовительных машин позволяет значительно повысить безопасность и эффективность работ. К преимуществам светодиодного рабочего освещения можно отнести низкое энергопотребление, высокую светоотдачу, больший срок службы по сравнению с галогеновыми и ксеноновыми лампами. Лесозаготовительная техника работает в особо тяжёлых условиях и фары и фонари должны отвечать следующим требованиям:
• широкий диапазон рабочих температур;
• устойчивость к вибрации;
• устойчивость к механическим воздействиям», — обозначил специалист по продуктовому маркетингу John Deere Никита Назаров.

Сейчас светодиодные фары наделили длительным сроком безремонтной службы и оправдали доверие многих компаний, использующих их в самых сложных условиях. В частности, разработаны и успешно внедрены специальные модели диодных фар для спецтехники, задействованной как в горной, так и лесной промышленности. Такая оптика способна выдержать весьма серьёзную вибрационную нагрузку. Практически все виды ламп под воздействием вибрации достаточно быстро приходят в негодность, в то время как светодиоды не подвержены разрушению. Корпус фар, пригодных для установки на спецтехнику, выполнен из литого алюминия, устойчивого к коррозии, механическим и химическим повреждениям. Оптические линзы изготавливаются из прочного поликарбоната, который чрезвычайно трудно разрушить. А герметичный корпус надёжно защищает светодиоды от попадания влаги и грязи. Фары для спецтехники способны переносить резкие перепады температур, светодиоды не боятся сильных морозов, что делает данный вид оптики наиболее практичным решением в любых климатических зонах.

«Лесная техника мобильна, работает в достаточно сложных ландшафтных условиях, выдерживая удары и вибрации, машины работают по много часов в день и не останавливаются даже в темное время суток. Ни плохие условия видимости, ни изменения температуры и погодных условий, ни вибрации и удары не должны влиять на результаты работы. Это означает, что лесным машинам нужны надежные и мощные фары.
Лесорубы могли наблюдать развитие рабочих фар своими глазами. Все началось с галогеновых ламп, которые были вытеснены газоразрядными (ксеноновыми) фарами, на смену которым в свою очередь приходит светодиодная оптика.
Ксеноновые фары N45 HID и светодиодные Scorpius N4402 LED — наиболее часто встречаются на технике Ponsse, Valmet, Cat, John Deere и других марок. Они обеспечивают мощное освещение — световой поток 3500 Люмен для ксеноновых и 4200 Люмен для светодиодных фар. При этом потребление энергии намного ниже по сравнению с галогеном — всего 45 Вт и 50 Вт у ксенона и светодиодов соответственно. Оптически ровное распределение освещения с мягкими границами, широкий диапазон рабочих температур в интервале от -40 °С до +85 °С, компактность — всё это обуславливает выбор производителей и пользователей техники в пользу этих фар. Сверхнадёжные и мощные светодиодные фары, в конечном счете, кардинальным образом влияют на повышение безопасности и эффективности работ лесных машин», — рассказывает Сергей Исаев.

Дополнительные светодиодные фары давно показали своё превосходство над галогенными фарами благодаря своей яркости, долговечности и влагозащищённости. Они обеспечивают гораздо более плотную световую заливку, у них меньше энергопотребление при большей световой мощности, а также они обладают большей виброустойчивостью, что очень важно при установке светодиодных фар на лесной технике, экскаваторах и погрузчиках. В большинстве случаев их используют для освещения рабочей зоны, а не для освещения дороги при перемещении. Поэтому для таких задач существуют специальные светодиодные фары рабочего света. Такие фары устанавливаются на максимально возможной высоте от полутора до пяти метров и освещают рабочую зону в радиусе до пятидесяти метров от места установки.

Светодиодные фары рабочего света Loyo также устанавливаются на специальную технику для освещения пространства в непосредственной близости от ТС (рабочей зоны) от 2 до 30 метров.

На сегодняшний день осветительные приборы для машин выпускают в различных корпусах. На рынке можно встретить как круглые фары рабочего света, так и прямоугольные и квадратные фары рабочего света на светодиодах. В основной своей массе корпус светодиодных фар выполнен из алюминиевого сплава, что делает его ударостойким, а прочное стекло из поликарбоната способно выдержать практически любые виды нагрузок. Заявили своё право на жизнь и LED-фары рабочего света. Как и их собратья, они облюбовали внедорожники и отлично себя чувствуют в качестве фонарей рабочего света на лесной, дорожной, строительной и сельскохозяйственной технике.

Светодиоды — не только мода, но, прежде всего, это современные технологии, позволяющие экономить электричество и получать больше света одновременно. Обычная лампочка больше половины энергии рассеивает в виде тепла, нагревая стёкла фар, да так, что дальним светом можно греть руки в холодную погоду. Светодиод превращает электричество в свет напрямую, минуя фазу нагрева нити накаливания. Он мало нагревается, механически прочен и исключительно надёжен и долговечен. Ему не страшны ни вибрации, ни ударные нагрузки.

