От рассвета до заката: На щите и под щитом | Лесной комплекс
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
ТДТ-40 на пьедестале возле главного корпуса Онежского тракторного завода
ТДТ-40 на пьедестале возле главного корпуса Онежского тракторного завода

От рассвета до заката: На щите и под щитом

По сей день на необъятных лесных просторах страны можно встретить трелёвочную технику, сохранившую в себе черты неказистого RSO. Жизнь служителя Вермахта закончилась на фронтах Второй Мировой, но трофейный RSO, подобно Фениксу, возродился в народном хозяйстве страны Советов, став прототипом легендарного «Онежца» марки ТДТ. Захватчик должен был покорить (и по-своему покорил) оплот республик свободных, а точнее — леса своим трудолюбием и безотказностью.

Первая попытка создания трелёвочного трактора в 1938 году не увенчалась успехом. И в период 1945-46 гг. по приказу Министра транспортного машиностроения СССР актив конструкторских организаций страны усердно вёл разработки и испытания опытных образцов гусеничных трелёвочных тракторов. В результате плодотворной работы увидел свет первый в СССР серийный трелевочный трактор марки КТ-12. Его появление было финалом кропотливого труда сотрудников Ленинградской лесотехнической академии, Гипролесмаша и Ленинградского Кировского завода, где в 1948 году был поставлен на серийный поток КТ-12. Отсюда и аббревиатура КТ — Кировский Трактор.

Машина имела оригинальную компоновку, которую в основном сохранили и современные трелёвочные тракторы: спереди, на раме трактора, располагались двигатель и двухместная деревометаллическая кабина, а за ними реверсивная лебедка с усилием на крюке 3500 кгс, неподвижный коник с вращающимися роликами и откидной погрузочный щит. На тот момент трактор имел размеры 4505 х 1850 х 2415 мм и массу 6000 кг. Оригинальная рычажно-балансирная ходовая часть трактора на четырёх катках с каждой стороны обеспечила ему незаурядную для подобных машин проходимость, а сплошное днище рамы защищало двигатель и силовые агрегаты трансмиссии от повреждений. В силовую трансмиссию трактора входило сцепление, пятиступенчатая КПП без синхронизаторов, карданный вал, главная передача и бортовые передачи с тормозными механизмами. Ещё одной особенностью нового трактора был двигатель мощностью в 35 л. с. — газогенераторный, шестицилиндровый, четырехтактный ЗИС-21А, работающий на древесных чурках, угле или торфе. Справа за кабиной разместили газогенераторную установку марки ХТЗ-Т2Г. При этом отбор газа шёл из нижней части установки, уменьшая в разы загрязнение внутренних систем двигателя смолистыми веществами и другими продуктами горения твердого топлива. Кроме того, имелась альтернативная топливная система, работающая на бензине марки А-66, и карбюратор.

Сам двигатель запускали электростартером либо пусковой рукояткой вручную. На тракторах КТ-12 поздних выпусков внедрили газогенератор другой марки — ЗИС-352Т. Электрооборудование (12V) трактора включало в себя генератор, две передние фары, две фары, расположенные на тыловой части кабины для освещения фронта работ погрузочного щита, и плафон освещения внутри кабины. Трактор укомплектовали и двумя 6-вольтовыми аккумуляторными батареями марки 3-СТ-98 с последовательным соединением.

Один из первых трелевочных тракторов КТ-12, изготовленных на ЛКЗ в 1947 г.
Один из первых трелевочных тракторов КТ-12, изготовленных на ЛКЗ в 1947 г.

Очередные конструктивные метаморфозы

С вводом в строй в 1950 году Минского тракторного завода массовое производство КТ-12 было передано туда. На МТЗ выпуск КТ-12 продолжался относительно недолго — с августа 1951 по 1956 год. В этот период специалисты непрерывно работали над совершенствованием конструкции трактора, повышая его эффективность, производительность и надёжность. В итоге, в 1955 году появился усовершенствованный вариант под маркой КТ-12А с увеличенным гарантийным сроком службы до 1500 моточасов вместо 1000 у КТ-12, а затем и новая модель ТДТ-40 класса тяги 2 тс, основой для которой оставался всё тот же КТ-12. Разрабатывал ТДТ-40 коллектив конструкторов МТЗ под руководством главного конструктора, лауреата Сталинской премии И. И. Дронга. Затем в 1956 году, по решению правительства, модель передали для освоения на Онежский тракторный завод. Главной особенностью ТДТ-40 стало наличие нового, работавшего на дизельном топливе, двигателя Д-40Т, унифицированного с дизелями марки Д-40К и Д-36, в результате чего трактор избавился от громоздкой установки преобразования твердого топлива в горючий газ.

