Роботы в лесу: как автономные машины могут помочь в заготовке древесины | Лесной комплекс
«Химуглемет» — эксклюзивный поставщик РВД напрямую от завода «Сварог»
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Химуглемет осуществляет прямые поставки рукавов высокого давления, не уступающих ведущим мировым стандартам от завода «Сварог». Собственные склады в Новокузнецке и Москве. Доставка по РФ, в Беларусь и Казахстан

Реклама.
Erid: F7NfYUJCUneTRxkud2CH

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях

Роботы в лесу: как автономные машины могут помочь в заготовке древесины

Роботизация в промышленности наиболее эффективна, когда речь идёт о значительном увеличении производительности, повышении безопасности и возможности избавить человека от монотонного физически тяжёлого труда. Лесозаготовка идеально подходит под эти условия, так почему же до сих пор наши леса не бороздят роботы-лесорубы? Попробуем разобраться в этом вопросе и заодно выясним, какие решения предлагают конструкторы и учёные.

Пример как исключение из правила

Роботы, способные выполнять сложные задачи без участия человека, постепенно проникают в различные области промышленности. Металлообработка, складская логистика, узловая сборка — эти и многие другие операции люди уже доверили машинам. 

В лесной отрасли тоже есть примеры: четвероногий шагающий робот в Японии измеряет полноту леса, российские студенты создают автономного робота-пожарного и тестируют самодвижущийся фрезеровщик, а на фанерном производстве роботизированным машинам доверяют сортировку продукции.

Однако применение роботов в лесной промышленности до сих пор можно считать скорее исключением из правил, чем популярным решением. Для этого есть ряд причин, о которых мы ранее уже рассказывали. Тем не менее производители лесозаготовительной спецтехники тоже предпринимают шаги в этом направлении, хотя до полной автономности харвестерам и форвардерам ещё далеко. 

Лесные самоходки — дело будущего

Когда-то (недавно по историческим меркам — в 1970-х годах) появление харвестеров и форвардеров произвело революцию в лесозаготовительной отрасли. Эти машины значительно повысили эффективность и безопасность рубки деревьев, позволив автоматизировать процессы, которые ранее выполнялись вручную. Казалось бы, превратить этот тандем в роботов, оставить за человеком функцию настройки и контроля — и вот оно, идеальное решение. 

На протяжении некоторого времени разработчики лесных машин словно к этому и стремились. Игроки «большой тройки», или «светофора», как их называли за сочетание фирменных цветов (John Deere, Ponsse, Komatsu), представляли решения, которые с каждой новой моделью стремились к заветной автономности, уменьшению влияния человека. 

Так, PONSSE Scorpion и Scorpion King оснащены модернизированной измерительной системой PONSSE Opti 5g, которая делает возможной установку системы PONSSE Harvester Active. Её основная задача — изменить принцип контроля манипулятора и повысить эффективность работы.  С помощью этой системы оператор может контролировать движение только харвестерной головки вместо отдельных движений манипулятором. 

Это помогает сосредоточиться на добыче древесины, а не на работе техники. Кроме того, система обеспечивает автоматическое замедление манипулятора при приближении к крайнему положению, чтобы избежать удара и тряски машины. Модель Scorpion King, помимо этого, оснащена системой балансировки, которая автоматически выравнивает кабину. Таким образом, оператор всегда находится в горизонтальном положении независимо от наклона машины и рельефа местности. Это обеспечивает ему комфорт и оптимальный обзор.

PONSSE

Похожее решение есть в арсенале Komatsu — система Autolev Advanced, которая обеспечивает автоматическое выравнивание кабины и манипулятора, а также управление работой харвестерной головки и процессом раскряжёвки. Примечательно, что в некоторых моделях функция автоматического выравнивания во время раскряжёвки отключается. Это сделано для того, чтобы избежать неточностей в работе манипулятора и харвестерного агрегата.

В харвестерах John Deere реализована автоматизация процесса валки, обрезки сучьев и раскряжёвки — эти операции выполняются более точно и с меньшим участием человека. Форвардеры этого производителя могут быть оснащены системами автоматической сортировки и укладки брёвен, что значительно повышает скорость и эффективность работы. Также разработаны системы, которые позволяют оптимизировать распределение веса на платформе форвардера. Это обеспечивает безопасность и эффективность транспортировки.

