С бору по сосенке: выбираем спецтехнику для лесозаготовки | Лесной комплекс
собираем автопарк для лесозаготовки

С бору по сосенке: выбираем спецтехнику для лесозаготовки

Выбирая тему для данной рубрики, мы планировали поделиться с нашими читателями рекомендациями производителей и дилеров лесозаготовительной техники на тему подбора машин для компаний, которые работают на небольших по площади и объёму древесины участках, расположенных в отдалённых территориях, а значит, вынуждены небольшие партии леса возить на дальние расстояния.

Проблема большого плеча вывозки актуальна и для крупных компаний, но у них, как ни крути, больше возможностей для того, чтобы закупить высокопроходимую и максимально грузоподъёмную технику в необходимом количестве или — ещё лучше — получить в аренду богатые деловой древесиной и не столь удалённые участки в рамках инвестпроектов.

Однако в процессе подготовки статьи выяснилось, что сегодня и крупные, и малые лесозаготовители практически равны перед проблемой комплектования автопарка для лесозаготовки, — «спасибо» за это санкционной политике Запада.

собираем автопарк для лесозаготовки

Пора списывать со счетов?

Сразу после введения санкций, в марте этого года, все три крупнейших поставщика лесной техники: Ponsse, John Deere и Komatsu — заявили о приостановке поставок в Россию как самих машин, так и запчастей к ним. А значит, прекращено и сервисное обслуживание работающего в России оборудования.

Некоторые дилерские организации пока продолжают поддерживать технику своих клиентов в работоспособном состоянии, но вряд ли их запасов запчастей хватит надолго. Означает ли это, что отечественным заготовителям придётся вернуться к традиции комплектования автопарка большим числом узкоспециализированной техники?

https://dprom.online/unsolution/aktualnost-voprosa-oborudovaneeya-sklada/

«Не согласен с этим утверждением. Доступ к приобретению многооперационных лесозаготовительных машин (харвестеров), их узлов и деталей, конечно, на сегодняшний в значительной степени ограничен, но параллельный импорт оставляет возможность приобретения такой техники.

Более того, на сегодняшний в России налажен выпуск харвестеров «Амкодор», не уступающих по производительности ряду зарубежных аналогов. Что же касается второй составляющей лесозаготовительного комплекса — форвардера, то тут выбор ещё шире: помимо техники, выпускаемой холдингом «Амкодор», вывозку лесоматериала можно эффективно осуществлять при помощи лесовозных полуприцепов, оснащённых манипуляторами.

В частности, белорусского бренда «Тигер», в линейку которого входят как бесприводные, так и полноприводные машины, способные вывозить в месяц до 2,5 тыс. кубов леса», — поделился мнением руководитель направления лесопромышленного комплекса «НПФ «Технотранс» Роман Худоконенко.

Что касается пресловутого плеча вывозки, то здесь специалист напоминает, что зарубежные лесозаготовители уже довольно давно с выгодой для себя используют, в том числе и на небольших по объёму заготовках, лесовозные тракторные прицепы, которые могут вывозить лес как за харвестерами, так и за бригадами вальщиков. По словам представителя «НПФ «Технотранс», такие машины с успехом применяются в странах ближнего зарубежья и в России.

Если же говорить в целом о критериях выбора техники для лесозаготовки в текущих экономических обстоятельствах, то Роман Худоконенко убеждён: сегодня первоочередными критериями являются ремонтопригодность и наличие комплектующих. К такому же выводу пришли участники круглого стола, который прошёл на площадке чемпионата «Лесоруб XXI века» в Архангельской области.

https://dprom.online/unsolution/aktualnost-voprosa-oborudovaneeya-sklada/

Год, в лучшем случае два

Правда, как выяснилось, большинство представителей лесозаготовительной отрасли этого региона не торопятся делать ставку на проверенные европейские и американские машины, несмотря на то, что именно они составляют сегодня большую часть их автопарков.

«Мы провели общий анализ рынка лесной техники и видим, что за последние пять лет он является растущим. Среднегодовой рост по лесным машинам составляет 4%, и мы предполагаем, что в 2024–2025 годах скажется отложенный спрос, рост будет более динамичным. 95% российского рынка было представлено машинами зарубежных игроков. John Deere и Ponsse занимали 70% и по факту покинули наш рынок», — такую статистику привёл исполнительный директор ООО «Четра» Владимир Антонов.