В результате конструкторских изысканий у ТДТ-40 значительно улучшилось распределение веса по опорным ходовым каткам, от чего уменьшилась его склонность вставать на дыбы при формировании пакета срубленных деревьев. Погрузочный щит тоже претерпел изменения: теперь он откидывался при помощи торсионов, стал шире и прочнее. Его грузоподъёмность — 2500 кг. Тяговое усилие лебедки повысилось до 4470 кг, а это почти на тонну больше чем у КТ-12. Продольная устойчивость трактора тоже улучшилась. Модернизация узлов трансмиссии позволила повысить тяговые усилия до 3270 кг на первой передаче. Скорость движения у ТДТ-40 изменялась в диапазонах от 2,16 км/час на первой передаче до 11,65 км/час на пятой. Скорость заднего хода — 2,9 км/час. Всего у трактора пять передач переднего хода и одна заднего. Габаритные параметры ТДТ-40 — 4500 х 1830 х 2430 мм. Колея — 1480 мм, ширина траков гусениц — 340 мм, дорожный просвет — 540 мм. При массе трактора в 6450 кг удельное давление на грунт составляло 0,46 кг/см. Экземпляры трактора ТДТ-40 проходили испытания в одном из леспромхозов Минской области и в реальных производственных условиях с полной нагрузкой в Крестецком леспромхозе ЦНИИМЭ.

Новое имя — новые возможности

На 1961 год пришлась очередная крупная модернизация трактора, и он получил новое имя — ТДТ-40М. Экспериментальный образец машины изготовили ещё в апреле 1960-го, а массово модель использовали на лесоразработках до конца 1960-х гг. Как и у любой серьезной машины, основой всему у этого трактора служит рама, состоящая из двух лонжеронов, поперечных связей в виде трубы, угольников и закрывающего всю конструкцию днища. Спереди на раме имелся мощный буфер из трубы прямоугольного сечения и буксирные крюки. Компоновка и расположение агрегатов остались прежними. Однако двигатель заменили на Д-48Т, унифицированный с общепринятым двигателем Д-48Л сельскохозяйственных тракторов МТЗ и ЛТЗ. Благодаря увеличенной мощности двигателя до 48 л. с. (при 1500 об/мин) у трактора ТДТ-40М возросла рейсовая нагрузка почти на 20% (объём вывозимой древесины с 4-6 м3 увеличился до 5-8 м3). Пусковым устройством служил широко распространённый и поныне одноцилиндровый двигатель ПД-10М, работающий на бензине с добавлением моторного масла для устранения трения в надпоршневом пространстве цилиндра. Единственным негативным фактом форсирования двигателей трелёвочных тракторов всегда оставалась склонность вставать на дыбы при сборке и транспортировке пакетов древесины. И чем мощнее двигатель, тем выше динамика трактора.

