Без погрузки нет заготовки: что происходит на рынке лесовозов с гидроманипуляторами? | Лесной комплекс
Алтайлестехмаш
Узнать больше Свернуть
Развернуть

ООО «Алтайлестехмаш» предлагает деревообрабатывающие станки по низкой цене.
Мини-заводы от 1 370 000 руб. производительностью от 50 до 250 м3 пиломатериала экспортного качества в смену.
Срок окупаемости от двух месяцев. Оборудование в наличии, минимальные сроки поставки. От станка до механизированной лесопильной линии под ключ.
Большой выбор вспомогательного и околостаночного оборудования.

Реклама. ООО "Алтайлестехмаш", ИНН 2224121990
erid: 4CQwVszH9pWwJxneWXa

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
Без погрузки нет заготовки

Без погрузки нет заготовки: что происходит на рынке лесовозов с гидроманипуляторами?

В прошлом номере мы проанализировали, что стало с российским рынком лесозаготовительной техники с введением санкционной политики и уходом многих зарубежных компаний. Сегодня поговорим о другой важной составляющей процесса заготовки древесины — его погрузке на делянках и выгрузке на складах. Для выполнения этих операций российские лесозаготовители активно применяют лесовозные машины с установленными на них гидроманипуляторами.

В этом сегменте, как и во многих других в отечественном ЛПК, до введения санкций велика была доля импортной техники. Как изменился рынок сегодня?

С приходом санкций

Европейские компании, поставлявшие свою продукцию в Россию, в большинстве своём действительно ушли с нашего рынка. Их технику и оборудование официальным способом не купить, однако «серые» схемы позволяют решить эту проблему.

Другое дело, что неофициальные поставки связаны с определёнными рисками, а главное — оборудование обходится заказчикам намного дороже и ждать его приходится достаточно долго. По оценке игроков этого рынка, удорожание составило от 1,5-2 раз и более.

В компании «Подъёмные машины», которая является дилером техники PALFINGER в России, пояснили, что австрийский концерн продолжает работать в России, однако поставки моделей манипуляторов европейского производства прекращены, и ООО «Палфингер Кран Рус» («ПАЛФИНГЕР СНГ») не поставляет сейчас эту технику потребителям.

Также в компании отметили, что, помимо готовых манипуляторов, из Европы в Россию до введения санкций поставляли большое количество компонентов гидравлики, а также широкую номенклатуру электрической и электронной компонентной базы.

«Это было связано с тем, что либо у российских производителей не было моделей с нужными характеристиками или качеством, либо в нашей стране вообще отсутствовали производства тех или иных компонентов. Например, у нас не выпускают ротаторы, а отечественные гидрораспределители не имеют нужного уровня надёжности», — поясняет начальник группы продвижения АО «Подъёмные машины» Алексей Васильев.

«Отечественные манипуляторы не конкурентны в соотношении с импортными, они не такие технологичные. Если проводить аналогию с легковым автопромом, то российские краны — как «Лада», а импортные — как «Мерседес». Никто не должен питать иллюзий. А так, «АвтоВАЗ» — самый продаваемый бренд в России», — высказал свою точку зрения менеджер по продажам компании «ВКР» Александр Засухин.

Проблемы есть не только с поставками импортной техники, но и с её обслуживанием. Зарубежные компании, покинув российский рынок, оставили пользователей без сервисной поддержки и гарантийного обслуживания. С запчастями ситуация та же, что и с самими машинами: привезти их, используя «серые» схемы, можно, но это требует времени и дополнительных расходов.

«Многие представители зарубежных брендов в РФ остались один на один со своими клиентами в регионе.

Естественно, это напрямую сказывается как на гарантийном, так и на постгарантийном обслуживании. Часть техники простаивает из-за отсутствия запасных частей. Конечные клиенты и дилеры вынуждены искать «обходные» варианты, аналоги, они проводят импортозамещение, используют при ремонтах другие манипуляторы как «доноров», — рассказывает Алексей Васильев.

Чем богаты?

Нельзя сказать, что отечественный рынок производства гидроманипуляторов совсем уж отсутствует. Напротив, такую технику в нашей стране выпускают уже не один десяток лет. Например, Майкопский машиностроительный завод производит их более 30 лет. За это время производственная база предприятия подверглась существенной модернизации, что позволило нарастить объёмы производства в 2022 году, когда спрос на продукцию завода — гидроманипуляторы линейки «МАЙМАН» — существенно увеличился.

Как отмечает генеральный директор Майкопского машзавода Руслан Емтыль, в первом квартале 2021 года было выпущено 60 гидроманипуляторов, а за тот же период 2022-го — уже 166. И это несмотря на санкции, которые, разумеется, коснулись предприятия, как и всех аналогичных производств.