И доклады лесозаготовителей её подтверждают. Например, описывая текущую ситуацию в Группе «Илим», директор филиала в Коряжме Сергей Кривошапкин отметил, что компания располагает 33 лесозаготовительными комплексами производства компаний John Deere и Ponsse. Потребность в новой технике на 2023 год составляет восемь комплексов. И в «Илиме» не уверены, что это будут машины тех же производителей.

«Каким образом работала цепочка поставок до февраля 2022 года? Заводы John Deere и Ponsse реализовывали свою технику и запчасти через представителя в России, такие как ООО «Джон Дир Русь» и ООО «Понссе». Далее техника реализовывалась через дилерские организации в регионе, такие как «Трактородеталь» и «Цеппелин Русланд».

В настоящее время поставки новой техники прекращены, а поставки запчастей производятся только через склады дилеров. Работа техники обеспечивается за счёт складских остатков. Видение Группы «Илим» по обеспечению производства следующее: основное — проработка новых цепочек поставок и покупка б/у техники.

При этом надо понимать, что эти тактические решения приведут не более чем к стабильности на перспективу не более одного года. Группа «Илим» видит перспективу в развитии отношений с брендами из Беларуси и Китая», — пояснил глава филиала холдинга в Коряжме.

https://dprom.online/unsolution/aktualnost-voprosa-oborudovaneeya-sklada/

С коллегой согласился представитель другого крупного игрока на рынке лесной промышленности: по словам генерального директора по лесообеспечению ООО «Карелия Палп» Анатолия Артеева, «год ещё ОК». А что дальше? Объёмы заготовки снижаются, сказывается и падение курса доллара, и катастрофическое снижение цен на пиломатериалы. А значит, и техника эксплуатируется меньше (как говорится, нет худа без добра).

«С учётом этого за счёт наличия складских запасов и ещё какого-то потока по параллельному импорту мы продержимся в течение года. Дальше будет сложнее. Мы провели разведку боем, съездили в Беларусь к «Амкодору», посмотрели их заводы в Минске. У них тоже есть сейчас проблема по поставкам запчастей.

Плюс пока непонятно, как будут вести себя их манипуляторы, есть моменты, связанные с программным обеспечением. Но эти машины уже есть. Другая проблема: сможет ли белорусская компания с учётом отложенного спроса обеспечить техникой всех нуждающихся в ней? К тому же цены на их продукцию неизбежно будут расти», — перечислил проблемные точки представитель карельского изготовителя бумаги и картона.

Он также заявил об интересе предприятия к китайским производителям спецтехники. Правда, напрямую сотрудничать с инженерами из Поднебесной в «Карелия Палп» не планируют — посредниками выступят всё те же дилерские организации, связи с которыми уже налажены. По мнению Анатолия Артеева, для них открывается огромное окно возможностей, вопрос в том, как они им воспользуются.

«Наверное, оптимальный путь — это частичная локализация производства в России, в том числе за счёт поставок из Китая, и формирование систем ЛЗК на базе китайских экскаваторов. С форвардерами будет сложнее, потому что китайцы буксуют в этой части. Это сложная система, её надо не только создать, но и испытать, чтобы она работала.

Думаю, коллеги-лесозаготовители меня поддержат, нас ведь не сильно заботит, чья это машина, из какой страны и какого бренда. Для нас главное заготовить лес в нужном объёме и по понятной цене.

Мы сейчас смотрим на белорусские форвардеры, но будем брать на тест-драйв и китайскую технику», — поделился стратегическими планами замгендиректора по лесообеспечению.

Будем ждать чуда

Надежды лесопромышленников на поддержку китайских и белорусских производителей разделили не все участники круглого стола. Председатель правления ассоциации «Союз лесопромышленников Архангельской области» Андрей Зубов поделился информацией, источник которой называть не стал, о том, что машиностроители в КНР получили от своих западных партнёров запрет на отправку в Россию техники, укомплектованной их запчастями и двигателями. Что касается белорусской техники, то её глава ассоциации охарактеризовал ёмко: «Ничего плохого про неё сказать не могу, но и хорошего не слышал».

Оценивая перспективы использования дорогой европейской техники и белорусской, цена на которую тоже будет повышаться (в этом сомнений нет ни у кого), Андрей Зубов высказал мнение, что в итоге баланс будет одинаковый — минусовой.

«Сейчас все живут надеждами, что экономика изменится в лучшую сторону, я имею в виду курсы валют. Пока живём и работаем на запасах, новую технику бережём. Была надежда, что запасы «Трактородетали» позволят проводить профессиональный сервис, посмотрим, получится ли.

Парни пусть ищут «червоточины» по поставке запчастей. Как сказали коллеги, будем потихоньку работать, ждать чуда от наших инженеров и специалистов, работающих по параллельному импорту», — подытожил г-н Зубов.