На модернизированном ТДТ-40М изменения свелись к смещению центра тяжести ближе к переду путём конструктивного перемещения ходовой системы относительно рамы на 130 мм. Следующим внедрением стала гидрообъёмная система с насосом НШ-46У, предназначенная, в основном, для приведения в движение погрузочного щита, что значительно облегчило труд тракториста и обеспечило безударную погрузку пакета деревьев на трактор, а это, в свою очередь, повысило надёжность рамы и ходовой части трактора. Однако подъём погрузочного щита с пакетом древесины на трактор осуществлялся только тяговым усилием троса лебёдки. Гидропривод в данном случае нейтрализуется путём включения рычага гидрораспределителя в плавающее положение. В этом случае обе полости гидроцилиндра соединяются с гидробаком, и поршень вместе со щитом под действием внешних сил свободно перемещается. Далее, в транспортном положении, гидрораспределитель переводят в нейтральное положение и начинают транспортировку груза. Проще говоря, на тракторах ТДТ-40М гидросистема выполняла только сброс и подъём порожнего щита. Кроме основной задачи гидравлическая система позволяла использовать трактор на других лесотехнических работах. Для этого необходимо было демонтировать погрузочный щит и установить вместо него необходимое гидроуправляемое оборудование. Для монтажа передней гидрофицированной навески также были предусмотрены монтажные места. Для управления рабочими органами в гидравлической системе установили трёхзолотниковый распределитель Р75-В3. На основных работах по трелёвке пакетов древесины был задействован лишь один золотник, поэтому в кабине имелся один рычаг управления гидросистемой, но при монтаже иного оборудования на трактор, подключались и другие золотники.

Кабина на тракторе ТДТ-40М устанавливалась всё та же, что была и у предшествующих моделей — закрытого типа, двухместная, деревометаллическая. Её каркас, кроме основания из металлического уголка, изготовливали из деревянных брусков и обшивали фанерой. Передняя стенка кабины с резким наклоном, в нижней части с вырезом под капот. Из двух передних окон одно, левое, открывающееся; в открытом положении его можно фиксировать при помощи пружинных стопоров, а в закрытом — специальной защёлкой. Снаружи на передней стенке смонтированы две фары. Боковые стенки с дверными проёмами. Двери, закрывающие их, навешаны на петлях и имеют замки с ручками. На дверях установлены съёмные окна с листовым целлулоидом. Как правило, трактор эксплуатировали всегда без них. В задней стенке также имелось одно окно по середине, и оно тоже открывалось. Снаружи это окно защищала сетка из толстых прутков. Задние фары при помощи кронштейнов монтировались также на задней стенке, в её верхней части. Внутри кабины, прямо по середине, установлен капот двигателя, состоящий из верхнего листа и двух съёмных боковин. Продолжение капота выходит за пределы кабины и заканчивается облицовкой радиатора. По разные стороны капота установлены два кресла. Левое кресло со спинкой, для тракториста, правое, без спинки, для помощника или стажёра. Под правым сиденьем размещался ящик для хранения инструмента, принадлежностей и мелких деталей.

К сожалению, наличие большого количества органов управления в небольшой кабине, в основном в виде массивных рычагов, сильно стесняло движения тракториста и влияло на его утомляемость. Оно и понятно — ведь, например, усилие, прилагаемое к рычагам управления муфтами поворота и на педали выключения главной муфты сцепления, составляет около 25 килограммов, а за смену трактористу приходилось выключать каждую из муфт до 500-600 раз.

Ходовая часть трактора, состоящая из подвески, гусеничной ленты, опорных катков и натяжного ведомого колеса, была рассчитана на эксплуатацию исключительно в неблагоприятных условиях, воспринимая при этом, как вес самого трактора, так и перевозимых им грузов. Поэтому все детали и узлы ходовой части изготовливались с солидным запасом прочности. Каждая гусеничная лента трактора набрана из 74 звеньев — траков, представляющих собой стальную фасонную отливку. Ширина гусеницы (траков) — 340 мм, шаг звена — 120 мм.

Трактор ТДТ-55М «Онежец» в работе. Подмосковье, 1994 г.
Трактор ТДТ-55М «Онежец» в работе. Подмосковье, 1994 г.

Интересной особенностью в конструкции гусеничной ленты у трактора ТДТ-40М является наличие пальцев, соединяющих между собой звенья, плавающего типа.

Силовая передача (трансмиссия) трактора относительно простой конструкции, включающая в себя муфту сцепления, коробку перемены передач, карданный вал и блок заднего моста с ведущими звездочками. Пятиступенчатая коробка переключения передач, кроме того, что выполняет функции по изменению тяговых качеств трактора и его скорости, так же служит для отбора мощности на лебёдку. Она позволяет получить пять скоростей движения вперед — от 2,34 км/час на первой передаче до 10,35 км/час на пятой, а также одну заднюю скорость — 2,18 км/час. При этом, тяговые усилия трактора при номинальной мощности дизеля варьировались от 4400 кгс на первой передаче до 480 кгс на пятой. Как было сказано уже выше, крутящий момент от ведомого вала коробки передач к ведущему валу главной передачи осуществлялся трубчатым карданным валом с упругими элементами. К раме трактора блок крепится при помощи восьми болтов.