На отраслевых платформах торговли сегодня можно встретить линейку светодиодной оптики марки Prolight фирмы Vision X USA. Данная компания не первый год ориентирована на выпуск светодиодных и ксеноновых приборов освещения не только для крупногабаритной техники для леса и горнодобычи, но и для дорожного-строительного сектора. Как и большинство светодиодных продуктов, фары Prolight имеют алюминиевый корпус и защиту международного к ласса IP68. Поэтому фары данной марки обеспечены полным спектром защитных свойств от пыли и влаги, а оптические элементы оберегает ударопрочный пластик, и они не восприимчивы к температурным изменениям в диапазоне от –40 °С до +80 °С. Львиная доля фар оснащена электронными схемами на основе технологии Prime Drive. Ключевая особенность технологии заключена в получении от светодиодов максимальной светоотдачи и контроле тепловых нагрузок отдельно на каждый светодиод. К тому же компания-производитель свои продукты подвергает проверке в три этапа в процессе сборки, а также присваивают каждому изделию серийный номер и комплектует разъёмами от Deutsch Connectors, гарантирующими полную герметичность соединений проводов питания.

Некогда светодиодный сегмент открыл потенциальным заказчикам новое имя в лице компании Hella, которая также, как и конкуренты, представила на рынке фары с устойчивыми характеристиками ударопрочности и влагозащищённости. То ли в шутку, то ли всерьёз, но однажды специалисты компании обещали 500 евро тому, кто всё же ухитрится разбить их фару молотком. Нашёлся ли такой смельчак, неизвестно, но от столь интересного предложения точно отказался один из участников теста продукции. Разработчики, представляя свои изделия, сделали акцент на том, что каждый модуль снабжён блоком управления температурой диода. С их слов, это продлевает ему срок службы. А в целом, компания весьма серьёзно подошла к формированию светового луча, оснастив фары отражателями.

Пользователи светотехники отмечают, что многие аналоговые приборы очень сильно ослепляют движущихся навстречу водителей. А вот у оптики от Hella с этим проблем не так много, поскольку именно отражатель всю основную интенсивность луча направляет вдаль. Поэтому «бывалые» советуют о ператорам лесных агрегатов работать на делянах на некотором расстоянии друг от друга. Сами производители указывают на то, что их испытания выявили принципиальную разницу работы светотехники в различных условиях: бездорожье и трасса. Оказалось, что при движении или работе на разбитой дороге едва ли нужна дальность луча более 50 метров, но вот ширина и качество заливки рабочего пространства светом играют боле важную роль, нежели на твёрдом покрытии. Ведь по существу в лесном массиве наличие встречных машин — редкость, зато полно канав, камней и ухабов, с которыми всегда шутки плохи.

В принципе сегодня рынок изобилует качественным, но весьма дорогим продуктом осветительного направления. Перевесят ли ударопрочность, влагостойкость, морозоустойчивость и малое энергопотребление ослепительную цену светодиодных фар? Скорее всего, да. И одним из аргументов в пользу светодиодов можно считать заявление компании Komatsu о внедрении светодиодных фар в линейке собственной лесозаготовительной техники. По их мнению, светодиоды — это новое поколение технологии освещения, которое приходит на смену ксенона. Komatsu Forest впервые представила светодиодные фары для использования в лесозаготовительной технике ещё три года назад и не ошиблась в своём выборе. Поскольку уже тогда светодиодные фары Komatsu обеспечивали быстрое включение и яркое освещение при низких затратах мощности и электроэнергии. Цветовая температура фар достигала 5700 К, что намного превосходит ксенон по мощности. Кроме того, несмотря на низкое энергопотребление всего в 43 ватта, сила их света способна достигать 3000 люменов.

Светодиодная технология по праву считается крайне надёжной, что значительно увеличивает срок службы светодиодных фар. При этом стекло фар изготовлено из особого полимерного материала с повышенными прочностными свойствами. А в фарах применяются встроенные термодатчики для защиты от перегрева, скачков напряжения и неправильной полярности.

Мнение

Сергей Исаев, ведущий специалист ООО «ТехСтар» (поставщик осветительных приборов класса Heavy Duty, официальный дистрибьютор Nordic Lights в России):
«Сегодня именно использование светодиодных фар, таких как Scorpius N4402 LED является наиболее актуальным решением в области светового оборудования для разных видов техники, работающей в сложных условиях. Помимо перечисленных выше достоинств они производят максимально близкий к естественному дневному свет (цветовая температура 5700 К), что значительно снижает нагрузку на глаза оператора. Не требуют трудоёмкого или дорогостоящего технического обслуживания, ведь необходимость менять перегоревшие лампы отсутствует, а значит время простоя техники снижается. Служат до 50 000 часов, что в десяток раз превышает сроки службы ксенона. Выдерживают серьёзные вибрационные (24–2000 Гц) и ударные нагрузки (60 G), защищены от перегрева, скачков напряжения и напряжения обратной полярности, пыле- и влагозащищены (IP68, IP6K9K)».

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №6 2016

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Новости
AMF-Bruns

Успешный крупный проект: AMF-Bruns вводит в эксплуатацию новый завод по производству биотоплива

AMF-Bruns в настоящее время реализует масштабный проект для одной из ведущих энергетических компаний Европы, который...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.