По сравнению с другими холдингами в ГК «Титан» ситуация с обеспечением спецтехникой чуть лучше: за последние годы здесь успели существенно обновить парк лесных машин. А потому в своих оценках генеральный директор Алексей Кудрявцев был несколько более оптимистичен: по его мнению, в режиме ремонта и восстановления компания продержится и год, и даже два. При этом «Титан» не отказывается от планов принимать на тест-драйв новую технику. Но с важной оговоркой: чтобы она полностью соответствовала ТЗ компании.

«Работая на европейской технике, мы увидели высокие стандарты по качеству, технической готовности, сервису, гарантии. Нужно под эти стандарты подводить новых производителей. Что нам мешает скопировать узлы и агрегаты этих машин?

Там ничего сложного нет. Китай эти узлы успешно копирует, не должно быть проблем наладить такое производство и в России. Головы у нас есть, производственных мощностей не хватает, но их мы тоже можем сделать. Надо это обсуждать совместно с машиностроителями», — высказал убеждение Алексей Кудрявцев.

«То есть вы верите в российскую машину?» — уточнил у него зампредседателя правительства Архангельской области, региональный министр экономического развития, промышленности и науки Виктор Иконников, выступавший модератором круглого стола.

«Вы знаете, мы запускаем самолёты, ракеты…» — начал г-н Кудрявцев.

«Подводные лодки строим», — подсказал министр.

«Да, так что тут сложного ничего нет. На первом этапе достаточно разобрать, посмотреть, как это сделано, и скопировать. Наверное, будут проблемы с чипами. Но с этим тоже можно справиться. Ещё есть такой момент: мы видим, что есть оборудование, но не хватает кадров.

Нужно обучить специалистов в машиностроительной отрасли, чтобы люди туда шли. Нужна комплексная программа. Кадровый вопрос нужно решать», — заявил глава ГК «Титан», и получилось, что вместо положительного ответа набросал ещё больше проблемных моментов.

Одной веры и инжиниринга мало

От лица русских машиностроителей на встрече выступил директор ООО «КМЗ» Павел Иванов. Он рассказал о том, как происходит процесс импортозамещения на заводе, входящем в структуру холдинга «Трактородеталь» — того самого, на который лесозаготовители возлагают столь большие надежды.

«Не скажу, что на текущий момент мы добились великих результатов в плане готовой продукции. Речь идёт о десятках видов номенклатуры, которые мы освоили за восемь месяцев. На самом деле рынку требуются тысячи наименований запчастей. И здесь хотелось бы сказать следующее. Алексей Владимирович (Кудрявцев — прим. ред.) говорил, что нет проблем скопировать запчасть, и в этом он прав.

В плане конструкторской документации мы продвинулись очень сильно, и наше КБ в количественном выражении сотрудников выросло в три раза, мы освоили технологии 3D-сканирования, глубокого анализа запчастей и прочего. В плане именно инжиниринга всё прекрасно, а вот производственных мощностей существенно не хватает, и эту проблему быстро не решить: нужно закупать оборудование, обучать специалистов работе с ним.

Производство очень инертно, и не стоит ждать, что это произойдёт назавтра после разговора. Мы делаем всё, что возможно, и запчасти уже поступают в филиалы «Трактородетали». Они дешевле импортных аналогов, насколько они лучше — это можно будет понять только после испытаний.

Если они будут неудовлетворительны, мы обязаны будем заново провести инжиниринг и запустить их в производство. Путь не быстрый. Нам всем придётся держаться. Вы говорите, что у вас есть год, но, по моим ощущениям, можно продержаться и два, чтобы мы смогли импортозаместить», — таким пожеланием завершил своё выступление глава «КМЗ».

Более предусмотрительными оказались специалисты ООО «Газпромнефть СМ»: программу импортозамещения они развернули ещё в 2014 году, когда санкции против России только начинали вводиться, и это происходило не столь массово, как в 2022-м. Но уже тогда производитель смазочных материалов оценил риски для себя как высокие и решил подстраховаться. Как показало время, не зря.

«В марте наша компания одной из первых попала в санкционный список, почти полностью прекратились поставки всех сырьевых компонентов, необходимых для производства смазочных материалов. Мы это время пережили на складских запасах и переориентировались на собственные разработки, а также на поставки основных компонентов из дружественных стран. На данный момент все цепочки налажены, особых проблем мы сейчас не видим.