«Мы получали различные комплектующие из Италии, Финляндии, стран Прибалтики. К сожалению, подобных комплектующих в России нет. Тем не менее выход из этой сложной ситуации мы находим и стремимся наладить поставки из других зарубежных стран. Правда, при этом увеличивается, конечно, логистика; кроме того, страны — производители этих комплектующих, пользуясь моментом, увеличили на них цену», — приводит слова гендиректора газета «Советская Адыгея».

Импортные компоненты заменяет и Великолукский завод «Лесхозмаш», который выпускает гидроманипуляторы VPL. На лесовозы их можно устанавливать как за кабиной, так и на заднем свесе грузовой платформы, а в качестве базового шасси зачастую используются автомобили КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ и других оте-чественных брендов. Также возможно стационарное использование установки.

Производитель заявляет о возможности комплектации манипулятора двухконтурной системой управления, которая позволяет оператору совмещать несколько операций, сокращая время погрузочно-разгрузочных работ и повышая производительность труда. Однако за такое удобство покупателю придётся заплатить больше.

«Типы управления гидроманипуляторами условно можно разделить на две категории: механические и электронные. Рычаги и педали — это механический тип, его основным преимуществом является бóльшая надёжность. Также установки с таким типом управления дешевле в обслуживании и ремонте, так как в их составе используются гидрораспределители простой конструкции.

Электронный тип управления, безусловно, повышает точность управления манипулятором, а при определённом функционале упрощает работу оператора, но суммарная стоимость гидрорас-пределителя, насоса, джойстиков и блока управления зачастую заставляет покупателя остановить свой выбор на гидроманипуляторе с механическим типом управления.

К тому же практика показывает, что при погрузке леса не всегда нужны преимущества, которые даёт электронный тип, а высокой скорости работы опытный оператор может достичь и с помощью собственных навыков», — отмечает Алексей Васильев.

Высокие технологии

Ещё один производитель гидроманипуляторов из г. Великие Луки — завод «ВЕЛМАШ-С», который входит в состав компании «Подъёмные машины». Как заявляют представители бренда, их модели — самые «свежие» на оте-чественном рынке, поскольку их разработка велась совместно с коллегами из Австрии специально для российских потребителей.

«На протяжении нескольких лет машины постоянно модернизировались для увеличения надёжности и срока службы. Кроме того, завод «ВЕЛМАШ-С» сегодня обладает очень высокими характеристиками технической оснащённости и культуры производства. Это значит, что на данный момент при отсутствии импортных моделей, которые используются в технологических цепочках заготовки леса и лосопереработки, манипуляторы производства «ВЕЛМАШ» могут их заменить.

Более того, сейчас модельный ряд начинает расширяться, что позволит нам ещё активнее замещать продукцию зарубежных производителей. Что касается цены, то в процессе замещения комплектующих, который включал в себя как поиск новых поставщиков, так и налаживание новых цепочек поставки, нам удалось сохранить цену на прежнем уровне, хотя она и выше цен других отечественных производителей», — комментирует ситуацию начальник группы продвижения АО «Подъёмные машины».

Ещё один игрок на российском рынке гидроманипуляторов для лесной отрасли — Уральский завод спецтехники. В прошлом году на выставке «Лесоруб XXI века» в Архангельской области предприятие презентовало манипулятор АНТ 10ЛМ с лесным захватом, установленный на сортиментовозном тягаче КамАЗ 43118–50 с прицепом.

По замыслу производителя, это готовое решение для лесной промышленности: с помощью такой техники можно транспортировать лесоматериалы длиной до 6,5 м на сортиментовозе и до 6 м на прицепе, выполнять разгрузку и загрузку сортимента. Также было заявлено, что установка имеет несколько способов управления: прямо с кресла оператора или с помощью пульта дистанционного управления.

Российским пользователям даже в условиях санкций доступны современные технологические решения, такие как видеокамеры, очки виртуальной реальности и прочие устройства для удалённой работы, которые позволяют оператору управлять гидроманипулятором, не покидая кабины грузовика. Однако спроса на них не было даже в лучшие для отрасли годы, а сегодня и подавно.

«Гидроманипуляторы с кабинами занимают не более 10% от общего парка спецтехники в России. Соответственно, и очки, и видеокамеры, и прочие устройства не получили распространения. Они дороги, сложны в обслуживании и не очень удобны», — поясняет Александр Засухин.

Алексей Васильев считает, что такие устройства действительно повышают комфорт работы оператора, потому что в условиях жаркого лета или холодной зимы, при выпадении осадков в виде снега и дождя из кабины грузовика выходить не хочется. Но для управления гидроманипулятором с такими модификациями требуются особые навыки.