Кроме того, в конструкцию блока входили муфты поворота, тормоза и механизмы управления ими. Конечным элементом в трансмиссии являлись бортовые передачи, на ведомых валах которых монтировались ведущие звездочки привода гусениц. Во избежание скопления и уплотнения инородных предметов, снега и грязи в зоне контакта ведущих колес с гусеницами, к задним кронштейнам рамы трактора прикреплялись специальные очистители, удаляющие всё лишнее, что попадалось в гусеничный движитель во время рабочего хода. Рабочее технологическое оборудование трактора осталось то же — лебёедка и погрузочный щит. Однако лебёдка устанавливалась с увеличенным тяговым усилием до 5100 кг. Ёмкость барабана лебёдки — 40 метров троса диаметром 17 мм. Скорость вращения барабана — до 30 об/мин. Благодаря нововведениям в конструкцию лебёдки практически удалось устранить влияние тягового усилия троса и деформации рамы на работу червячной пары редуктора. Погрузочное устройство — откидной сварной щит шириной 1700 мм.

Электрооборудование, установленное на тракторе, отличалась простотой и малым количеством потребителей — всего четыре фары ФГ-12-Б1, звуковой сигнал С-44, плафон ПК201А освещения кабины, две лампы ЛК-73 подсветки щитка приборов и переносная лампа. Следует отметить одну особенность — все фары крепились неподвижно, кроме левой задней. Это позволяло машинисту изменять её положение, тем самым регулировать освещение рабочей зоны позади трактора. Источниками электроэнергии являлись генератор Г-12-К и аккумуляторная батарея 6СТ-42. Напряжение в бортовой сети трактора составляло 12 вольт.

Основные геометрические и весовые характеристики трактора остались прежними, как и у предыдущей модели. Отличие обозначилось лишь в размере продольной базы (расстоянием между осями крайних опорных катков) — она увеличилась с 2040 до 2400 мм. Благодаря этому центр тяжести машины несколько сместился вперёд, и это положительно отразилось на динамике трактора, уменьшилась склонность к вздыбливанию во время погрузки деревьев на щит и обеспечило более равномерное распределение нагрузки по опорным каткам.

В итоге можно обозначить, что благодаря оптимизации конструкции трактора его удельная металлоемкость по сравнению с предшественником, со 162,5 килограммов на одну лошадиную силу мощности уменьшилась до 35 кг/л. с. Так же стоит отметить, что в модели ТДТ-40М более массово применялись низколегированные стали, гнутые профили и различные пластмассы.

В 1967 году с онежского конвейера сошёл новый универсальный лесопромышленный трактор ТДТ-55, который впоследствии переродился в обновлённый «Онежец» ЛХТ-55. Сегодня один из образцов ТДТ-40 установлен на пьедестале возле главного корпуса Онежского тракторного завода как символ отечественного машиностроения эпохи Советов. А предприятие продолжает выпускать линейку модифицированной техники для лесной и других отраслей промышленности на базе современного трактора марки «Онежец-300» с комплектующими и навесным оборудованием как отечественных, так и зарубежных производителей.

Подготовила Елена Вашкевич. (Использована информация и фото проектов проектов techstory.ru и vmir.su)

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №1 2016

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

LEUCO: деревообработка по принципу золотого сечения На Woodex 2023 компания LEUCO представила инструмент с...
Читать онлайн
Новости

Бренд ARMOS на «Мебель-2023»: надёжность мебели для покупателей и бизнеса для партнёров

Два последних года для рынка франчайзинга были очень успешными. Кризис показал, что работать вместе с крупным и устойчивым партнёром куда безопаснее. К тому же, как рассказали нам эксперты ниши в отдельном материале, сложные события дали старт...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.