Восьмиколесный харвестер 1270E (John Deere, США)

Наука в помощь

Очевидно, что всем этим решениям далеко по своему функционалу и уровню автономности до полноценных промышленных роботов. Преодолеть разрыв пытаются учёные в разных странах, и активнее всего шведы (судя по информации, представленной в открытых источниках). 

Например, сотрудники Skogforsk (Научно-исследовательский институт лесного хозяйства Швеции) в Уппсале провели эксперимент по дистанционному управлению форвардером с помощью беспилотника. Водитель форвардера сидел в лаборатории примерно в 80 км от места испытаний и управлял техникой при помощи портативной базовой станции 5G, установленной на дроне.

дрон в лесу

Насколько успешным был эксперимент, не уточняется. Но есть вероятность, что учёным есть над чем поработать. На эту мысль наводит формулировка о том, что исследователей в первую очередь интересуют вопросы задержки сигнала и надёжности передачи информации.

Стабильная связь и оперативная навигация, как правило, и становятся камнями преткновения при внедрении роботизированных решений в лесозаготовке. Об этом, в частности, свидетельствует опыт участников проекта AORO по созданию автономной электрической лесной машины с дистанционным управлением. Он был запущен в 2014 году в Технологическом университете Лулео в Швеции в сотрудничестве с лесными компаниями и технологическими фирмами. 

Авторы разработки применили технологии LiDAR в сочетании с камерами, GPS, искусственным интеллектом и машинным обучением, чтобы обеспечить машине возможность автономной навигации. Также модель AORO оснащена датчиками, которые помогают автоматизировать некоторые процессы. Например, при приближении человека машина остановится. 

И всё же учёные постепенно пришли к выводу о том, что полная автономия для лесной техники вряд ли возможна. Так что машине с дистанционным управлением, скорее всего, предстоит стать дополнением к людям, а не заменой. К тому же, даже с применением LiDAR навигация в лесу остаётся достаточно сложной задачей.

Кроме того, тяжёлая лесная техника имеет сложную механику, часто в сочетании с гидравликой. Это затрудняет её контроль с помощью систем удалённого доступа. Размышлениями на этот счёт поделились учёные шведского Университета Умео.

Они отметили, что большая часть исследований и разработок проводится в виртуальной среде, основанной на физическом моделировании. Это позволяет достаточно точно рассчитать динамику машины и её взаимодействие с местностью и брёвнами, но не учитывает, например, риски поломки и расхода топлива. 

Экология в приоритете

И всё же учёные и конструкторы надеются когда-нибудь преодолеть разрыв между смоделированными условиями и реальностью. Ведь перспектива внедрения роботов в лесную чащу может принести не только экономические результаты, но и положительные эффекты с точки зрения экологии. 

К такому выводу, в частности, пришли авторы исследования «Роботизация заготовки древесины с использованием аэростатических роботов», опубликованного в сборнике материалов Международной научно-технической конференции, которая проходила в Минске в 2021 году. Учёные из Технического университета в Зволене (Словакия) предложили оригинальное решение: аэростатические роботизированные системы, или дельтастаты.

В сущности, это аэростаты, на которые установлены приёмник системы GPS, процессорная рабочая головка и сучкорезные ножи. Другой вариант исполнения — аэростатический харвестер, который использует прикреплённую на канате головку харвестерового типа. 

В числе преимуществ такого решения его авторы отметили не только технологичность и производительность, но и отсутствие необходимости в прокладке дорог, а также снижение воздействия на экологию.

«Исходя из нашего анализа ущерба окружающей среды, около 40% идёт за счёт технологий и 60% возникает в результате несоблюдения технологической дисциплины. Роботы устраняют этот фактор. Они работают точно по указанному технологическому процессу днём и ночью. Они не знают усталости, они не ищут причин, почему что-нибудь невозможно сделать. Можно сказать, что они являются средством будущего, так называемого прецизионного лесного хозяйства», — говорится в статье.

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Комфортно жить не запретишь
Сращивание древесины: и в длину, и в ширину Оборудование для сращивания древесины не теряет своей...
Читать онлайн
Новости
Действуем по обстановке

Действуем по обстановке: поговорили с президентом Союза лесозаготовителей о трудностях лесозаготовителей

Кажется, что режим преодоления трудностей у отечественных лесозаготовителей не выключается на протяжении нескольких лет. Большинству приходится работать под девизом «Выдавать кубы любой ценой». Невозможность пополнения парка техники и её износ — не...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.