«Это становится больше похоже на компьютерную игру, оператор перестаёт «чувствовать» установку, при этом он сам продолжает находиться в кабине грузовика и в опасной зоне работы самого манипулятора. Случаи повреждения кабин во время погрузки лесовоза по причине выпадения лесоматериала не единичны. Также такие системы очень сложны и дороги в обслуживании, а тем более в ремонте», — подтверждает представитель АО «Подъёмные машины».

Тонкости сложения

Таким образом, конструктив лесного гидроманипулятора в конечном счёте определяется его функционалом. Исходя из назначения на этапе проектирования определяются нагрузки и напряжения в металлоконструкции, возникающие во время работы техники и связанные со скоростью выполнения операций.

Поэтому и применяемые для изготовления материалы, и гидравлические компоненты, и сама конструкция отличаются, например, от краноманипуляторных установок. Как отмечает Алексей Васильев, принципиально гидроманипуляторы отличаются наличием грузозахватного органа для конкретного груза: у манипуляторов для работы с лесом это двухчелюстной грейфер, у манипуляторов для работы с ломом — лепестковый.

При выборе гидроманипулятора специалисты рекомендуют учитывать такие технические параметры, как вылет стрелы (чем он больше, тем реже придётся перемещать машину), грузоподъёмность, масса манипуляторной установки (чем она легче, тем эффективнее используется шасси при доставке грузов), а также тип сложения крана, который обычно обозначают латинскими буквами Z и L.

Как поясняет менеджер по продажам компании «ВКР», в России большее распространение получил тип складывания стрелы L — параллельно ходу движения автомобиля, поскольку он дешевле и проще как на этапе монтажа, так и в обслуживании. Модель Z (складывание перпендикулярно ходу автомобиля) обеспечивает бóльшую загрузку, уменьшая затраты на кубометр леса, но при этом она дороже, габаритнее и сложнее в обслуживании.

«Для Z-образных манипуляторов преимуществом является то, что они всегда сложены в одно и то же транспортное положение независимо от загрузки кузова. Также они не мешают при выгрузке. L-образные манипуляторы складываются на грузовую площадку или кузов и, соответственно, в транспортном положении находятся поверх груза.

Это приводит к определённым сложностям во время движения: например, необходимо контролировать габарит по высоте транспортного средства, чтобы элементы манипулятора не выходили за допустимые значения. При этом немного уменьшается и количество перевозимого груза в отличии от использования Z-образного манипулятора на схожей спецтехнике», — дополняет коллегу Алексей Васильев.

Специалисты сходятся во мнении, что основной недостаток Z-образных манипуляторов — это бóльший вес при схожих характеристиках грузоподъёмности и сложность в управлении. Такие установки подходят для эксплуатации на спецтехнике, которая перемещается по дорогам с твёрдым покрытием, так как на бездорожье элементы конструкции Z-образного манипулятора снижают проходимость и сами могут быть повреждены о препятствия.

Ну а о качестве лесных дорог все мы прекрасно знаем. А L-образные телескопические манипуляторы пользователи в первую очередь ценят за более точное перемещение груза, а также за возможность опускать его ниже уровня земли.

Современный гидроманипулятор может быть оснащён множеством дополнительных систем, таких как защита от опрокидывания, системы контроля нагрузки и стабилизаторов и т. д. Но в современных условиях все эти «плюшки» мало востребованы российскими лесозаготовителями, и в большинстве случаев успех зависит от мастерства оператора.

«Существуют электронные системы для контроля грузоподъёмности в определённых положениях стреловой системы относительно, например, выдвинутых аутригерных балок. Система понимает, когда манипулятор может потерять устойчивость, а автомобиль может опрокинуться, и не позволяет оператору поднять слишком тяжёлый груз.

Но эти системы используют электронные компоненты и датчики, которые расположены на самом манипуляторе, для их работы нужно большее количество электропроводки и более сложные гидравлические компоненты. Всё это увеличивает конечную стоимость. Практика показывает, что опытный оператор чувствует поведение установки и может самостоятельно предотвратить опрокидывание.

Более того, погрузка леса зачастую происходит в таких условиях, где найти ровную площадку с твёрдым грунтом крайне затруднительно, а значит, такая система будет существенно снижать производительность работы манипулятора. По этим причинам такие опции практически не востребованы российскими лесозаготовителями», — объясняет начальник группы продвижения АО «Подъёмные машины».


Текст: Мария Кармакова

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №2 2023

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Шредеры и рубительные машины от «СтанкоЛеса»: прибыльный... На выставке Woodex кировская компания «СтанкоЛес»...
Читать онлайн
Новости

LEUCO: деревообработка по принципу золотого сечения

На Woodex 2023 компания LEUCO представила инструмент с особой геометрией режущей кромки по принципу Фибоначчи. Заместитель генерального директора дочернего предприятия в России ООО «Лойко Рус» Фарид Акчурин рассказал о том, как инженеры компании...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.