Можно ли избежать простоев на производстве – вопрос философский. Современный подход к бизнесу диктует жёсткий подход. Время – деньги, поэтому останавливаться некогда. А в реальности?
Даже имея парк суперсовременной техники, большой запас ГСМ и коллектив, укомплектованный самыми лучшими профессионалами своего дела, нет полной гарантии, что предприятие полностью защищено от простоев. Конечно, крупные компании лучше подготовлены к разного рода форс-мажорным обстоятельствам – у них для этого ресурсов больше, зато простои и бьют по ним больней.
Мелкий и средний бизнес оснащён похуже, не всегда имеет возможность загодя закупить весь объём горюче-смазочных материалов и во время обеспечить заготовительную базу нужными запчастями. В случае поломки агрегата оператор вынужден останавливать работу и заниматься ремонтом. Если, в добавок ко всему, нужно ещё и ждать, пока привезут запчасть из города, простой затягивается не на часы, а на дни. Крупные лесные подразделения имеют мобильную сервисную службу – им проще, а руководителю небольшой фирмы часто приходится бросать все дела и самому ехать в дилерский центр.
Нередко причиной простоя на лесосеке становится глупость или… жадность. Одни по неопытности, другие – по безрассудству нагружают форвардеры больше положенного в стремлении заработать, а в итоге переворачивают технику или застревают в болотине и беспомощно ждут, когда товарищи помогут вытащить. И так несколько часов. Как говорят практики, при расчёте, что средний оператор харвестера в минуту валит и раскряжёвывает один хлыст объёмом около 0,3 кубометра, в час он заготавливает 15-18 кубометров пиловочника. Таким образом, простой всего одного часа заготовительного комплекса, куда входит харвестер и форвардер, обходится предприятию в районе 30-40 тысяч рублей. Если простой затянулся на целую смену – убыток исчисляется уже сотнями тысяч. Если к этому добавить стоимость импортных запчастей, которые, опять же, нужно ждать 2-3 дня, ситуация будет ещё печальнее.
Проведя мониторинг, некоторые лесопромышленники утверждают, что в общей сложности в год заготовительный комплекс при полной нагрузке работает 10 месяцев, а остальные 2 месяцы занимает ремонт и обслуживание.
Руководители предприятий предпочитают нанимать опытных машинистов, но и это не всегда спасает. Курсирующие по стране профессионалы в погоне за «длинным рублём» тоже не всегда хорошо следят за техникой.
Кадровая проблема в отрасли – уже притча во языцех, но решения пока нет. Молодых специалистов, ни разу не сидевших за джойстикам, лесопромышленники берут неохотно. Слишком часто у «новобранцев» случаются поломки, хотя сейчас благодаря сотрудничеству поставщиков техники с техникумами и университетами в регионах открываются хорошо укомплектованные центры, где студенты учатся управлять современной техникой.
Не всегда работа на заготовительном участке останавливается по вине человека. Нередко природная стихия нарушает планы лесопромышленников.
Межсезонье в расчёт можно не принимать – и так понятно, что осенью и весной всегда были и будут дни, а то и недели, когда в лес соваться не стоит. В северных регионах и в Сибири зимой работу бригады лесорубов останавливает мороз: производители техники рекомендуют переждать сорокаградусный мороз, поскольку при такой температуре нагрузка на все агрегаты очень увеличивается – это ускоряет износ оборудования.
По закону, оплата вынужденного простоя тоже ложится на плечи работодателя, однако в реальности чаще всего на заготовке леса применяется сдельная система оплаты труда, и заработок бригады вальщиков зависит от кубатуры. Зато за запчасти с работников денег, как правило, тоже не высчитывают, даже если те прямо или косвенно стали причиной поломки.
Ещё одним негативным последствием простоев можно считать нарушение сроков поставки пиловочника на деревообрабатывающие заводы. В последующем это может плохо сказаться на репутации предприятия.
Наверное, обезопасить себя от простоев на 100% невозможно, а вот сократить время простоев – реально, и первое, что для этого нужно сделать, по совету инжиниринговых компаний – провести анализ и выявить «слабые звенья», и шаг за шагом их устранять.
Текст: Елена Скуратова
.
ФГИС ЛК и ЛесЕГАИС: готовы к переходу?
Представьте себе: новогодняя ночь, с хлопком отрывается игристое, столы ломятся от салатов, веселятся родные и друзья, а вы под залпы фейерверков погружаетесь в работу… Именно такие кошмары всё чаще посещают лесопромышленников в последнее время....
Читать далее...
Лесовозная техника от «Meusburger Новтрак»: перевозить лес легко
В последние месяцы наметился рост производства по некоторым видам лесной продукции. Подтверждением тому служит предоставленная Росстатом статистика: предприятия отрасли продолжают работать в условиях беспрецедентных ограничений со стороны бывших...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.