Многое сделано, чтобы уйти от сырьевой зависимости. Гегемония поставщиков зарубежных присадочных компаний была на рынке очень долго, сейчас в этом плане ведутся наработки, подключена наука, у нас уже введены продукты, которые не только сделаны на базовом сырье, но и присадки в них из российских компонентов.

Также заканчивается строительство установки гидрокрекинга, которая позволит в 2023 году полностью закрыть дефицит и импортозависимость от синтетических смазочных материалов. Представителей лесной отрасли смазочными материалами обеспечим», — пообещал начальник отдела отраслевых продаж ООО «Газпромнефть СМ» Дмитрий Иватов.

Взгляд в сторону Китая

Как уже было сказано, базовые требования к лесозаготовительной технике в нынешних условиях — надёжная работа и гарантированное сервисное обслуживание, и модератор площадки Виктор Иконников каждому выступающему от лица компании-производителя или дилерской организации задавал один и тот же вопрос: «Качество обеспечите? А сервис?». Ответы были сплошь утвердительные — а как же иначе?

На выставочной площадке чемпионата «Лесоруб XXI века» в этом году было представлено как никогда много китайской техники (подробнее об этом можно прочитать в репортаже в рубрике «Спецпроект» — прим. ред.). О том, насколько важно для партнёров из Поднебесной сотрудничество с российскими лесопромышленниками, свидетельствует тот факт, что в Архангельской области их интересы представляли не дилеры, а специалисты самих заводов.

Так, от имени Sany на круглом столе выступил генеральный директор представительства компании в РФ Ло Эрси. Начал он с традиционных для жителей восточных стран пространных благодарственных слов в адрес руководства государства и заверений в братских отношениях между русскими и китайцами. Затем последовал рассказ о мощностях и возможностях компании. Завершил свою речь г-н Ло Эрси гарантиями на обеспечение российских партнёров техникой, запчастями и сервисными услугами.

Он также прокомментировал возможные проблемы с поставками из Китая в Россию из-за влияния западных партнёров на примере ситуации с компанией Sany в 2012 году из-за запрета, выданного Бараком Обамой, в то время президентом США.

Суть инцидента такова: компания Ralls (аффилированное представительство Sany в США) хотела приобрести четыре электростанции на ветряных генераторах вблизи военно-морской базы США в штате Орегон.

Но администрация американского президента и Комитет по иностранным инвестициям под предлогом интересов национальной безопасности заблокировали покупку объектов. Китайская сторона подала иск в суд и в 2014 году выиграла его.

Звучит впечатляюще, если бы не одно но: в описанной ситуации были затронуты интересы двух государств, тогда как в нынешней международной обстановке заинтересованных сторон гораздо больше. И вряд ли конфликт, если он случится, будет решаться через судебную систему. Но даже если так, ждать решения два года (а возможно, и больше) в нынешней ситуации не вариант — российским лесозаготовителям техника нужна как можно быстрее.

Среди китайских производителей конкуренцию Sany составляют LiuGong и FAW. С первой компанией ООО «ВологдаСкан» сотрудничает уже шесть лет, в линейке имеются харвестеры, грейдеры и другие лесные машины.

С брендом FAW вологодская компания только начинает совместную работу, но уже к октябрю совместно с компанией «Подъёмные машины» (входит в холдинг «Трактородеталь») планирует представить полноценный лесовоз с манипулятором и предложить его лесозаготовителям для тестирования в реальных производственных условиях.

На кого делать ставку?

«Все говорят про Китай, но Hyundai никуда не ушёл. Это как раз тот уровень, к которому все привыкли по технике. Все комплектующие качественные, компания выполняет все обязательства.

Мы также являемся дилерами вилочных погрузчиков Hyundai, и мы не дистрибьюторы, а полноценные дилеры. Нам интересна лесная отрасль, мы хотим зайти в неё», — с таким заявлением выступил директор обособленного подразделения «Контрактсервис Архангельск» ООО «Техстройконтракт» Дмитрий Рожин.

Далее он передал слово своему коллеге Олегу Зубенко, который возглавляет в компании направление Shantui. Этот китайский производитель, специализирующийся как и корейский Hyundai, на ДСТ, тоже не против сотрудничества с российскими лесозаготовителями.

«На российском рынке Shantui известен как производитель бульдозеров. Но в связи с уходом западных брендов компания активизировала поставки другой техники. Для лесной промышленности мы можем предложить бульдозеры в лесной комплектации, дорожную технику для поддержания лесных дорог.

Что касается сервиса, то в нашей компании работает 4 тыс. сотрудников, из них 1 тыс. — именно сотрудники сервисных служб, включая 700 механиков. Мы уверены, что сможем оказать сервисные услуги должным образом», — заверил участников встречи Олег Зубенко.

Не только зарубежные, но и российские производители дорожно-строительной техники активно переключились на российский сектор. Компания «Четра» готова поставлять не только бульдозеры, которые являются ключевым продуктом компании, но и новые модели машин, разработка которых в настоящее время ведётся в сотрудничестве как с российскими, так и с иностранными партнёрами.

«У нас есть опыт проектирования и производства валочно-пакетирующей машины, сучкорезно-раскряжёвочной машины и лесопрогрузчика. Был опыт проектирования экскаваторов, но в 2014 году в связи с ростом курса доллара проект был свёрнут, потому что машины были построены на базе копии Hitachi.

Компоненты были только иностранные, потому дорогие. Но НИОКР и наработки остались. Сейчас мы занимаемся тремя направлениями: это разработка харвестерной головки на базе Waratah 480. Инжиниринг идёт, хотя есть моменты, которые требуют чуть больше времени, — это контроллер, через который идёт управление.

Также планируем вывести на рынок свой образец гусеничного харвествера. Есть собственные наработки и иностранный технологический партнёр, чтобы не проектировать с нуля. За основу берётся иностранная техника, референции по которой получены от лесозаготовительной отрасли.

Кроме того, планируем освоить форвардер, техзадание по нему сейчас на согласовании у заказчика. К концу следующего года хотим получить образец и запустить его на испытания», — перечислил основные проекты исполнительный директор ООО «Четра» Владимир Антонов.

Параллельные пути

А что же параллельный импорт, о котором, казалось бы, участники дискуссии забыли? О том, как работает эта схема в сегодняшних условиях, рассказал коммерческий директор ООО «СТЭП» Иван Лобанов. По основному роду деятельности компания осуществляет работы в области гражданского и промышленного строительства. Но, как и многие бизнесмены, в эти неспокойные времена её руководители ищут новые возможности для развития своего бизнеса.

«В условиях текущей ситуации мы помогаем нашим партнёрам с параллельным импортом оборудования. Первое, что важно понимать: готов ли производитель поставлять свою продукцию в Россию? Если готов, то всё достаточно просто.

Берётся условный поставщик, ставится турецкая компания как партнёр, идёт дробление товарной партии на более мелкие, груз перевозят через различные порты, производится его переупаковка. Дальше идёт поставка российской компании, а от неё — к заказчику. Заказчик получает легальный растаможенный товар», — детально описал схему Иван Лобанов.

При этом за рамками обсуждения остался ответ на вопрос, что делать, если производитель не хочет, чтобы его продукция попала в Россию. Есть ли обходные пути, чтобы сделать это без его ведома? Ведь этот вид импорта потому и называется параллельным, что товар попадает в страну товаров без согласия производителя или правообладателя.

Впрочем, если и есть решения этой задачи, вряд ли об этом открыто расскажут на отраслевом совещании. Какой будет при этом стоимость поставки, сложно даже представить, если, даже путешествуя по относительно легальным каналам, товар дорожает в разы.

«Мы все понимаем, что стоимость поставки при этом увеличится. Она будет зависеть от пошлин, логистики, которую часто приходится менять достаточно сильно и иногда реально выполнять перегрузку в Турции. Мы также просчитываем варианты поставок через другие страны. Все понимают, что большой поток техники пошёл через Армению и Казахстан.

Сейчас этими путями перестают пользоваться, открываются другие каналы. Сколько будет работать турецкий канал, нам неизвестно. Можно прогнозировать, что полгода проработает точно, за это время мы найдём другие варианты.

Увеличение стоимости для заказчика, по нашей оценке, составляет от 7 до 15%. Используя такую цепочку, мы «зеркалим» условия контрактов, так что заказчик может быть уверен, что он работает с нами, но получает тот уровень гарантии и безопасности, к которому привык, работая напрямую с производителем», — пояснил представитель ООО «СТЭП».


Текст: Мария Кармакова

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №5 2022

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

ПАК «Кедр» — российское решение для эффективного... ПАК «Кедр» ― современная телекоммуникационная платформа,...
Читать онлайн
Новости

Перегрузочные столы Тюменского станкостроительного завода: грузить лес удобно и выгодно

Тюменский станкостроительный завод, основанный на рубеже XIX и XX веков, — одно из старейших машиностроительных предприятий не только Тюмени и Западно-Сибирского региона, но и России в целом. Коллектив завода накопил огромный опыт производства...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Присоединяйтесь к Forestcomplex в Телеграм. Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.